Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.02.2020 N Ф04-7767/2020 по делу N А27-1089/2019
Требование: О признании частично недействительным предписания уполномоченного органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обстоятельства: По результатам проверки помещений магазина выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что эксплуатация магазина с выявленными нарушениями вела к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.02.2020 N Ф04-7767/2020 по делу N А27-1089/2019
Требование: О признании частично недействительным предписания уполномоченного органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обстоятельства: По результатам проверки помещений магазина выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что эксплуатация магазина с выявленными нарушениями вела к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2020 г. по делу N А27-1089/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2020 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Красильниковой Веры Леонидовны на решение от 06.09.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 05.11.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А27-1089/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Красильниковой Веры Леонидовны (ОГРНИП 318420500014046) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области (650991, Кемеровская область, город Кемерово, улица Красная, дом 11, ОГРН 1044205090907, ИНН 4205076551) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Красильникова Вера Леонидовна (далее - ИП Красильникова В.Л., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 7 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) от 16.11.2018 N 127/1/75.
Решением от 06.09.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 05.11.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ИП Красильникова В.Л. просит указанные судебные акты отменить и признать оспариваемые ею пункты предписания недействительными.
По мнению предпринимателя, управлением не доказано, что эксплуатация магазина в существующем состоянии создает угрозу для безопасности жизни и здоровья людей, расчет пожарного риска не представлен; выводы судов о необходимости приведения ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности противоречат пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); до проведения их реконструкции или капитального ремонта положения ГОСТ Р 53254-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. "Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 25-ст (далее - ГОСТ Р 53254-2009), и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, далее - СНиП 21-01-97) подлежат применению только в части требований, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объектов защиты.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) управлением не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в период с 22.10.2018 по 16.11.2018 управлением на основании распоряжения от 15.10.2018 N 127 проведена внеплановая выездная проверка помещений магазина "Комфорт" ИП Красильниковой В.Л. по адресу: город Кемерово, улица Патриотов, 32.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 16.11.2018 N 127 и выдано предписание от 16.11.2018 N 127/1/75 по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения - 15.04.2019.
Не согласившись с пунктами 1, 2, 3, 7 указанного предписания, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводам о соответствии оспариваемых пунктов предписания нормам действующего законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора вправе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (статья 6 Закона N 123-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 предписания от 16.11.2018 N 127/1/75 в нарушение требований статьи 91 Закона N 123-ФЗ, пункта 36 таблицы 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03) и пунктов 36.1, 36.2 таблицы А3 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009), помещения торговых залов, расположенных в подвале и на 1 этаже магазина, встроено-пристроенного в здание другого назначения (жилой дом), не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (далее - АУПТ).
В соответствии со статьей 91 Закона N 123-ФЗ помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
На основании пункта 36 таблицы 3 НПБ 110-03 и пунктов 36.1, 36.2 таблицы А.3 СП 5.13130.2009 помещения предприятий торговли, встроенные и встроенно-пристроенные в здания другого назначения, подлежат оборудованию АУПТ: подвальные и цокольные этажи - при площади 200 кв. м и более, надземные этажи - при площади 500 кв. м и более.
Поскольку площадь торгового зала, расположенного в цокольном этаже, составляет 727,9 кв. м, а торговый зал на первом этаже занимает 1269,3 кв. м, суды правомерно поддержали вывод управления о необходимости оборудования их АУПТ.
Из пункта 3 оспариваемого предписания следует, что в нарушение статьи 85 Закона N 123-ФЗ, пункта 117 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), пунктов 7.2, 8.5 СП 7.13130.2013 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее - СП 7.13130.2013), торговые залы, складские помещения (без естественного проветривания при пожаре) не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; на первом этаже заложены все окна со стороны фасада.
Частью 1 статьи 85 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Пункт 117 Правил N 390 запрещает хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, за исключением случаев, разрешенных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре в торговых залах магазинов. Для естественного проветривания коридоров при пожаре следует предусматривать открываемые оконные или иные проемы в наружных ограждениях с расположением верхней кромки не ниже 2,5 м от уровня пола и шириной не менее 1,6 м на каждые 30 м длины коридора (пункты 7.2 и 8.5 СП 7.13130.2013).
Принимая во внимание, что на первом этаже произведено изменение объемно-планировочных решений (заложены окна) и имеются помещения без естественного проветривания, суды обоснованно сочли, что в магазине должна быть смонтирована система вытяжной противодымной вентиляции.
Согласно пункту 7 предписания от 16.11.2018 N 127/1/75 в нарушение части 4 статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пунктов 4.2.2 и 7.1.11 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), пунктов 6.9, 6.13, 7.23 СНиП 21-01-97 торговый зал, расположенный в подвале, не имеет эвакуационных выходов.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Подвальные и цокольные этажи при площади более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек должны иметь не менее двух эвакуационных выходов (пункт 6.13 СНиП 21-01-97).
В силу пункта 6.9 СНиП 21-01-97 выходы являются эвакуационными, если они ведут: а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку; б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в подпунктах "а" и "б", выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б. Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается: эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; эвакуационные выходы из подвальных и цокольных этажей с помещениями категорий В, Г и Д предусматривать в помещения категорий В4, Г, Д и в вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5, при соблюдении требований 7.23 СНиП 21-01-97.
Согласно пункту 7.23 СНиП 21-01-97 в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они не учитываются при эвакуации, за исключением случая, оговоренного в пункте 6.9 СНиП 21-01-97. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. Допускается не предусматривать вышеуказанного ограждения таких лестниц в зданиях класса Ф5 при условии, что они ведут из подвального или цокольного этажа с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения первого этажа тех же категорий.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 4.2.2, 7.1.11 СП 1.13130.2009, а также были установлены ранее действовавшим СНиП II-2-80 "Строительные нормы и правила. Часть II. Нормы проектирования. Глава 2. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", утвержденном постановлением Госстроя СССР от 18.12.1980 N 196 (подпункт "б" пункта 4.2, пункт 4.1).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что из торгового зала, расположенного в подвале, имеются 2 выхода, которые не могут быть признаны эвакуационными: для сообщения между первым и подвальным этажом (из подвального этажа в торговый зал) используется лестница без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; другая лестница выполнена открывающаяся непосредственно в торговый зал 1-го этажа; выходы наружу отсутствуют.
Вопреки доводам предпринимателя период постройки и введения в эксплуатацию здания не освобождает ее от соблюдения действующих (введенных после строительства и сдачи объекта в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что эксплуатация магазина с выявленными нарушениями ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, арбитражные суды правомерно отказали ИП Красильниковой В.Л. в удовлетворении заявления.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.09.2019 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.11.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1089/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА