Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2024 N 21АП-8019/2024 по делу N А83-18153/2022
Требование: О признании права собственности на объект.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2024 N 21АП-8019/2024 по делу N А83-18153/2022
Требование: О признании права собственности на объект.
Решение: Требование удовлетворено.
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2024 г. по делу N А83-18153/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2024
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2024
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Архипенко А.М., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Букшановой М.М.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Мурадасиловой Зийде Наримановны, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от индивидуального предпринимателя Мурадасиловой Зийде Наримановны - Попкова Е.А., представитель по доверенности от 16.08.2023 N 82/28-н/82-2023-2-337,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суд Республики Крым от 28 июня 2024 года по делу N А83-18153/2022 (судья Якимчук Н.Ю.)
по иску индивидуального предпринимателя Мурадасиловой Зийде Наримановны
(ОГРНИП: 322911200064918, ИНН: 910203109484)
к Администрации города Симферополя Республики Крым
(ОГРН: 1149102098749, ИНН: 9102048470),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН: 1209100011383, ИНН: 9102266863), Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН: 1149102017404, ИНН: 9102012065)
о признании права собственности,
установил:
индивидуальный предприниматель Мурадасилова Зийде Наримановна обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым, в соответствии с которым просит суд признать за индивидуальным предпринимателем Мурадасиловой Зийде Наримановной право собственности на объект - нежилое здание, площадью 3 225,94 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 90:22:010311:904 по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9.
Исковые требования мотивированы тем, что истец неоднократно обращался с заявлением о включении сведений в реестр поднадзорных объектов об объекте капитального строительства "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9" как в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, так и в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым. Сведения об объекте капитального строительства не включены в реестр поднадзорных объектов, Декларация утратила силу. Таким образом, с 2021 года строительство осуществлялось в отсутствие разрешительного документа на строительство.
Спорный объект недвижимости по утверждению истца является объектом капитального строительства, соответствуют градостроительным, строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, проектной документации, виду разрешенного использования земельного участка и не создают угрозы жизни и здоровью граждан.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.06.2024 года по делу N А83-18153/2022 исковые требования удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано, в том числе, выводами эксперта изложенными в заключении судебной строительно-технической экспертизы от 19.01.2024 года N 1084,1085/3-3-23.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
Так, апеллянт указывает на то, что истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие возведение объекта без нарушений строительных норм и правил, проектной документации, что он не несет угрозу жизни и здоровью граждан, также указывает на отсутствие доказательств неправомерности отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию.
Более подробные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым поддержало доводы апелляционной жалобы, просило ее удовлетворить. Индивидуальный предприниматель Мурадасилова Зийде Наримановна просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений по тем основаниям, что доводы апеллянта, в части нарушения градостроительного и земельного законодательства, а также опасности для жизни и здоровья граждан, опровергаются выводами судебной комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы проведенной ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России по данному делу N А83-18153/2022, согласно которых выполнение работ по строительству спорного объекта соответствует требованиям градостроительного законодательства в части, наличия проектной документации и наличия разрешения на строительство; соответствует строительным нормам и правилам в части площади, конфигурации и целевого назначения помещений, оснащенности коммуникациями и оборудованием, предусмотренным СНиП 31-06-26; соответствует строительным нормам и правилам в части сейсмичности, в части монтажа несущих и ограждающих конструкций; в части наличия в проекте расчетов нагрузок и воздействий; в части оборудованности для маломобильных групп населения; полностью соответствует противопожарным нормам и правилам.
Согласно выводам экспертизы, отвечая на 4-й вопрос, комиссия экспертов установила, что объект исследования соответствует требованиям пожарной безопасности, требованиям по сохранению устойчивости сооружения и инсоляции, следовательно с технической точки зрения эксплуатация данного объекта безопасна - не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, по мнению истца, выводы судебной экспертизы опровергают доводы апеллянта и подтверждают установленный судом первой инстанции факт о полном соответствии объекта недвижимости землеустроительным, строительным, градостроительным, санитарным, противопожарным и экологическим нормам и правилам, а также об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан.
Кроме того, истец указывает, что согласно исследовательской части судебной комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы проведенной ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России по данному делу N А83-18153/2022 на страницах 33-34 и 56 экспертного заключения указано, что в результате камеральной обработки результатов геодезических измерений и последующего сопоставления данных расположения объекта капитального строительства согласно геодезическим измерениям и данных их ЕГРН о местоположении границ земельного участка, в частности установления взаимного расположения, экспертами было определено, что исследуемый объект по контуру наружных стен расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 90:22:010311:904 расположенного по адресу Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, в связи с чем, доводы апеллянта о нарушении земельного законодательства, в том числе о том, что объект частично выходит за границы земельного участка, не соблюдены отступы от границ, опровергнуты экспертным путем.
Истец указывает, что ИП Мурадасилова З.М. является добросовестным застройщиком, принявшим все меры, предусмотренные законом для получения разрешающих строительство документов, осуществила на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке кадастровый номер 90:22:010311:904 расположенном по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9 строительство объекта недвижимого имущества - нежилого здания площадью 3225,94 кв. м.
Повторно рассмотрев дело по правилам
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, Администрацией города Симферополя Республики Крым 31.08.2017 года вынесено постановление N 2988 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 90:22:010311:904", согласно которому был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 90:22:010311:904, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, площадью 600 кв. м, находящегося в собственности Мурадасиловой З.Н. с видом разрешенного использования земельного участка - здравоохранение, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Градостроительным планом земельного участка N RU933 080002014001-0445 (далее - ГПЗУ 0445, ГПЗУ 2017 г.) установлено, что предельное количество этажей - 8, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0,85%.
Согласно сведениям, указанным в ГПЗУ 0445, земельный участок истца полностью расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4). Зона застройки многоэтажным жилыми домами включает в себя участки территории города, предназначенные для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов этажностью от 9 до 16 этажей, допускается размещение объектов социального, культурного, бытового обслуживания, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих потребности жителей указанных территорий и связанных с проживанием граждан, и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду согласно видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительными регламентами применительно к территориальной зоне.
В разделе ГПЗУ 0445 "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" в основных видах разрешенного использования указаны "Здравоохранение" (код. - 3.4) и "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код. - 2.6).
Как следует из пояснений истца и не оспаривается ответчиком, проектная документация "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9" выполнена на основании: градостроительного плана земельного участка N RU933080002014001-0445, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 31 августа 2017 года N 2988; технических условий ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" от 19.12.2016 года N 02-22/7697; технических условий ГУП РК "Крымгазсети" от 15.03.2017 года N 08-342/15 г.; технических условий ГУП РК "Крымэнерго" от 23.12.2016 года N 443/004-2649-16; технических условий ГУП РК "Вода Крыма" от 20.12.2016 года N 93.
Из раздела 1 "Пояснительная записка" шифр 1/17-1-ПЗ следует, что проектируемое здание является Медицинским центром общего назначения для обслуживания населения прилегающих жилых районов, площадью застройки - 492,0 м2, количеством этажей - 8, в том числе 1 подвальный + 5 надземных + 2 технических, общей площадью здания - 3225,94 м2, в том числе ниже отметки 0.000 - 256,79 м2, выше отметки 0.000 - 2433,55 м2, эксплуатируемой кровли - 335,6 м2, строительным объемом-5004,1 м3.
Службой государственного строительного надзора Республики Крым 20.11.2018 года была зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9" за номером РК 08318020809.
В последующем в указанную Декларацию были внесены изменения, что подтверждается письмом Службы от 19.11.19 года N 3890/исх.
Технико-экономические показатели, указанные в Декларации за номером РК 08318020809, полностью соответствуют показателям, указанным в разделе 1 "Пояснительная записка" шифр 1/17-1-ПЗ.
Судом также установлено, что получив необходимые разрешения и согласования, истец неоднократно обращалась с заявлением о включении сведений в реестр поднадзорных объектов об объекте капитального строительства "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9" как в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, так и в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Так, 20.03.2020 года Мурадасилова З.Н. обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства.
13.04.2020 года ею был получен ответ N 2/390/исх. Службы государственного строительного надзора Республики Крым, согласно которого отказано в постановке объекта под надзор на основании того, что объект капитального строительства частично выходит за границы земельного участка.
Устранив указанные недостатки, 27.08.2020 года ИП Мурадасилова З.Н. вновь обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства, предоставив дополнительные документы на земельный участок.
22.09.2020 года получен ответ N 2/908кП Службы государственного строительного надзора Республики Крым согласно которого, отказано в постановке объекта под надзор на основании того, что у объекта отсутствует парковка для автомобилей (другое основание отказа).
Устранив указанные недостатки, 11.01.2022 года ИП Мурадасилова З.Н. обратилась в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства, предоставив дополнительные документы, в том числе на парковку автомобилей.
05.02.2022 года получен ответ N 3/116пБ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, согласно которого, отказано в постановке объекта под надзор на основании того, что проектируемые пандусы для инвалидов расположены за пределами земельного участка (другое основание отказа).
Устранив указанные недостатки, 14.07.2022 года ИП Мурадасилова З.Н. обратилась в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства, предоставив дополнительные документы, в том числе на земельный участок под проектируемые пандусы для инвалидов.
01.08.2022 года получен ответ N МЗ-40/-1/1М-40/1276/2 Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым согласно которого, отказано в постановке объекта под надзор на основании того, что уже ранее рассматривались аналогичные обращения по которым было отказано и было рекомендовано заявителю обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
16.03.2023 года ИП Мурадасилова З.Н. обратилась в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
22.03.2023 года получен ответ N 1/2843/исх Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым согласно которого, отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию так как ранее ей три раза было отказано в постановке объекта под надзор.
Исчерпав все возможности для разрешения в установленном законом порядке вопроса об оформлении права собственности на построенный объект капитального строительства, истица обратилась в Арбитражный суд Республики Крым за защитой своих интересов с данными исковыми требованиями.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Так, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно
статье 12 Гражданского кодекса РФ, способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
Как разъяснено в
пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 года N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведен (создан) объект, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (
пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
При этом, необходимо учитывать, что для целей признания права собственности самовольная постройка должна отвечать требованиям, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, обязательным требованиям к параметрам постройки, установленным на день обращения в суд.
При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок, видов разрешенного использования (п. 19 постановления Пленума).
Особое значение при признании права собственности на самовольную постройку, равно как и возможность ее сохранения имеет установление воли собственника земельного участка на предоставление его для размещения на нем определенного объекта. Именно такое согласие должно учитываться при разрешении вопроса о возможности признать право собственности на самовольную постройку, возведенную на земельном участке (
определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2016 года по делу N 305-ЭС16-8051).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Мурадасилова З.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:22:010311:904, расположенного по адресу: Республика Крым, город Симферополь, улица Кантар, 9.
Согласно
ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Из положений
ст. 85 ЗК РФ, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.
При этом, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в Правилах землепользования и застройки (
п. 9 ст. 1,
ч. 2 и
6 статьи 30 ГрК РФ). Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (
п. 8,
9 ст. 1,
ст. 37 ГрК РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (
ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно
ст. 37 ГрК РФ различаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные; условно разрешенные; вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются по каждой территориальной зоне, и обязательно - основные виды для каждой территориальной зоны, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Как правильно указал суд первой инстанции,
пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Согласно
ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Из изложенного следует, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Суд первой инстанции правильно указал, что согласно правовой позиции, изложенной в
постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16.10.2020 года N 42-П, совокупный анализ
п. 2 ст. 7 ЗК РФ,
ч. 6 ст. 30 ГрК РФ,
ч. 1,
4,
6,
7 ст. 37 ГрК РФ свидетельствует о том, что пользователь земельного участка, имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и в дополнение к основному вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны.
Администрацией города Симферополя Республики Крым 31.08.2017 года вынесено постановление N 2988 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 90:22:010311:904", согласно которому был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 90:22:010311:904, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, площадью 600 кв. м, находящегося в собственности ИП Мурадасиловой З.Н. с видом разрешенного использования земельного участка - "здравоохранение, многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка).
Градостроительным планом земельного участка N RU933 080002014001-0445 (далее - ГПЗУ 0445, ГПЗУ 2017 года) установлено, что предельное количество этажей - 8, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0,85%.
Согласно сведениям, указанным в ГПЗУ 0445, земельный участок истца полностью расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
При этом, зона застройки многоэтажным жилыми домами включает в себя участки территории города, предназначенные для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов этажностью от 9 до 16 этажей, допускается размещение объектов социального, культурного, бытового обслуживания, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих потребности жителей указанных территорий и связанных с проживанием граждан, и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду согласно видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительными регламентами применительно к территориальной зоне.
В разделе ГПЗУ 0445 "Информация о видах разрешенного использования земельного участка" в основных видах разрешенного использования указаны "Здравоохранение" (код. - 3.4) и "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код. - 2.6).
Из пояснений истца следует и не оспаривается ответчиком, что проектная документация "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9" выполнена на основании: градостроительного плана земельного участка N RU933080002014001-0445, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 31 августа 2017 года N 2988; технических условий ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" от 19.12.2016 года N 02-22/7697; технических условий ГУП РК "Крымгазсети" от 15.03.2017 года N 08-342/15; технических условий ГУП РК "Крымэнерго" от 23.12.2016 года N 443/004-2649-16; технических условий ГУП РК "Вода Крыма" от 20.12.2016 года N 93.
Из раздела 1 "Пояснительная записка" шифр 1/17-1-ПЗ следует, что проектируемое здание является Медицинским центром общего назначения для обслуживания населения прилегающих жилых районов, площадью застройки - 492,0 м2, количеством этажей - 8, в том числе 1 подвальный + 5 надземных + 2 технических, общей площадью здания - 3225,94 м2, в том числе ниже отметки 0.000 - 256,79 м2, выше отметки 0.000 - 2433,55 м2, эксплуатируемой кровли - 335,6 м2, строительным объемом - 5004,1 м3.
Службой государственного строительного надзора Республики Крым 20.11.2018 года была зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9" за номером РК 08318020809.
В последующем в указанную Декларацию были внесены изменения, что подтверждается письмом Службы от 19.11.19 года N 3 890/исх. Технико-экономические показатели, указанные в Декларации, полностью соответствуют показателям, указанным в разделе 1 "Пояснительная записка" шифр 1/17-1-ПЗ.
Суд первой инстанции также правильно указал, что правоотношения в сфере разрешительной документации на строительство до 2020 года регулировались Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 "О порядке выполнения подготовительных и строительных работ".
Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 "О порядке выполнения подготовительных и строительных работ" и Постановление Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 "Об утверждении Порядка принятая в эксплуатацию законченных строительством объектов" утратили силу с 15 января 2020 года в связи с принятием Постановления Государственного Совета Республики Крым от 27.11.2019 года N 202-2/19.
С 01 января 2020 года вступил в силу Закон Республики Крым от 12 ноября 2019 года N 12-3PK/2019 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым". В развитие названного закона, 06 февраля 2020 года было принято Постановление Совета министров Республики Крым N 51 "Об утверждении формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов.
Согласно части 2 статьи 21.2 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" в целях настоящего Закона к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, относятся документы, дающие право на выполнение строительных работ, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности. К таким документам относятся: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ.
Согласно
части 1 статьи 21.3 Закона N 67 в срок до 31 декабря 2020 года, в целях строительства ли реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со
статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до 01 января 2015 года, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до 31 декабря 2019 года, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (Реестр поднадзорных объектов).
В соответствии с частью 6 статьи 21.6.1 Закона N 67, основаниями прекращения действия документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, выданных (зарегистрированных) с 21 марта 2014 года по 15 января 2020 года в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, сведения о которых не включены в Реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, аналогичны основаниям для отказа во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, установленным Советом министров Республики Крым.
Действие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, выданных (зарегистрированных) с 21 марта 2014 года по 15 января 2020 года в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, сведения о которых не подавались для включения в реестры поднадзорных и неподнадзорных объектов, прекращается в случае выявления оснований, указанных в абзаце первом настоящей части.
Так, судом первой и апелляционной инстанций установлено, что истец неоднократно обращался с заявлением о включении сведений в реестр поднадзорных объектов об объекте капитального строительства "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9" как в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, так и в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, однако, сведения об объекте капитального строительства не были включены в реестр поднадзорных объектов, а Декларация о начале выполнения строительных работ утратила свою силу.
В то же время, положениями
пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 года N 44 разъяснено, что возможность признания права собственности связано не столько с соблюдением требований о получении разрешения на строительство, но в большей степени обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2023 года по делу N А83-18153/2022 была назначена судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".
На разрешение перед экспертами поставлены следующие вопросы:
- соответствует ли нежилое здание площадью 3 225,94 кв. м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, виду разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул., Кантар, 9, с кадастровым номером: 90:22:010311:904?
- соответствует ли нежилое здание площадью 3 225,94 кв. м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9 на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904 градостроительному плану земельного участка N RU933080002014001-0445 от 31.08.2017 года, декларации о начале выполнения строительных работ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 20.11.2018 года N РК 08318020809 и проектной документации на объект капитального строительства "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9"?
- соответствует ли нежилое здание площадью 3 225,94 кв. м, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9 расположенное на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904 строительным, санитарным, противопожарным и другим нормам и правилам?
- создает ли объект нежилое здание площадью 3 225,94 кв. м, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9 расположенное на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904 угрозу жизни и здоровью граждан?
- определить степень готовности нежилого здания, площадью 3 225,94 кв. м, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9 расположенное на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904?
По результатам экспертного исследования в материалы дела 19.02.2024 представлено заключение от 19.01.2024 года N 1084, 1085/3-3-23, согласно которого, эксперты по первому вопросу пришли к выводу, что размещение нежилого здания медицинского центра площадью 3225,94 м2, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, соответствует категории земель - "земли населенных пунктов", и виду разрешенного использования - "здравоохранение, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
По второму вопросу эксперты пришли к выводу, что нежилое здание площадью 3225,94 м2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует градостроительному плану земельного участка N RU933080002014001-0445 от 31.08.2017 года.
Установлено, что нежилое здание площадью 3225,94 м2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует декларации о начале выполнения строительных работ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 20.11.2018 года N РК 08318020809.
Установлено, что нежилое здание, площадью 3225,94 м2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует проектной документации на объект капитального строительства "Строительство медицинского центра по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9.
По третьему вопросу эксперты пришли к выводу, что выполнение работ по строительству объекта - нежилого здания медицинского центра, площадью 3225,94 м
2, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует требованиям
ст. 51,
ст. 52,
ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части наличия проектной документации и наличия разрешения на строительство.
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует строительным нормам и правилам - в части планировки, площади, конфигурации и целевого назначения помещений; оснащенности коммуникациями и оборудованием, предусмотренным
СП 118.13330.2022 "Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-29".
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует строительным нормам: и правилам - в части сейсмичности, предусмотренным
СП 14.13330.2018 "Строительство в сейсмических районах".
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствуют строительным нормам и правилам - в части монтажа несущих и ограждающих конструкции, предусмотренным
СП 63.13330.2012 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003".
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует строительным нормам и правилам - в части наличия в проекте расчетов нагрузок и воздействий, предусмотренным
СП 20.13330.2016 "Нагрузки и воздействия - Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*".
Установлено, что несущие строительные конструкции объекта исследования - нежилое здание медицинского центра площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствуют строительным нормам и правилам - в части оборудованности для маломобильных групп населения, предусмотренным
СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001".
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует противопожарным нормам и правилам - в части наличия подъезда для пожарных машин, предусмотренным
СП 42.13330.2016 "Градостроительство и застройка городских и сельских поселений" и
СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах: защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует противопожарным нормам и правилам - в части эвакуационных выходов, предусмотренным
СП 1.13130.2020. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" и Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности".
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра, площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует противопожарным нормам и правилам - в огнестойкости конструкций, предусмотренным
СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" и Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности".
Установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра, площадью 3225,94 м2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует противопожарным нормам и правилам - в части имеющихся противопожарных разрывов, предусмотренным СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с Изменением N 1)".
При сопоставлении результатов проведенного обследования с нормативной литературой установлено, что объект исследования - нежилое здание медицинского центра, площадью 3225,94 м
2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует санитарным требованиям, предъявляемым СП 1118.13330.2022 "Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-29";
СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение".
По четвертому вопросу эксперты пришли к выводу, что исследуемый объект - нежилое здание площадью 3225,94 м2, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, соответствует требованиям, предъявляемым к механической безопасности объекта (при условии отсутствия внешнего воздействия), соответствует требованиям, предъявляемым к пожарной безопасности объекта, требованиям по сохранению устойчивости сооружения и инсоляции, и, следовательно, с технической точки зрения эксплуатация данного объекта безопасна, а в формулировке вопроса суда - не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По пятому вопросу эксперты пришли к выводу, что строительная степень готовности объекта исследования - нежилого здания медицинского центра 3225,94 м2 (объемом 5004,1 м3), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, на момент проведения визуального обследования (на 15.09.2023 года) составляет - 92% (девяносто два процента).
Экспертами указывается, что установленная степень готовности объекта исследования - 92%, это строительная готовность объекта, которая включает выполнение всего комплекса строительно-монтажных работ, отделочных работ, работ по прокладке коммуникаций, установке оборудования и проведению пусконаладки оборудования.
При этом, для постановки на кадастровый учет капитального объекта необходимо чтобы на объекте были окончены все основные строительно-монтажные работы по возведению всех несущих и ограждающих конструкций, выполнение которых в полном объеме позволяет определить все технико-экономические показатели объекта (высоту, площадь, планировку, этажность, количество этажей, объем, пятно застройки), а также позволяет эксплуатировать объект по прямому целевому назначению, с минимальными затратами на отделочные работы.
Исследованием установлено, что на объекте выполнены все основные строительно-монтажные работы (идет окончание работ по внутренней отделке и установке оборудования), а следовательно, степень готовности для постановки на кадастровый учет объекта исследования - нежилого здания медицинского центра 3225,94 м2 (объемом 5004,1 м3), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010311:904, по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9, составляет 100% (сто процентов).
Эксперты были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; изложенные в заключении выводы участвующими в деле лицами не опровергнуты, ходатайство о проведении повторной экспертизы не заявлено.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с
п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 года N 44, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренного недобросовестного поведения.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие необходимых в силу закона согласований, разрешений, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, принимало надлежащие меры.
В соответствии с
пунктом 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 ноября 2022 г.), отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку и (или) для удовлетворения иска о ее сносе, если отсутствуют иные препятствия для сохранения постройки.
Судебной коллегией из материалов дела усматривается добросовестность действий истца и принятие им комплекса мер, направленных на соблюдение административного порядка легализации постройки и ее ввода в гражданский оборот, получения им необходимой разрешительной документации на начало строительства спорного объекта недвижимости, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о непринятии истцом всех необходимых мер по вводу объекта в эксплуатацию в установленном порядке, является несостоятельным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец лишен возможности ввести возведенный им в соответствии с градостроительными нормами и правилами объект в гражданский оборот, иным образом, кроме как путем признания на него права собственности на основании положений
статьи 222 Гражданского кодекса РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае имеется предусмотренная
пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, совокупность юридических фактов позволяющих признать за ИП Мурадасиловой З.Н. право собственности на указанный выше объект недвижимости, поскольку она является законным пользователем земельного участка (на праве собственности), на котором расположен данный объект, в соответствии с его видом разрешенного использования, правилами землепользования и застройки, постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, исследуемый объект соответствуют требованиям строительных, градостроительных, противопожарных, санитарных норм и правил, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Единственным основанием для отказа в законной регистрации объекта, по мнению Администрации города Симферополя в рассматриваемом случае является то, что строительство спорного объекта осуществлялось без государственного строительного надзора.
В то же время, в соответствии с правовой позицией, изложенной в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 года N 14057/10, нарушение предусмотренной законом процедуры оформления разрешения на строительство или ввода объекта в эксплуатацию, в том числе невыполнение установленных
статьями 49,
54 Градостроительного кодекса Российской Федерации требований получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и заключения Управления государственного строительного надзора, не является достаточным основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Кроме того, в соответствии с
пунктом 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, является соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с
частями 15,
15.2 и
15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с
частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего
Кодекса.
Таким образом, по существу целью государственного строительного надзора является обеспечение безопасности эксплуатации объекта капитального строительства, а следовательно, отсутствие заключения органа, осуществляющего государственный строительный надзор, не свидетельствует об отсутствии у суда возможности установить значимые для дела обстоятельства, касающиеся безопасности постройки в том числе и путем проведения соответствующих судебных строительно-технических экспертиз.
Как указывалось выше, при разрешении данного спора, судом первой инстанции была назначена экспертиза для целей установления соответствия спорной постройки проектной документации, градостроительным и строительным нормам, техническим условиям, градостроительному плану земельного участка, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности объекта и т.д.
В заключении от 19.01.2024 года N 1084, 1085/3-3-23, эксперт сделал вывод о соответствии спорного здания всем указанным выше требованиям.
При такой совокупности обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании права собственности за индивидуальным предпринимателем Мурадасиловой Зийде Наримановной на нежилое здание, площадью 3225,94 кв. м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 90:22:010311:904 по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кантар, 9.
Учитывая все вышеизложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
постановил:
решение Арбитражного суд Республики Крым от 28 июня 2024 года по делу N А83-18153/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном
статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.ЕВДОКИМОВ
Судьи
А.М.АРХИПЕНКО
Ю.В.КОЛУПАЕВА