Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2019 N Ф04-290/2019 по делу N А70-2835/2018
Требование: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
Обстоятельства: Общество в нарушение законодательства осуществляло в торговом павильоне одновременное хранение и продажу пиротехнических изделий и иных товаров из интернет-магазинов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания подтверждено.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2019 N Ф04-290/2019 по делу N А70-2835/2018
Требование: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
Обстоятельства: Общество в нарушение законодательства осуществляло в торговом павильоне одновременное хранение и продажу пиротехнических изделий и иных товаров из интернет-магазинов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания подтверждено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
от 26 марта 2019 г. по делу N А70-2835/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2019 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричек Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магазин Салютов Тюмень" на
решение от 26.07.2018 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и
постановление от 22.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-2835/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магазин Салютов Тюмень" (625051, город Тюмень, улица Розы Трениной, дом 3, ИНН 7203365017, ОГРН 1157232044078) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Максима Горького, 72-303, ИНН 7202130510, ОГРН 1047200654995) о признании недействительным предписания от 30.01.2018 N 5/1/1.
В заседании приняли участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области Костючик В.А. по доверенности от 23.05.2018.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Магазин Салютов Тюмень" (далее по тексту - ООО "Магазин Салютов Тюмень", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее по тексту - управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 30.01.2018 N 5/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в части пунктов 1, 2, 4, 5.
Решением от 26.07.2018 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения
постановлением от 22.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Магазин Салютов Тюмень" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, пункты 1, 2, 4, 5 оспариваемого предписания являются недействительными, поскольку положения
подпункта "в" пункта 7 Требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 1052 (далее по тексту - Требования N 1052), и
пункта 132 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее по тексту - Правила N 390), в рассматриваемом случае применению не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
От общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению.
Проверив в порядке
статей 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты по настоящему делу подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки сведений, изложенных в обращении члена Координационного Совета Саморегулируемой организации Российской Пиротехнической Ассоциации от 16.01.2018 вх. N 443, управлением на основании распоряжения от 23.01.2018 N 5 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки управлением составлен акт от 30.01.2018 N 5 и вынесено предписание от 30.01.2018 N 5/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 01.04.2018 устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:
1. В торговом павильоне по продаже пиротехнических изделий (город Тюмень, улица Розы Тренинной, дом 3/3) организован пункт выдачи интернет заказов (хранение коробок с почтовыми отправлениям), что является нарушением
подпункта "в" пункта 7 Требований N 1052;
2. Пиротехнические изделия бытового назначения хранятся в помещениях, не огороженных от других помещений противопожарными перегородками, что является нарушением
пункта 132 Правил N 390;
3. В торговом павильоне (город Тюмень, улица Розы Тренинной, дом 3/3) пиротехнические изделия располагаются ближе 0,5 метра от нагревательных приборов, что является нарушением
подпункта "б" пункта 8 Требований N 1052;
4. В торговом павильоне по продаже пиротехнических изделий (город Тюмень, улица Федюнинского, 67/3) организован пункт выдачи интернет заказов (хранение коробок с почтовыми отправлениям), что является нарушением
подпункта "в" пункта 7 Требований N 1052;
5. Пиротехнические изделия бытового назначения хранятся в помещениях, не огороженных от других помещений противопожарными перегородками, что является нарушением
пункта 132 Правил N 390;
Не согласившись с пунктами 1, 2, 4, 5 указанного предписания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В силу
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Пунктом 2 Требований N 1052 определено, что настоящие требования устанавливают правила поведения людей при хранении, реализации и использовании пиротехнических изделий бытового назначения I - III классов по степени потенциальной опасности
(ГОСТ Р 51270-99), обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков.
Правила хранения пиротехнических изделий на объектах розничной торговли установлены
пунктом 7 Требований N 1052, согласно которым запрещается на складах и в кладовых помещениях совместное хранение пиротехнической продукции с иными товарами (изделиями)
(подпункт "в"), пиротехнические изделия на объектах торговли должны храниться в помещениях, отгороженных противопожарными перегородками. Запрещается размещать изделия в подвальных помещениях
(подпункт "ж").
При этом
Правилами N 390 также установлено требование хранения пиротехнические изделия на объектах торговли в помещениях, отгороженных противопожарными перегородками.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке
статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество в нарушение положений
подпунктов "в" и
"ж" пункта 7 Требований N 1052,
пункта 132 Правил N 390 осуществляло в спорных помещениях одновременное хранение и продажу пиротехнических изделий и иных товаров из интернет-магазинов.
При этом судами обоснованно отклонена ссылка общества на отсутствие складов или кладовых помещений, поскольку в рассматриваемом случае размещение пиротехнических изделий в торговом зале является хранением, в связи с чем зона торгового зала расценивается как площадь для хранения.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства и отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, полностью повторяют позицию общества по делу, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
постановил:
решение от 26.07.2018 Арбитражного суда Тюменской области и
постановление от 22.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2835/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА