Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2020 N Ф05-1912/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 N 10АП-17414/2019 по делу N А41-20589/2019
Категория спора: Пользование природными ресурсами.
Требования органа, уполномоченного заключать договоры пользования природными ресурсами: Об обязании очистить территории лесного фонда от порубочных остатков.
Обстоятельства: За нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем предусмотрена и гражданско-правовая ответственность.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 N 10АП-17414/2019 по делу N А41-20589/2019
Категория спора: Пользование природными ресурсами.
Требования органа, уполномоченного заключать договоры пользования природными ресурсами: Об обязании очистить территории лесного фонда от порубочных остатков.
Обстоятельства: За нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем предусмотрена и гражданско-правовая ответственность.
Решение: Удовлетворено.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2019 г. N 10АП-17414/2019
Дело N А41-20589/19
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Немчиновой М.А., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ПАО "ФСК ЕЭС": Стикачев А.С., представитель по доверенности от 19.07.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2019 по делу N А41-20589/19 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "ФСК ЕЭС" об обязании очистить территории лесного фонда от порубочных остатков,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ПАО "ФСК ЕЭС" об обязании очистить территорию лесного фонда от древесины, порубочных остатков и других горючих материалов в квартале 8 выделе 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.07.2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со
ст. ст. 266,
268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ПАО "ФСК ЕЭС" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 28 июня 2018 г. в 15 ч. 30 мин. государственным лесным инспектором Московской области в ходе патрулирования лесного участка в составе земель государственного лесного фонда в квартале 8 выдел 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи городского округа Красногорск Московской области, выявлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
Установлено, что ПАО "ФС ЕЭС", являясь балансодержателем линии электропередач, в целях расширения линии электропередач в квартале 8 выдел 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", в условиях особого противопожарного режима, в нарушении
пункта 34,
35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, проводя эксплуатацию линейных объектов, не произвело очистку просеки, на которой расположена ЛЭП КВЛ 50Q/KU Западная-Очаково, от горючих материалов.
После проведения расчистки линии электропередач не произведена уборка и складирование древесины и порубочных остатков, древесина и порубочные остатки разбросаны в хаотичном порядке по всей площади.
Указанное нарушение возникло в период действия на территории Московской области особого противопожарного режима согласно
Постановлению Губернатора Московской области от 17.04.2018 N 155-ПГ "Об установлении особого противопожарного режима на территории Московской области".
22 октября 2018 г. Звенигородским межрайонным территориальным отделом лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении ответчика в размере 300 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N 07-490/2018 представитель ПАО "ФСК ЕЭС" не оспаривал факт правонарушения.
В ходе производства по делу об административном правонарушении, старшим участковым лесничим, 28.08.2018 представителю ПАО "ФСК ЕЭС" выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства в срок до 29.10.2018.
Предписание исполнено не было.
29 ноября 2018 г. государственным участковым инспектором по охране леса Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", составлен протокол об административном правонарушении N 7-618/2018 за неисполнение предписания N 7-490/2018 об устранении нарушений лесного законодательства от 28 августа 2018 года.
31.10.2018 истцом в ПАО "ФСК ЕЭС" направлена претензия N 3193/08 о неисполнении предписания N 7-490/2018 от 28.08.2018 и необходимости в срок до 10.12.2018 произвести очистку от порубочных остатков, древесины и других горючих материалов квартал 8 выдел 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Согласно акта осмотра от 12 декабря 2018 года в квартале 8 выдел 31 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес", на котором расположена ЛЭП КВ Л 500 кВ Западная-Очаково, не очищена от древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В связи с чем Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований.
Согласно
пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии со
статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со
статьей 21 Лесного кодекса (
часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (
часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно
пункту 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с
пунктом 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных
пунктами 1 -
4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно
пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно
статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
правил пожарной безопасности в лесах
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами N 417.
Пунктом 19 Правил N 417 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно
пункту 21 Правил N 417 складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
- от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил N 417 установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В период с 01 мая 2018 г.
Постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года N 155-ПГ "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области" установлен особый противопожарный режим на территории Московской области, который длится по настоящее время.
В настоящем случае бездействие ответчика выражающееся в оставлении спиленной древесины на месте рубки, не складирование древесины в штабеля в соответствии с
Правилами пожарной безопасности в лесах, а также не отделение мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них, а также не очистка последних от горючих материалов и не отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м может привести к возникновению лесного пожара.
Согласно
статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в
статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации. Лица, виновные в нарушении требований
Правил N 417, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
пункт 38 Правил N 417).
Нарушение правил складирования древесины является причинением вреда лесному фонду.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из
пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии со
статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки
(пункт 2 статьи 15).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем, предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, о том, что истец не имеет права обращаться в суд с настоящим иском о понуждении исполнения выданных им предписаний, поскольку законодатель предоставил заявителю иной механизм воздействия на нарушителя, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Комитет лесного хозяйства Московской области в соответствии с
Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами Комитета являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области перечислен в
пункте 12 указанного Положения.
Согласно
пункту 14.5 указанного Положения Комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае, Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как указали суды.
Факт привлечения ответчика к административной ответственности, в настоящем случае, значения не имеет, поскольку факт нарушения требований лесоохранного законодательства, а равно обязанность ответчика, как пользователя леса, его соблюдать, подтверждается материалами дела.
Ссылка ответчика на
пункт 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 не может свидетельствовать о том, что за выявленные нарушения предусмотрена только административная ответственность, поскольку должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений имеют право не только давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки
(подпункт "з" пункта 8), но и предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции
(подпункт "м" пункта 8).
Указанный вывод арбитражного суда согласуется с правовой позицией, изложенной в
Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2019 по делу N А41-65854/18, в котором рассматривался спор с аналогичными обстоятельствами.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2019 по делу N А41-20589/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СЕМУШКИНА
Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
С.А.КОНОВАЛОВ