Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2019 N Ф04-290/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 N 08АП-11428/2018 по делу N А70-2835/2018
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 N 08АП-11428/2018 по делу N А70-2835/2018
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2018 г. N 08АП-11428/2018
Дело N А70-2835/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11428/2018) общества с ограниченной ответственностью "Магазин Салютов Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2018 по делу N А70-2835/2018 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магазин Салютов Тюмень" к Главному управлению МЧС России по Тюменской области о признании недействительным предписания от 30.01.2018 N 5/1/1,
при участии в судебном заседании представителя Деминой Л.Л. по доверенности от 05.11.2018 сроком действия 1 год;
в отсутствие представителя Главного управления МЧС России по Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Магазин Салютов Тюмень" (далее - ООО "Магазин Салютов Тюмень", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Главному Управлению МЧС России по Тюменской области (далее - ГУ МЧС России по Тюменской области, Управление, административный орган) об оспаривании предписания от 30.01.2018 N 5/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в части пунктов 1, 2, 4, 5.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2018 по делу N А70-2835/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против вынесенного по делу судебного акта, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что реализация пиротехнических изделий производится Обществом в специально оборудованных помещениях, включающих лишь торговые залы и не вмещающих склады. По мнению ООО "Магазин Салютов Тюмень", на деятельность Общества не распространяются требования об установлении противопожарных перегородок, что ошибочно установлено административным органом, а также запрет совместного размещения пиротехнической продукции и иных товаров.
В письменном отзыве на жалобу Управление просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГУ МЧС России по Тюменской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя административного органа. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Магазин Салютов Тюмень" поддержаны доводы жалобы и даны пояснения по существу спора.
Рассмотрев апелляционную жалобу с учетом поступивших к ней письменных пояснений, отзыв на данную жалобу, заслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в ГУ МЧС России по Тюменской области поступило обращение члена Координационного Совета СРО Российской Пиротехнической Ассоциации от 16.01.2018 вх. N 443 о нарушении ООО "Магазин Салютов Тюмень" правил противопожарного режима в местах реализации пиротехнической продукции по адресам: г. Тюмень ул. Розы Трениной, д. 3/3; г. Тюмень ул. Федюнинского, д. 67/1.
Решением от 24.10.2018 N 1 прокуратурой Ленинского административного округа г. Тюмени согласовано проведение в отношении Общества внеплановой выездной проверки.
На основании распоряжения Управления от 23.01.2018 N 5 в отношении Общества по указанным адресам осуществления деятельности проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проверки в деятельности ООО "Магазин Салютов Тюмень" выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте проверки от 30.01.2018 N 5.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 30.01.2018 N 5/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Срок устранения нарушений - 01.04.2018.
Заявив о незаконности предписания от 30.01.2018 N 5/1/1 в части пунктов 1, 2, 4, 5, ООО "Магазин Салютов Тюмень" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, в связи с чем Обществом реализовано право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, издавший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" ТР ТС 006/2011, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770 (далее - ТР ТС 006/2011), установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правила их идентификации в целях защиты жизни и/или здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Специальные требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий также установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 1052 (далее - Требования N 1052).
Поименованные Требования определяют противопожарный режим, обязательный для соблюдения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями (далее - организации), их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - граждане), в целях обеспечения пожарной безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования N 1052 устанавливают правила поведения людей при хранении, реализации и использовании пиротехнических изделий бытового назначения I - III классов по степени потенциальной опасности (ГОСТ Р 51270-99), обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Требований N 1052 при хранении пиротехнических изделий на объектах розничной торговли запрещается на складах совместное хранение пиротехнической продукции с иными товарами на складах запрещается (изделиями).
Таким образом, Требованиями N 1052 предусматривается специальный режим хранения реализуемой Обществом продукции, предполагающий изоляцию данных товаров от любых других с целью минимизации вероятности неконтролируемых процессов, ставящих под угрозу жизнь, здоровье населения, сохранность имущества и состояние окружающей среды.
Проверкой установлено, что в торговых павильонах ООО "Магазин Салютов Тюмень", расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Розы Трениной, д 3/3, г. Тюмень, ул. Федюнинского 67/3, осуществляется совместное хранение пиротехнической продукции с иными товарами и изделиями (пункты 1, 4 оспариваемого предписания). Так, помимо реализации пиротехнической продукции в данных помещениях осуществляется выдача интернет-заказов и хранятся коробки с почтовыми отправлениями.
Указанное обстоятельство не опровергается заявителем. Оспаривая законность предписания от 30.01.2018 N 5/1/1 в части пунктов 1 и 4, ООО "Магазин Салютов Тюмень" указывает, что торговые павильоны представляют собой единое торговое помещение, предназначенное для розничной торговли пиротехническими изделиями и сопутствующими товарами, которое отвечает требованиям, предъявляемым к торговым помещениям для реализации пиротехнической продукции. Общество указывает, что торговые павильоны не имеют складов или кладовых помещений, в связи с чем, в силу буквального толкования содержания подпункта "в" пункта 7 Требований N 1052 соответствующая норма применению не подлежит.
Между тем утверждения Общества не могут быть приняты во внимание в качестве надлежащего обоснования неправомерности предписания в силу следующего.
Статьей 2 ТР ТС 006/2011 предусматривается, что под хранением пиротехнических изделий следует понимать размещение пиротехнических изделий на оптовых, расходных складах, складах розничных торговых точек, специализированных транспортных средствах и в личных помещениях граждан, обеспечивающее сохранность свойств и безопасность пиротехнических изделий.
При этом складом розничной торговой сети считается помещение (зона торгового зала), предназначенное для кратковременного хранения (до 1 года) пиротехнических изделий бытового назначения, реализуемых через розничную торговую сеть.
С учетом буквального толкования приведенных положений зона торгового зала обоснованно сочтена административным органом складом (складским помещением).
Используемые Обществом торговые павильоны представляют собой единые торговые помещения без перегородок и стен, в которых заявителем фактически осуществляется хранение реализуемой продукции.
Следовательно, указанные помещения фактически обладают признаками склада пиротехнических изделий розничной торговой сети, и обратное из материалов дела не следует. В данных помещениях, по признанию самого заявителя, Обществом допускается совместное хранение коробок с почтовыми отправлениями и пиротехнических изделий.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что описанное выше хранение товаров обоснованно признано ГУ МЧС России по Тюменской области нарушением Требований N 1052. При обратном подходе Общество не будет лишено права осуществлять хранение указанных выше товаров совместно в месте, фактически обладающем всеми признаками склада розничной сети, что характеризуется признаками общественной опасности и, по существу, не соответствует Требованиям N 1052, равно как и самому назначению правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что проверкой в торговых павильонах, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Розы Трениной, д 3/3, г. Тюмень, ул. Федюнинского 67/3, выявлено допускаемое ООО "Магазин Салютов Тюмень" хранение пиротехникой продукции в помещениях, не отгороженных от других помещений противопожарными перегородками (пункты 2, 5 оспариваемого предписания).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 390), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу пункта 132 Правил N 390 пиротехнические изделия бытового назначения хранятся в помещениях, отгороженных от других помещений противопожарными перегородками.
Кроме того, подпунктом "ж" пункта 7 Требований N 1052 также предусматривается, что пиротехнические изделия на объектах торговли должны храниться в помещениях, отгороженных противопожарными перегородками.
Возражая против возлагаемых на Общество пунктами 2 и 5 предписания обязанностей, ООО "Магазин Салютов Тюмень" утверждает, что торговые павильоны представляют собой единое помещение, что освобождает пользователя данного объекта от устройства противопожарных перегородок.
Между тем с учетом приведенных выше положений правового регулирования используемая заявителем зона торгового зала расценивается как площадь для хранения пиротехнических изделий, и данный процесс напрямую связан с процессом непосредственной реализации соответствующей продукции. Размещение пиротехнических изделий в торговом зале представляет собой хранение, которое должно осуществляться в установленном порядке.
Следовательно, общество во исполнение предписания должно прекратить осуществление одного из видов деятельности (хранение и продажа пиротехнических изделий или хранение и выдача товаров из интернет-магазинов) либо при их совместном осуществлении установить противопожарные перегородки.
С учетом толкования совокупности положений подпунктов "в" и "ж" пункта 7 Требований N 1052, пункта 132 Правил N 390, предусматривающих конкретные ограничения осуществляемой Обществом деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действующими в рассматриваемой сфере правовым регулированием предполагается хранение реализуемой в бытовых целях пиротехнической продукции в специальных технологически отгороженных помещениях.
Оставив без удовлетворения требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. В свою очередь, заявив о несоответствии закону предписания от 30.01.2018 N 5/1/1, выданного заинтересованным лицом, ООО "Магазин Салютов Тюмень" не представило в обоснование позиции надлежащих доказательств и не опровергло выводов административного органа ссылкой на конкретные нормы.
Нормы материального права и положения процессуального законодательства судом первой инстанции применены правильно; нарушений, безусловно влекущих отмену судебного акта, не допущено. Обстоятельства спора установлены правильно.
Доводы жалобы ООО "Магазин Салютов Тюмень", свидетельствующие о несогласии общества с выводами ГУ МЧС России по Тюменской области, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными по приведенным выше причинам.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магазин Салютов Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.07.2018 по делу N А70-2835/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО