Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.2021 N Ф04-6473/2020 по делу N А70-2564/2020
Требование: Об оспаривании предписания уполномоченного органа в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены факты нарушения, выразившиеся в необеспечении необходимого запаса воды для пожаротушения, отсутствии внутреннего противопожарного водопровода, собственнику помещения выдано соответствующее предписание.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не соблюдены обязательные требования пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений, имеющийся резервуар не обеспечивает необходимый запас воды для пожаротушения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.02.2021 N Ф04-6473/2020 по делу N А70-2564/2020
Требование: Об оспаривании предписания уполномоченного органа в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены факты нарушения, выразившиеся в необеспечении необходимого запаса воды для пожаротушения, отсутствии внутреннего противопожарного водопровода, собственнику помещения выдано соответствующее предписание.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не соблюдены обязательные требования пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений, имеющийся резервуар не обеспечивает необходимый запас воды для пожаротушения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2021 г. по делу N А70-2564/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричек Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тюменьтаравторресурсы" на
решение от 16.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и
постановление от 12.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-2564/2020 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьтаравторресурсы" (25014, город Тюмень, улица Чекистов, 34, ИНН 7203033710, ОГРН 1027200810471) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Максима Горького, 72, 303, ИНН 7202130510, ОГРН 1047200654995) об оспаривании предписания.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Тюменьтаравторресурсы" - Белицкая Н.Л. по доверенности от 11.03.2020;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области - Костючик В.А. по доверенности от 22.04.2020.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Тюменьтаравторресурсы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - управление) от 18.02.2020 N 14-Л/1/1.
Решением от 16.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения
постановлением от 12.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что спорные нежилые вспомогательные помещения были введены в эксплуатацию до 1983 года и в силу
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент N 123-ФЗ) к ним не подлежат применению правила, устанавливающие более высокие требования по сравнению с действовавшими в момент ввода их в эксплуатацию; в отношении указанных помещений не требуется оборудование внутренним противопожарным водопроводом, тушение пожаров для них предусмотрено из емкостей (резервуаров, водоемов); имеющиеся на территории общества два противопожарных резервуара обеспечивают необходимый запас воды.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке
статей 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником нежилых строений N 4 (склад, площадь 444 кв. м) и N 5 (производственный цех, площадь 438,10 кв. м), расположенных по адресу: город Тюмень, улица Чекистов, дом 34.
В период с 03.02.2020 по 18.02.2020 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Техническим
регламентом N 123-ФЗ,
СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009),
СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180 (далее - СП 10.13130.2009), выразившиеся в необеспечении необходимого запаса воды для пожаротушения, отсутствии внутреннего противопожарного водопровода.
По результатам проверки управлением выдано предписание от 18.02.2020 N 14-л/1/1 об устранении обществом выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 01.02.2021.
Не согласившись с указанным предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обществом не соблюдаются обязательные требования пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Технический
регламент N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
В силу
части 1 статьи 6 Технического регламента N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Техническим регламентом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического
регламента (
часть 3 статьи 4 Технического регламента N 123-ФЗ).
Статьей 62 Технического регламента N 123-ФЗ предусмотрено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров
(часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные)
(часть 2).
Согласно
пункту 3 части 1 статьи 90 Технического регламента N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.06.2019 N 1317, действовавшим в спорный период, утвержден
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента N 123-ФЗ (далее - Перечень).
СП 8.13130.2009 разработан в соответствии со
статьями 45,
60,
62,
106 и
107 Технического регламента N 123-ФЗ, является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
СП 10.13130.2009 разработан в соответствии с Техническим
регламентом N 123-ФЗ является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода.
В соответствии с
пунктом 5.3. СП 8.13130.2009 расход воды на наружное пожаротушение зданий функциональной пожарной опасности Ф5 на один пожар должен приниматься для здания, требующего наибольшего расхода воды, по
таблицам 3 и
4.
Пунктом 4.1.1 СП 10.13130.2009 предусмотрено, что для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с
таблицей 1, а для производственных и складских зданий - в соответствии с
таблицей 2.
Исследовав и оценив в порядке
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе экспертное заключение строительно-технической экспертизы, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "МНСЭ", и заключение, выполненное федеральным государственным бюджетным учреждением "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная лаборатория" по Тюменской области, результаты совместно проведенного сторонами осмотра в ходе судебного разбирательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что принадлежащие обществу спорные нежилые помещения введены в эксплуатацию в 1983 году; в период проведения управлением проверки источником наружного противопожарного водоснабжения являлся резервуар (приблизительный объем 50 куб. м), который не обеспечивает необходимый запас воды для пожаротушения; доводы общества о наличии у него двух резервуаров, объем которых обеспечивает требуемый запас воды, не подтвержден надлежащими доказательствами; спорные нежилые помещения не оборудованы внутренним противопожарным водопроводом; вопреки доводам общества данные объекты не относятся к производственным зданиям IV степени огнестойкости категории Д, поскольку в них допускается эксплуатация встроенных помещений из горючих материалов, экраны стеллажей также выполнены из горючих материалов; на момент ввода помещений в эксплуатацию действовали нормы, предусматривающие организацию в них внутреннего противопожарного водопровода (
СНиП II-30-76. Строительные нормы и правила. Часть II. Нормы проектирования. Глава 30. Внутренний водопровод и канализация зданий, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 19.08.1976 N 137).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в результате эксплуатации названных объектов не обеспечена пожарная безопасность, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания и правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
постановил:
решение от 16.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области и
постановление от 12.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2564/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
С.Т.ШОХИРЕВА