Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2024 N Ф04-4217/2024 по делу N А75-21257/2023
Требование: О привлечении к ответственности по частям 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности в сфере пожаротушения.
Решение: Требование частично удовлетворено, общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку информация о месте осуществления деятельности в реестр лицензий не внесена, сооружение, используемое для размещения техники и личного состава, не соответствует требованиям, предъявляемым к пожарному депо; в удовлетворении требования по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отказано в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2024 N Ф04-4217/2024 по делу N А75-21257/2023
Требование: О привлечении к ответственности по частям 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности в сфере пожаротушения.
Решение: Требование частично удовлетворено, общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку информация о месте осуществления деятельности в реестр лицензий не внесена, сооружение, используемое для размещения техники и личного состава, не соответствует требованиям, предъявляемым к пожарному депо; в удовлетворении требования по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отказано в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2024 г. по делу N А75-21257/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2024 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на
решение от 05.12.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А) и
постановление от 09.07.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А75-21257/2023 по заявлениям Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 5А) к обществу с ограниченной ответственностью "Противопожарные технологии" (628684, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, проспект Победы, дом 3 ОГРН 1108605000030, ИНН 8605022170) о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Рахманин Д.В. по доверенности от 22.12.2022.
Суд
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Противопожарные технологии" (далее - общество, ООО "Противопожарные технологии") к административной ответственности по
частям 3,
4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 29.11.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принятые к производству по указанным заявлениям дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А75-21257/2023.
Решением от 05.12.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения
постановлением от 09.07.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
В кассационной жалобе, дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит изменить мотивировочную часть принятых по делу судебных актов и исключить из них выводы судов об отсутствии нарушений лицензионных требований; отсутствии у ООО "Противопожарные технологии" обязанности по созданию на территориях Западно-Усть-Балыкского, Западно-Асомкинского и Покамасовского месторождений пожарных депо; отсутствии необходимости указания адресов данных месторождений в лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности; неподтвержденности нарушений, указанных в пунктах 1, 4, 6, 8 акта внеплановой проверки от 29.09.2023.
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку по спорным адресам выполнения работ (Западно-Усть-Балыкское, Западно-Асомкинское, Покамасовское месторождения) обществом организованы подразделения пожарной охраны, принимающие участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, размещены личный состав и пожарная техника, то такие адреса являются местом осуществления лицензируемого вида деятельности и в соответствии с действующим законодательством подлежат включению в лицензию; обществом допущены нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности по спорным адресам.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со
статьями 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Противопожарные технологии" выдана лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от 09.10.2012 N Л013-00101-66/00129673.
Управлением в период с 18.09.2023 по 29.09.2023 в рамках осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании решения от 07.09.2023 N 92 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) обществом не приняты меры по внесению изменений в реестр лицензий в связи с изменением мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункт 1); в нарушение
подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение о лицензировании) не представлена информация о том, что Гибаленко Александр Владимирович имеет профессиональное образование и (или) проходил профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки на занимаемую должность (пункт 2); в нарушение
подпункта "д" пункта 3 Положения о лицензировании на водителя Азанова Константина Александровича не предоставлена справка об отсутствии медицинских противопоказаний по должности командира пожарного поста (пункт 3); в нарушение
подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании здания, помещения и сооружения, используемые обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, по адресам: Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение; Сургутский район, Западно-Асомкинское месторождение; Сургутский район, Покамасовское месторождение, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ): личный состав размещен в передвижном вагончике, техника размещается в сборной конструкции (не являются пожарным депо); не представлены документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание владения вышеуказанными объектами (пункты 4, 6, 8); в нарушение требований
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании обществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, по адресам: Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение; Сургутский район, Западно-Асомкинское месторождение; Сургутский район, Покамасовское месторождение, не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (пункты 5, 7, 9).
Данные обстоятельства послужили основаниями для составления акта внеплановой проверки от 29.09.2023 N 92, протоколов об административных правонарушениях от 19.10.2023 NN 13, 14 и обращения в арбитражный суд с заявлениями о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частями 3,
4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленное требование, сочтя доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не усмотрев в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции изменил мотивировочную часть решения суда первой инстанции, указав на наличие в действиях общества события правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, однако пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности в соответствующей части.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию (
пункт 14 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно
пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиям при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со
статьей 33 Закона N 123-ФЗ типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований
статьи 76 названного Закона, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со
статьей 97 Закона N 123-ФЗ
(подпункт "а"); наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих
(подпункт "г"); отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в
подпунктах "в" и
"г" настоящего пункта (подпункт "д"); выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
(подпункт "ж").
В силу
статьи 18 Закона N 99-ФЗ внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности
(пункт 8 части 1); до внесения изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных
частью 1 данной статьи, лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий
(часть 2).
В соответствии с
пунктом 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления лицензируемого вида деятельности это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Согласно
статье 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо.
Пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану (
пункт 24 статьи 2 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии со
статьей 97 Закона N 123-ФЗ подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются на производственных объектах: 1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч; 2) с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров; 3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.
Из материалов дела следует, что обществу вменяется нарушение
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, выразившееся в осуществлении лицензируемого вида деятельности в месте, не указанном в реестре лицензий, а также нарушение
подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, выразившееся в том, что здания, помещения и сооружения, используемые обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, по адресам: Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение; Сургутский район, Западно-Асомкинское месторождение; Сургутский район, Покамасовское месторождение, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Закона N 123-ФЗ (не являются пожарным депо).
Исследовав в порядке
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что осуществление деятельности по тушению пожаров на указанных в акте проверки месторождениях (Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение, Западно-Асомкинское месторождение, Покамасовское месторождение), расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляется обществом на основании договора от 28.12.2022 с публичным акционерным обществом "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - заказчик), не предусматривающего создание на территории названных месторождений пожарных депо; объекты, на которых общество оказывает услуги, не соответствуют критериям
части 1 статьи 97 Закона N 123-ФЗ; на всех объектах фактически созданы условия для проживания и несения службы дежурных нарядов личного состава общества, размещения техники, общество имеет в своем владении необходимые здания, помещения и сооружения, предоставленные заказчиком, на которых оказываются услуги; в протоколах об административном правонарушении отсутствуют ссылки на несоответствие зданий, используемых обществом для размещения автомобиля и персонала на производственных объектах, требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к пожарным депо.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений
статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного, оснований для изменения мотивировочной части судебных актов в части выводов об недоказанности возникновения у общества обязанности по внесению изменений в лицензию о месте осуществления лицензируемого вида деятельности и об отсутствии в действиях (бездействии) общества нарушения
подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании не имеется.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
постановил:
решение от 05.12.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
постановление от 09.07.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-21257/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.Ф.ДРУЖИНИНА
Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Г.А.ШАБАНОВА