Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.2022 N Ф04-1665/2022 по делу N А45-12063/2021
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Проверкой выявлено отсутствие оборудования линий электроснабжения помещений многоквартирного дома (МКД) устройствами защитного отключения, предотвращающими возникновение пожара, управляющей компании предписано обеспечить наличие устройств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку эксплуатация МКД без устранения нарушения может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.06.2022 N Ф04-1665/2022 по делу N А45-12063/2021
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Проверкой выявлено отсутствие оборудования линий электроснабжения помещений многоквартирного дома (МКД) устройствами защитного отключения, предотвращающими возникновение пожара, управляющей компании предписано обеспечить наличие устройств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку эксплуатация МКД без устранения нарушения может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2022 г. по делу N А45-12063/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричек Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город" на
постановление от 10.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-12063/2021 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Город" (633009, Новосибирская область, город Бердск, улица Красная Сибирь, дом 123, офис 2, ОГРН 1175476018926, ИНН 5445024020) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Октябрьская, дом 80, ОГРН 1045402534143, ИНН 5406297094) о признании незаконным предписания от 03.03.2021 N 20/1/1.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Город" (далее - ООО "Город", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - управление) от 03.03.2021 N 20/1/1.
Решением от 30.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 10.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда
решение от 30.09.2021 отменено, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Город" просит отменить
постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции в нарушение требований
части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены новые доказательства; судом не учтено, что многоквартирный дом N 55 по улице Островского в городе Бердске (далее - МКД) был принят в эксплуатацию с системой электроснабжения, которая обозначена в проектной документации, с вводными автоматами, не оборудованными устройством защитного отключения; оспариваемое предписание накладывает на общество дополнительные обязанности по установке устройств защитного отключения на каждое помещение МКД, что противоречит действующему законодательству, регламентирующему обязанности управляющей организации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить
постановление суда апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив в порядке
статей 284,
286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 24.02.2021 по 03.03.2021 управлением на основании распоряжения от 19.02.2021 N 20 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлен факт нарушения требований
части 4 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) (линии электроснабжения помещений МКД (жилые помещения (квартиры) в подъезде NN 1, 2, 3, нежилые помещения, запитанные из общего распределительного щита, помещения, в которых расположено телекоммуникационное оборудование, помещение теплового узла) не оборудованы устройством защитного отключения, предотвращающим возникновение пожара).
По результатам проверки управлением 03.03.2021 составлен акт N 20 и обществу выдано предписание N 20/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанций исходил из того, что МКД был введен в эксплуатацию с системой электроснабжения, которая обозначена в проектной документации (шифр 66-1-ЭМО) на МКД, а именно с автоматами, не оборудованными устройством защитного отключения, в связи с чем пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям
статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания управления нормам действующего законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Оставляя без изменения
постановление суда апелляционной инстанции, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
На основании
статьи 17 Закона N 294-ФЗ,
статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
подпункта "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (в редакции, действовавшей в период проведения проверки), в случае выявления при проведении проверки нарушений должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(абзац 2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности
(абзац 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
(абзац 5).
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (
пункты 1,
2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
частям 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с
Законом N 184-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
В случае, если положениями
Закона N 123-ФЗ (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного
Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования (
часть 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В силу
части 4 статьи 82 Закона N 123-ФЗ линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара.
Судами установлено, что на основании договора от 19.03.2020 N 8-19 общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению спорным МКД. В состав общего имущества дома входят механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного жилого и нежилого помещения (пункт 4 Приложения 1 к договору от 19.03.2020 N 8-19).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (
пункт 42 Правил N 491).
Пунктом 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрено выполнение управляющей организацией в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме проверки и обеспечения работоспособности устройств защитного отключения.
В соответствии с
пунктом 13 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, работы по установке, замене и восстановлению работоспособности электроснабжения здания включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Исследовав и оценив по правилам
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что линии электроснабжения помещений МКД (жилые помещения (квартиры) в подъезде NN 1, 2, 3, нежилые помещения, запитанные из общего распределительного щита, помещения, в которых расположено телекоммуникационное оборудование, помещение теплового узла) не оборудованы устройством защитного отключения, предотвращающим возникновение пожара.
Таким образом, эксплуатация спорного МКД с нарушением требований пожарной безопасности, выявленным управлением, может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Письмом проектной организации - общества с ограниченной ответственностью Проектно-Строительное предприятие "Архстройдизайн" подтверждается, что проектная документация с шифром 66-1-ЭМО разработана для 9-этажного жилого дома по улице Ушакова в городе Бердске, в то время как проверка управлением проводилась в отношении МКД по улице Островского, 55 в городе Бердске, этажность здания - 7.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в результате эксплуатации спорного МКД не обеспечены требования пожарной безопасности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у управления законных оснований для вынесения оспариваемого предписания и правомерно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции неправомерно приобщил дополнительные доказательства, представленные управлением, подлежит отклонению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции на основании
статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам.
В рассматриваемом случае принятие апелляционным судом дополнительных доказательств способствовало всестороннему и объективному исследованию обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, привело к принятию законного и обоснованного судебного акта и в силу
части 3 статьи 288 АПК РФ, разъяснений, данных в
абзаце пятом пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не может служить основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со
статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
постановил:
постановление от 10.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12063/2021 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Т.ШОХИРЕВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Г.А.ШАБАНОВА