Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2024 N Ф04-4217/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2024 N 08АП-267/2024 по делу N А75-21257/2023
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2024 N 08АП-267/2024 по делу N А75-21257/2023
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Содержание
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2024 г. N 08АП-267/2024
Дело N А75-21257/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2024 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-267/2024) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2023 по делу N А75-21257/2023 (судья Голубева Е.А), принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 5А) к обществу с ограниченной ответственностью "Противопожарные технологии" (ОГРН 1108605000030, ИНН 8605022170, адрес: 628684, город Мегион, проспект Победы, дом 3) о привлечении к административной ответственности по
части 3 и
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Кривощеков Д.В. (по доверенности от 22.12.2022 N 357 сроком действия до 31.12.2024), Сухинин А.Д. (по доверенности от 22.01.2024 N 28 сроком действия до 31.12.2024), Рахманин Д.В. (по доверенности от 22.12.2022 N 348 сроком действия до 31.12.2024),
от общества с ограниченной ответственностью "Противопожарные технологии" -Кулик В.Н. (директор, на основании решения от 16.04.2019 N 5, паспорт),
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление, ГУ МЧС России по ХМАО - Югре) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Противопожарные технологии" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Противопожарные технологии") к административной ответственности по
части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административных правонарушениях N 13 от 19.10.2023.
Также управлением подано заявление о привлечении ООО "Противопожарные технологии" к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административных правонарушениях N 14 от 19.10.2023, делу присвоен номер N А75-21258/2023.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2023 суд по ходатайству общества объединил настоящее дело N А75-21257/2023 в одно производство с делом N А75-21258/2023, присвоив номер N А75-21257/2023.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2023 по делу N А75-21257/2023 заявленные требования удовлетворены частично, суд первой инстанции привлек ООО "Противопожарные технологии" к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой с дополнениями, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в мотивировочной части.
Управление полагает ошибочными выводы Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о том, что договором от 28.12.2022 N МНГ22/10000/и0526/г, заключенным обществом с ПАО "СН-МНГ", не предусмотрено создание на территории месторождений (Западно-Усть-Балыкское, Западно-Асомкинское, Покамасовское) подразделений пожарной охраны; отмечает, что несмотря на то, что в лицензии ООО "Противопожарные технологии" отражено место осуществление лицензируемого вида деятельности в конкретном субъекте Российской Федерации (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра г. Мегион ул. Южная N 14 строение 4), общество обязано указывать в лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности наименования месторождений, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на которых общество оказывает услуги; полагает, что административным органом подтвержден факт нарушений, поименованных в пунктах N N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 акта проверки от 29.09.2023 N 92.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 апелляционная жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании на 21.03.2024.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Противопожарные технологии" не соглашается с доводами управления, полагая обжалуемое решение суда первой инстанции законными и обоснованным, в силу чего отмене или изменению не подлежащим.
Управлением в материалы дела представлено дополнение к апелляционной жалобе.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 производство по апелляционной жалобе управления приостановлено до окончания в Арбитражном суде Западно-Сибирского округа кассационного производства по делу N А75-15567/2023.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2024 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу N А75-21257/2023 на 25.06.2024; лица, участвующих в деле, извещены, что в случае положительного решения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу рассмотрение дела N А75-21257/2023 по существу состоится в том же судебном заседании.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на дополнение к апелляционной жалобе, а также пояснения к представленному отзыву.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 25.06.2024 представители управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с учетом дополнений, отзывы и пояснения, а также заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Противопожарные технологии" осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России N 66-07-2012-005693 (N Л013-00101-66/00129673) от 09.10.2012.
С целью исполнения решения управления от 07.09.2023 N 92, на основании
пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 2516 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336",
подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в период 25.09.2023 по 29.09.2023 в отношении ООО "Противопожарные технологии" проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Западно-Асомкинское месторождение; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Покамасовское месторождение.
О проведении выездной проверки юридическое лицо было уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствуют соответствующие записи в решении о проведении внеплановой выездной проверки от 07.09.2023 N 92.
По результатам проведенной проверки 29.09.2023 составлен акт внеплановой выездной проверки от 29.09.2023 N 92, где указаны выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований и условий по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Акт проверки вручен 29.09.2023 директору ООО "Противопожарные технологии".
В ходе проверки административный орган пришел к выводу о допущенных обществом нарушениях, а именно:
1. В нарушении
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) ООО "Противопожарные технологии" не приняты меры по внесению изменений в реестр лицензий МЧС России N 66-07-2012-005693 (Л013-00101-66/00129673) от 09.10.2012 в связи с изменением мест осуществления лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (фактически лицензиат ООО "Противопожарные технологии" осуществляет лицензируемый вид деятельности по местам (адресам), не указанным в реестре лицензий, а именно: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение (ПП "ЗУБ" ООО "Противопожарные технологии"); Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Западно-Асомкинское месторождение (ПП Западно-Асомкинского месторождения ООО "Противопожарные технологии"); Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Покамасовское месторождение (ПП Покамасовского месторождения ООО "Противопожарные технологии").
2. В нарушении
подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение о лицензировании), обществом не представлена информация о том, что Гибаленко Александр Владимирович имеет профессиональное образование и (или) проходил профессиональное обучения по программе профессиональной подготовки на занимаемую должность (по факту, исходя из записи, сделанной в книге службы, исполнял обязанности начальника караула).
По адресу осуществления обществом лицензируемого вида деятельности (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение) выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
3. В нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, здания, помещения и сооружения, используемые ООО "Противопожарные технологии" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствует требованиям
статей 33,
97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ, Технический регламент) (по факту личный состав размещен в передвижном вагончике, техника размещается в сборной конструкции (не являются пожарным депо). При проведении проверки не представлены документы подтверждающие право собственности или иное законное основание владения вышеуказанными сооружениями).
4. В нарушении
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании ООО "Противопожарные технологии" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно:
- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению пожарной охраны (
пункт 66 приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ");
- книга службы подразделения составлена с нарушениями (не в соответствии с рекомендуемым образцом), наряды на службу не утверждаются (
пункт 57 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- в журнале учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время не в полном объеме учитываются объекты с ночным пребыванием людей (
пункт 47 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- отсутствует звуковое оборудование для вызова должностных лиц (
пункт 22 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, а именно: документы по профессиональной подготовке (план профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов, методические планы, план-конспекты); копия расписания выезда подразделений пожарной охраны местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР (выписка из Плана привлечения сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР); журнал пункта связи части; перечень адресов и телефонов личного состава подразделения; инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны; перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охраны; обязанности лиц внутреннего наряда караула; инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения (
пункт 63 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- на момент проверки не предоставлен утвержденный распорядок дня подразделения (
пункт 12 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- на момент проведения проверки профессиональная подготовка личного состава дежурного караула подразделения не организована, занятия не проводились (
пункт 13 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС (
пункт 114 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- на момент проведения проверки личные карточки газодымозащитников не предоставлены (
пункт 19 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- проверка СИЗОД N 1 не проводится, отсутствует тестирующее устройство для проведения проверки (
пункт 92 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- у водителя отсутствует свидетельство на право управления пожарным автомобилем (
пункт 54 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны").
По адресу осуществления обществом лицензируемого вида деятельности (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Западно-Асомкинское месторождение) выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
5. В нарушении подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, здания, помещения и сооружения, используемые ООО "Противопожарные технологии" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствует требованиям
статей 33,
97 Федерального закона N 123-ФЗ (по факту личный состав размещен в передвижном вагончике, техника размещается в сборной конструкции (не являются пожарным депо). При проведении проверки не представлены документы подтверждающие право собственности или иное законное основание владения вышеуказанными сооружениями).
6. В нарушении
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании ООО "Противопожарные технологии" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно:
- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению пожарной охраны (
пункт 66 приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ");
- книга службы подразделения составлена с нарушениями (не в соответствии с рекомендуемым образцом), наряды на службу не утверждаются (
пункт 57 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- в журнале учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время не в полном объеме учитываются объекты с ночным пребыванием людей (
пункт 47 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- отсутствует звуковое оборудование для вызова должностных лиц (
пункт 22 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, а именно: 1) документы по профессиональной подготовке (план профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов, методические планы, план-конспекты); журнал пункта связи части; перечень адресов и телефонов личного состава подразделения; инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны; перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охран; обязанности лиц внутреннего наряда караула; инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения (
пункт 63 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны").
- на момент проведения проверки профессиональная подготовка личного состава дежурного караула подразделения не организована, занятия не проводились (
пункт 13 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС (
пункт 114 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- на момент проведения проверки личные карточки газодымозащитников не предоставлены (
пункт 19 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- проверка СИЗОД N 1 не проводится, отсутствует тестирующее устройство для проведения проверки (
пункт 92 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- у водителя пожарного автомобиля отсутствует свидетельство на право управления пожарным автомобилем (
пункт 54 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны").
По адресу осуществления обществом лицензируемого вида деятельности (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Покамасовское месторождение) выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
7. В нарушении
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании ООО "Противопожарные технологии" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно:
- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению пожарной охраны (
пункт 66 приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ");
- книга службы подразделения составлена с нарушениями (не в соответствии с рекомендуемым образцом), наряды на службу не утверждаются (
пункт 57 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- в журнале учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время не в полном объеме учитываются объекты с ночным пребыванием людей (пункт.47
приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- отсутствует звуковое оборудование для вызова должностных лиц (
пункт 22 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, а именно: документы по профессиональной подготовке (план профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов, методические планы, план-конспекты); журнал пункта связи части; перечень адресов и телефонов личного состава подразделения; инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны; перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охран; Обязанности лиц внутреннего наряда караула; инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения (
пункт 63 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- на момент проверки не предоставлен утвержденный распорядок дня подразделения (
пункт 12 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- на момент проведения проверки профессиональная подготовка личного состава дежурного караула подразделения не организована, занятия не проводились (
пункт 13 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны");
- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС. (
пункт 114 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- на момент проведения проверки личные карточки газодымозащитников не предоставлены (
пункт 19 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- проверка СИЗОД N 1 не проводится, отсутствует тестирующее устройство для проведения проверки (
пункт 92 приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны");
- у водителя пожарного автомобиля отсутствует свидетельство на право управления пожарным автомобилем (
пункт 54 приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны").
По факту выявленных нарушений, общество уведомлением от 05.10.2023 извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Административным органом 19.10.2023 в отношении общества в отсутствии представителя составлен протокол об административном нарушении N 13, действия общества квалифицированы административным органом по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки административный орган пришел к выводу о том, что:
1. В нарушение
подпункта "д" пункта 3 Положения о лицензировании на водителя Азанова Константина Александровича представлена справка об отсутствии медицинский противопоказаний по должности командира пожарного поста, по факту в соответствии с записью в книге службы с 18.09.2023 исполняет обязанности водителя (при медицинском осмотре по данной должности проходится проверка по другим производственным факторам).
2. В нарушении подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании на объекте охраны, расположенном на Покамасовском месторождении, здания, помещения и сооружения, используемые ООО "Противопожарные технологии" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствует требованиям
статей 33,
97 Федерального закона N 123-ФЗ (по факту личный состав размещен в здании на территории месторождения, техника размещается на улице рядом со зданием (не является пожарным депо). При проведении проверки не представлены документы подтверждающие право собственности или иное законное основание владения вышеуказанным зданием.
По факту выявленных нарушений, общество уведомлением от 05.10.2023 извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Административным органом 19.10.2023 в отношении общества в отсутствии представителя составлен протокол об административном нарушении N 14, действия общества квалифицированы административным органом по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая подведомственность, закрепленную в
статье 23.1 КоАП РФ, на основании
статьи 28.8 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлениями о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частями 3 и
4 статьи 14.1 КоАП РФ.
05.12.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом факта нарушения, касающегося отсутствия информации о том, что Гибаленко А.В. на момент проведения проверки имел профессиональное образование и (или) проходил профессиональное обучения по программе профессиональной подготовки на занимаемую должность начальника караула, в связи с чем усмотрел основания для квалификации вмененных обществу нарушений по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Проверив в порядке
статей 266,
268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения на основании следующего.
По правилам
части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объектом охраны при квалификации по делам, предусмотренным указанной статьей является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного
частью 4 данной статьи, является грубое нарушение лицензируемого вида деятельности.
Согласно примечанию к
статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
Как следует из
пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно
пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в
статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии с
пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Согласно пункту 3 Постановления N 1131 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со
статьей 33 Федерального закона N 123-ФЗ типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований
статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со
статьей 97 Федерального закона N 123-ФЗ;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность" либо иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет;
г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта;
е) прохождение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих;
ж) выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
з) соблюдение лицензиатом требований к порядку учета пожаров и их последствий, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
При этом в соответствии с пунктом 4 Постановления N 1131 к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности относятся в том числе нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" пункта 3 названного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Обстоятельства, позволяющие квалифицировать нарушение лицензионных требований как грубое, требует доказывания наряду с фактами самого нарушения.
На основании
пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В реестре лицензий должны быть указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 18 этого же Федерального закона внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту части 2 указанной статьи до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением случаев осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий.
В соответствии с
пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.
Согласно
части 1 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо.
Как разъяснено в
письме МЧС России от 31.03.2022 N М-19-501, учитывая специфику осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности должен указываться адрес пожарного депо, расположенного по адресу юридического лица и (или) его филиала.
Пунктом 24 статьи Федерального закона N 123-ФЗ определено, что пожарное депо - это объект пожарной охраны, в котором расположены:
- помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания,
- служебные помещения для размещения личного состава,
- помещение для приема извещений о пожаре,
- технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности согласно лицензии МЧС России N 66-07-2012-005693 (N Л013-00101-66/00129673) от 09.10.2012, выданной обществу, указан адрес общества (г. Мегион, ул. Южная, N 14, стр. 4).
Осуществление деятельности по тушению пожаров на указанных в акте проверки месторождениях (Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение, Западно-Асомкинское месторождение, Покамасовское месторождение), расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляется обществом на основании соответствующего договора с ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ПАО "СН-МНГ") от 28.12.2022, не предусматривающего создание на территории названных месторождений пожарных депо.
В соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к договору N МНГ-22/10000/00528/Р от 28.12.2022) местами оказания услуг по тушению пожаров, проведения аварийно-спасательных и газоспасательных работ, пожарно-профилактических мероприятий на объектах защиты ПАО "СН-МНГ", являются: ДНС Западно-Асомкинского м/р; ДНС Западно-Усть-Балыкского м/р; ДНС Покамасовского м/р.
Административным органом в протоколах об административном правонарушении отражено, что подразделения пожарной охраны ООО "Противопожарные технологии" входят в состав Сургутского местного пожарно-спасательного гарнизона и Нефтеюганского местного пожарно-спасательного гарнизона.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, обществу вменяется нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, выразившееся в том, что здания под размещение персонала и под стоянку техники на основании договора с заказчиком, либо фактически используемые обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Федерального закона N 123-ФЗ (не являются пожарным депо). По отдельным объектам техника находится на улице, а персонал проживает в вагон-домах либо общежитиях.
Возражая относительно данного утверждения административного органа, общество указывает, что категория охраняемого объекта, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, не требует размещения пожарного депо на территории заказчика. Указанные выводы поддержаны судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
В соответствии со
статьей 33 Федерального закона N 123-ФЗ здания пожарных депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются на следующие типы:
1) I - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны городских населенных пунктов;
2) II - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны городских населенных пунктов;
3) III - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны организаций;
4) IV - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны организаций;
5) V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских населенных пунктов.
При этом, в соответствии со
статьей 97 Федерального закона N 123-ФЗ подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются на производственных объектах:
1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч;
2) с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров;
3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.
Вместе с тем, в настоящем случае, как верно указал суд первой инстанции, административный орган не представил доказательства того, что объекты, на которых общество оказывает услуги, соответствуют вышеуказанным характеристикам.
Согласно
статье 77 Федерального закона N 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к пожарным депо.
Согласно
части 4 указанной статьи, состав зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, площади зданий и сооружений определяются техническим заданием на проектирование.
В настоящем случае из материалов дела следует, что в протоколах об административном правонарушении отсутствуют ссылки на несоответствие зданий, используемых обществом для размещения автомобиля и персонала на производственном объекте требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к пожарным депо.
В апелляционной жалобе управлением также не представлены сведения о том, что производственные объекты, расположенные на указанных месторождениях, соответствуют критериям, приведенным в
статье 97 Федерального закона N 123-ФЗ.
В соответствии со
статьями 76 и
97 Федерального закона N 123-ФЗ разработан
СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения.
Согласно пункту 1.2 указанного нормативного документа, настоящий
свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов (далее - населенных пунктов) и производственных объектов.
Настоящим
сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны
(пункт 1.3).
В соответствии с
СП 11.13130.2009, оперативное подразделение пожарной охраны - это подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо
(пункт 2.1).
Место дислокации подразделения пожарной охраны: место на территории населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить (расположено) пожарное депо (пункт 2.3).
В соответствии с
пунктом 2.4 указанного свода правил, пожарное депо - специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
Тот же
свод правил предусматривает требования к местам размещения пожарных депо.
Согласно
пункту 3.2.1 СП 11.13130.2009, исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются для производственных объектов - собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Для каждого объекта предполагаемого пожара рассчитывается максимально допустимое расстояние от него до ближайшего пожарного депо в зависимости от цели выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития (
пункт 4.3 свода правил).
Таким образом, вопреки доводам административного органа, вышеуказанный
Свод правил не устанавливает какие-либо особые требования, которые предъявляются к пожарным депо, которое определено в данном нормативном правовом акте как специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, на основании
пункта 56 приказа МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" (далее - Приказ N 467) порядок привлечения сил и средств подразделений гарнизонов, территориальных (местных) гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ: расписаниями выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - расписание выезда); строевыми записками гарнизонов.
В соответствии с
пунктом 63 Приказа N 467 система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время; обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного гарнизона в количестве, необходимом для локализации пожара возможность ликвидации силами и средствами местного гарнизона одновременно двух пожаров; возможность привлечения объектовых подразделений пожарной охраны, имеющих в боевом расчете два и более основных пожарных автомобилей, за территорию охраняемых объектов (в подрайон выезда) для тушения пожара (ликвидации ЧС) при невозможности прибытия к месту указанного пожара (ЧС) территориального подразделения пожарной охраны в кратчайшие сроки.
В соответствии с
пунктом 64 Приказа N 467 для каждого подразделения гарнизона расписанием выезда определяется территория, в границах которой предусмотрено первоочередное направление сил и средств этого подразделения, по первому сообщению о пожаре (ЧС) (далее - район выезда).
На территории района выезда подразделения гарнизона предусматриваются подрайоны выезда для ближайших подразделений (далее - подрайон выезда).
Подрайоном выезда подразделения гарнизона может являться как часть территории, так и вся территория района выезда другого подразделения гарнизона.
На основании
пункта 65 Приказа N 467 районом выезда для объектового подразделения пожарной охраны является территория охраняемой организации, подрайоном выезда - территория (часть территории) муниципального образования, непосредственно прилегающая к территории охраняемой организации.
Районом выезда для территориального подразделения пожарной охраны является территория (часть территории) муниципального образования, подрайоном выезда - территория (часть территории), муниципального образования, непосредственно прилегающая к району выезда и являющаяся районом выезда другого подразделения пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 5.55 приложения N 5 к утвержденному расписанию выезда подразделений Сургутского местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образований городской округ город Сургут и Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, район выезда ПП "Западно-Асомкинского месторождения" ООО "Противопожарные технологии" включает территорию Сургутского района в границах Западно-Асомкинского лицензионного участка недр, включая объект защиты ДНС-2 Западно-Асомкинского месторождения нефти.
В соответствии с пунктом 5.56 приложения N 5 к расписанию выезда подразделений Сургутского местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образований городской округ город Сургут и Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, район выезда ПП "Покамасовкого месторождения" ООО "Противопожарные технологии" включает территорию Сургутского района в границах Покамасовкого и Локосовкого лицензионных участков недр, исключая район выезда ПК Локосово Федеровский филиал КУ "Центроспас-Югория" по Сургутскому району.
В соответствии с Таблицей расписания выезда типов пожарной техники Сургутского местного пожарно-спасательного гарнизона по рангам пожаров по районам (подрайонам) выезда, расчетное время прибытия подразделений ПП "Западно-Асомкинского месторождения", ПП "Покамасовкого месторождения" ООО "Противопожарные технологии" к наиболее удаленной точке района выезда, составляет 2 минуты.
В соответствии с
приложением N 5 к утвержденному расписанию выезда подразделений Нефтеюганского местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории (части территории) муниципальных образований Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский район, Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, район выезда ПП "Западно-Усть-Балыкское месторождение" ООО "Противопожарные технологии" включает территорию с прочими объектами, в границах Западно-Усть-Балыкского месторождения.
В соответствии с расписанием выезда подразделений Нефтеюганского местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории (части территории) муниципальных образований Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский район, Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расчетное время прибытия подразделений ПП "Западно-Усть-Балыкское месторождение (ЗУБ)" ООО "Противопожарные технологии" к наиболее удаленной точке района выезда, составляет 54 минуты.
При этом, в настоящем случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на всех объектах фактически созданы условия для проживания и несения службы дежурных нарядов личного состава общества, размещения техники, общество имеет в своем владении необходимые здания, помещения и сооружения, предоставленные заказчиком, на которых оказываются услуги, о незаконности владения административный орган доказательства не предоставил.
Указанные выводы опровергают доводы управления о том, что у общества возникла обязанность указать местом осуществления лицензируемого вида деятельности вышеупомянутые месторождения, поскольку доказательств необходимости оборудования на них пожарных депо в материалы дела не представлено.
В связи с чем, являются верными выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях (бездействии) общества нарушения
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ, а также подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании.
Вместе с тем, в настоящем случае обществу также вменяются нарушения иных лицензионных требований:
предоставление медицинской справки на Азанова К.А. об отсутствии медицинских противопоказаний по должности командира пожарного поста с учетом осуществления им функций водителя;
отсутствие информации о том, что Гибаленко А.В. на момент проведения проверки имел профессиональное образование и (или) проходил профессиональное обучения по программе профессиональной подготовки на занимаемую должность начальника караула (нарушение признано судом первой инстанции);
нарушение требований
приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны" (далее - Правила N 640),
приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны" (далее - Устав N 452) и
приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" (далее - Боевой устав).
В соответствии с
подпунктом "д" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в том числе: отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и
"г" настоящего пункта.
Представленными доказательствами подтверждается и обществом не опровергнуто, что в нарушение
подпункта "д" пункта 3 Положения о лицензировании обществом предоставлена медицинская справки на Азанова К.А. об отсутствии медицинских противопоказаний по должности командира пожарного поста с учетом осуществления им функций водителя (принимая во внимание, что при медицинском осмотре по данной должности проводится проверка по другим производственным факторам).
По верному указанию заявителя, в настоящем случае, учитывая специфику осуществления деятельности, усматривается возможная угроза жизни и здоровью личного состава ООО "Противопожарные технологии" по причине различной специфики выполнения работ; отсутствие медицинских противопоказаний является обязательным условием начала выполнения деятельности в соответствующих должностях.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части признаются апелляционным судом обоснованными.
В силу
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензионным требованием при осуществлении лицензируемого вида деятельности является выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444 утвержден Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно пункту 3 Боевого устава выполнение требований данного устава является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, и привлеченных к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ сил.
Пунктом 66 Боевого устава для согласованного взаимодействия личного состава подразделений пожарной охраны, участвующего в проведении боевых действий по тушению пожаров, на каски указанного личного состава наносятся знаки различия по принадлежности к подразделению пожарной охраны (рекомендуемые образцы приведены в
приложении N 9 к настоящему Боевому уставу).
Устав N 452 определяет порядок организации и несения караульной службы в подразделениях всех видов пожарной охраны.
Согласно пункту 12 Устава N 452, несение боевого дежурства дежурным караулом осуществляется в соответствии с распорядком дня, утвержденным начальником подразделения (приложение N 2 к настоящему Уставу).
Пунктом 13 Устава N 452 установлено, что при осуществлении боевого дежурства должны проводиться следующие мероприятия:
организация профессиональной подготовки личного состава дежурного караула подразделения в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны обеспечение постоянной готовности дежурного караула подразделения к проведению боевых действий по тушению пожаров в период боевого дежурства;
оперативно-тактическое изучение района (подрайона) выезда подразделения;
организация работы с документами предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров;
поддержание связи между подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения;
техническое обслуживание и ремонт техники и вооружения;
обеспечение охраны помещений и территории подразделения, поддержание в них порядка и выполнение требований пожарной безопасности, а также проведение административно-хозяйственных работ силами личного состава дежурного караула подразделения;
восстановление боеготовности отделений после проведения боевых действий по тушению пожаров;
разработка порядка привлечения караулов подразделения, свободных от несения караульной службы, к боевым действиям по тушению пожаров;
иные мероприятия, необходимые для выполнения задач караульной службы.
Пункт 22 Устава 452 устанавливает, что на фасаде здания подразделения (пожарном поезде) должны размещаться вывеска с наименованием подразделения и звуковое оборудование для вызова должностных лиц дежурного караула.
Пунктом 47 Устава N 452 предусмотрено, что диспетчер подразделения при осуществлении своей деятельности обязан, в том числе, вести журнал учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время (приложение N 6 к настоящему Уставу).
Согласно пункту 54 Устава N 452, водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления ПА, к дежурству не допускается.
Пунктом 57 Устава N 452 установлено, что при заступлении на боевое дежурство начальник заступающего караула должен получить от сменяющегося начальника караула сведения об изменении оперативной обстановки в районе (подрайоне) выезда подразделения, после чего осуществить запись в книге службы (приложение N 8 к настоящему Уставу).
Правила N 640 определяют основные требования к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных (далее - СИЗОД), в том числе при организации и осуществлении деятельности по их эксплуатации и применению при ведении боевых действий по тушению пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (далее - АСР) в среде с наличием опасных факторов пожара (далее - ОФП), в зонах с превышением предельно допустимых концентраций токсичных и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ, нахождение в которых без СИЗОД может нанести вред жизни и здоровью (далее - непригодная для дыхания среда) (пункт 1).
Данные Правила распространяются на органы управления, подразделения и организации, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены тушение пожаров, а также проведение АСР (далее - подразделения пожарной охраны), объединенные в территориальные (местные) пожарно-спасательные гарнизоны (далее - гарнизон), в случае использования ими СИЗОД (пункт 2).
Согласно пункту 19 Правил N 640 в целях документирования информации по использованию СИЗОД на каждого газодымозащитника заводится личная карточка газодымозащитника (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).
Согласно пункту 92 Проверка N 1 проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии в процессе эксплуатации, проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов СИЗОД, выполняется пользователем СИЗОД под руководством начальника караула (дежурной смены либо лица, его заменяющего).
Для организации и осуществления технического обслуживания, хранения документации и СИЗОД, закрепленных за личным составом дежурных караулов (дежурных смен), в подразделениях оборудуются обслуживающие посты ГДЗС (пункт 114 Правил N 640).
В настоящем случае представленными доказательствами подтверждается и обществом не опровергнуто, что в нарушение
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании обществом не выполняются положения вышеуказанных нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Доказательств существования объективных препятствий для выполнения обществом вышеупомянутых лицензионных требований суду не представлено, в силу чего суд апелляционной инстанции полагает неправомерными выводы суда первой инстанции относительно того, что в настоящем случае отсутствуют основания для признания неподтвержденным факта совершения указанных нарушений, поименованных в пунктах 5, 7, 9 акта проверки от 29.09.2023.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции находит частично обоснованными, материалами дела подтверждается наличие в действиях ООО "Противопожарные технологии" события административных правонарушений, предусмотренных
частями 3,
4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обжалуемым судебным актом общество привлечено к административной ответственности по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения, в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ судом первой инстанции отказано.
В соответствии с
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения такого административного правонарушения.
С учетом правовой позиции, изложенной в
постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, срок давности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ составляет три месяца.
Время совершения административного правонарушения согласно протоколу об административном правонарушении - 29.09.2023.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок давности для привлечения общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ истек, что в силу
пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Вопрос о наличии вины общества обсуждаться не может.
Истечение срока давности является основанием к отказу в привлечении к административной ответственности.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в
пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных
статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Абзац третий пункта 39 Постановления N 12 содержит указание на то, что на изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Между тем, указанные действия являются правом суда и осуществляются на его усмотрение.
Мотивировочную часть обжалуемого судебного акта следует оценивать с учетом мотивировочной части настоящего постановления и выводов апелляционного суда, в ней содержащихся. При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2023 по делу N А75-21257/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно
статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Н.Е.КОТЛЯРОВ