Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.09.2019 N Ф04-4321/2019 по делу N А75-18558/2018
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Обстоятельства: Обществом не выполнены требования, установленные нормативными документами по пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку вопреки доводам общества период постройки и введения в эксплуатацию здания не освобождает его от соблюдения действующих (введенных после строительства и сдачи объекта в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.09.2019 N Ф04-4321/2019 по делу N А75-18558/2018
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Обстоятельства: Обществом не выполнены требования, установленные нормативными документами по пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку вопреки доводам общества период постройки и введения в эксплуатацию здания не освобождает его от соблюдения действующих (введенных после строительства и сдачи объекта в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2019 г. по делу N А75-18558/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Беловой Л.В.
Киричек Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью торгово-производственное предприятие "Система" на решение от 25.02.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 05.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-18558/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью торгово-производственное предприятие "Система" (628684, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, улица Заречная, 15/2, ИНН 8620010758, ОГРН 1028601866974) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 5А, ИНН 8601024177, ОГРН 1048600008951) об оспаривании предписания.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью торгово-производственное предприятие "Система" (далее - общество, ООО ТПП "Система") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) от 30.10.2018 N 82/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решением от 25.02.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, исходя из положений части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент N 123-ФЗ) в отношении спорного здания подлежат применению требования пожарной безопасности, действовавшие в период направления проектной документации на экспертизу (2005 год). Кроме того, управлением не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие указанных в пунктах 3, 4, 6, 7 и 9 оспариваемого предписания нарушений.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной управлением внеплановой выездной проверки соблюдения ООО ТПП "Система" обязательных требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: город Мегион, улица Заречная, 15/4 (далее - здание), выдано предписание от 30.10.2018 N 82/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно указанному предписанию обществу необходимо в срок до 01.12.2018 устранить нарушения требований части 3 статьи 86 Технического регламента N 123-ФЗ, пункта 10.3 таблицы А1 Свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009), пункта 4.1.1 Свода правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180 (далее - СП 10.13130.2009), пунктов 4.2.5, 4.2.7, 4.3.4, 4.4.3, 4.4.6 Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171, а именно: оборудовать здание автоматической установкой пожаротушения (пункт 1), внутренним противопожарным водопроводом в соответствии с требованиями пожарной безопасности (пункт 2); ширину одного марша со второго этажа на третий центральной лестницы на путях эвакуации (фактически 1,14 м) выполнить не менее 1,2 м (пункт 3); в пределах лестничных маршей ступени выполнить одинаковой высоты (пункт 4); выход из центральной лестничной клетки выполнить непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию (пункт 5); в лестничной клетке на третьем этаже высоту горизонтального участка путей эвакуации в свету (фактически 1,7) выполнить не менее 2 м (пункт 6); обеспечить расчетную ширину лестничной площадки на втором этаже при открывании двери лестничной клетки (пункт 7); на третьем этаже установить двери, отделяющие лестничные клетки (пункт 8); ширину лестничных клеток в вестибюль и тамбур выполнить не менее ширины марша лестницы (пункт 9).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО ТПП "Система" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обществом не соблюдаются обязательные требования пожарной безопасности при эксплуатации здания.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Технический регламент N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 6 Технического регламента N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Техническим регламентом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического регламента (часть 3 статьи 4 Технического регламента N 123-ФЗ).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 N 474, действовавшим в спорный период, утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента N 123-ФЗ.
Согласно пунктам 45, 209, 215 названного Перечня соблюдение общих требований, связанных с противопожарной защитой, обеспечивается применением положений нормативных документов, в том числе СП 1.13130.2009, СП 5.13130.2009, СП 10.13130.2009,
СП 1.13130.2009 разработан в соответствии с Техническим регламентом N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Пунктом 4.2.5 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009).
В соответствии с пунктом 4.3.4 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.
Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел. (пункт 4.4.1 СП 1.13130.2009).
Пунктом 4.4.3 СП 1.13130.2009 установлено, что ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями - не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м. Промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1 м. Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.
Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, за исключением случаев, специально оговоренных в нормативных документах по пожарной безопасности. При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них, кроме выхода в вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу (пункт 4.4.6 СП 1.13130.2009).
СП 5.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 42, 45, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Технического регламента N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением "А", стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Нормы пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Приказ, утвердивший данные нормы правил безопасности, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003 под регистрационным номером 4836. До настоящего момента нормы и требования НПБ 110-03 являются действующими.
Согласно пункту 10.3 таблицы А1 Приложения "А" к СП 5.13130.2009 трехэтажные и более здания независимо от величины торговой площади подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Аналогичное положение содержит пункт 10.3 таблицы 1 (приложение к НПБ 110-03).
СП 10.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 45, 60, 62, 106 и 107 Технического регламента N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода.
Пунктом 4.1.1 СП 10.13130.2009 предусмотрено, что для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 1, а для производственных и складских зданий - в соответствии с таблицей 2.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что трехэтажное здание "Крытый рынок" возводилось на основании проектной документации 2005 года, введено в эксплуатацию в 2009 году, функциональное назначение здания - торговое; при эксплуатации здания обществом не обеспечена пожарная безопасность объекта защиты.
Доводы ООО ТПП "Система" о выполнении им условий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6 Технического регламента N 123-ФЗ, со ссылкой на наличие заключения о независимой оценке пожарного риска обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку имеется решение управления от 29.06.2018 о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты.
Доказательств соответствия спорного объекта защиты условиям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 6 Технического регламента N 123-ФЗ, в материалах дела не имеется.
Судами установлено, что обществом не выполнены требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности (СП 1.13130.2009, СП 5.13130.2009, НПБ 110-03 и СП 10.13130.2009).
Вопреки доводам ООО ТПП "Система" период постройки и введения в эксплуатацию здания не освобождает его от соблюдения действующих (введенных после строительства и сдачи объекта в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускается несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований соответствующего технического регламента подтверждено другим способом.
Принимая во внимание, что в результате эксплуатации объекта не обеспечена пожарная безопасность, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания и правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы ООО ТПП "Система", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.02.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.06.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-18558/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК