Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2013 по делу N А46-4431/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении образовательного учреждения к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности (внутренние двери эвакуационного выхода выполнены не по направлению выхода из здания и не оборудованы приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах).
Решение: Требование удовлетворено, поскольку правонарушение признано малозначительным.


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2013 по делу N А46-4431/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении образовательного учреждения к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности (внутренние двери эвакуационного выхода выполнены не по направлению выхода из здания и не оборудованы приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах).
Решение: Требование удовлетворено, поскольку правонарушение признано малозначительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А46-4431/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Маняшиной В.П.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на постановление от 10.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-4431/2013 Арбитражного суда Омской области по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области детский сад "Родничок" (646081, Омская область, Москаленский район, село Ильичевка, улица Зеленая, ИНН 5521005617, ОГРН 1025501757863) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд
установил:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области детский сад "Родничок" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - управление, административный орган) от 08.04.2013 N 9 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 19.06.2013 Арбитражного суда Омской области, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 10.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неправомерно применил положения статьи 2.9 КоАП РФ при наличии в действиях учреждения существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности в здании по адресу: Омская область, Москаленский район, село Ильичевка, улица Зеленая, дом 1, в ходе которой установлено, что внутренние двери западного эвакуационного выхода в группе 1-го класса и восточного эвакуационного выхода в младшей игровой группе на втором этаже выполнены не по направлению выхода из здания и не оборудованы приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах.
По результатам проверки административным органом 26.03.2013 составлены акт проверки, протокол об административном правонарушении и 08.04.2013 вынесено постановление N 9 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и признавая незаконным оспариваемое постановление административного органа, исходил из малозначительности допущенного учреждением правонарушения и возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3).
Противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению, приведены в СНиП 21-01-97*.
В силу пункта 6.17 СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Согласно пункту 6.18 СНиП 21-01-97* лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что учреждением допущено нарушение вышеназванных требований правил пожарной судами безопасности.
Поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, отметив устранение учреждением выявленных нарушений до момента привлечения его к административной ответственности, пришел к выводу о незначительности допущенных нарушений.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела и совершения административного правонарушения, суд апелляционной инстанции квалифицировал совершенное заявителем правонарушение в качестве малозначительного, применив статью 2.9 КоАП РФ, и отменил постановление административного органа о привлечении учреждения к административной ответственности.
Доводы управления о неправомерном применении судом положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежат отклонению.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 10.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4431/2013 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
В.П.МАНЯШИНА
В.И.НОВОСЕЛОВ