Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2023 N Ф03-2922/2023 по делу N А73-8734/2022
Требование: Об обязании согласовать расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона.
Обстоятельства: Общество, обеспечивающее пожарную безопасность, отказалось от предложения органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласовать расписание.
Решение: Требование удовлетворено, так как, отказывая в согласовании расписания выездов, общество препятствует в осуществлении органом функций по координации сил и средств пожарно-спасательного гарнизона для организации тушения пожаров и нарушает требования действующего законодательства.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2023 N Ф03-2922/2023 по делу N А73-8734/2022
Требование: Об обязании согласовать расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона.
Обстоятельства: Общество, обеспечивающее пожарную безопасность, отказалось от предложения органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласовать расписание.
Решение: Требование удовлетворено, так как, отказывая в согласовании расписания выездов, общество препятствует в осуществлении органом функций по координации сил и средств пожарно-спасательного гарнизона для организации тушения пожаров и нарушает требования действующего законодательства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2023 г. N Ф03-2922/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: Вятская Е.С., представитель по доверенности от 10.10.2022 N 65-13;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность": Зубков В.В., представитель по доверенности от 13.12.2022 N 211/22; Высокобойникова И.Г., представитель по доверенности от 19.12.2022 N 206/22; Максимов И.А., представитель по доверенности от 18.01.2023 N 09/23;
от Правительства Хабаровского края: Герасимов Д.Г., представитель по доверенности от 01.02.2022 N 19.3.26-1295;
от других лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность"
на решение от 30.01.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023
по делу N А73-8734/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность"
третьи лица: Правительство Хабаровского края; администрация города Комсомольска-на-Амуре; общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ"; Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
об обязании согласовать расписание выездов
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700165287, ИНН 2721120700, адрес: 680003, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Союзная, д. 3А; далее - Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Пожарная безопасность" (ОГРН 1086316002486, ИНН 6316130984, адрес: 443013, Самарская обл., г. Самара, ул. Мичурина, д. 25; далее - общество, ООО "РН-Пожарная безопасность") об обязании согласовать расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Комсомольска-на-Амуре для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа "город Комсомольск-на-Амуре".
Определениями суда от 23.11.2022, от 29.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Хабаровского края (далее - Правительство), администрация города Комсомольска-на-Амуре, общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" и комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите.
Решением суда от 30.01.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023, исковые требования удовлетворены; суд обязал филиал "Восточный" ООО "РН-Пожарная безопасность" согласовать расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона города Комсомольска-на-Амуре для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа "город Комсомольск-на-Амуре".
В кассационной жалобе ООО "РН-Пожарная безопасность" просит суд кассационной инстанции решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о неприменении положения части 5 статьи 22 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к правоотношениям по согласованию расписания выезда, при этом указывает, что действующее законодательство содержит требования о безусловном согласовании расписание выезда. По мнению заявителя жалобы, судами не проанализировано представленное истцом расписание выезда. Кроме того, отмечает, что судами не учтен факт передачи всей пожарной техники, используемой в пожарной части N 9 филиала "Восточный" общества, ООО "РН-Комсомольский НПЗ" на условиях иждивения и что общество не вправе использовать данную пожарную технику для оказания услуг и выполнения любых иных работ, кроме как для оказания услуг ООО "РН-Комсомольский НПЗ".
В отзыве на кассационную жалобу Правительство привело возражения по изложенным в жалобе доводам, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Участие в судебном заседании представителей общества обеспечено в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы веб-конференции, в котором они поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Представители Главного управления и Правительства выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, считают принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами, на основании сведений, указанных в выписке из единого государственного реестра юридических лиц, общество имеет филиал "Восточный", расположенный по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленинградская, д. 115. Основным видом деятельности ООО "РН-Пожарная безопасность" является деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
Главное управление обратилось к обществу (через филиал "Восточный") с предложением согласовать расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Комсомольск-на-Амуре для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории округа, в котором для филиала "Восточный" ООО "РН-Пожарная безопасность" установлен район выездов.
Письмом от 05.04.2022 N ИВ-255-1318 Главное управление предложило обществу в 30-дневный срок с момента получения претензии рассмотреть расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Комсомольска-на-Амуре для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" и при отсутствии замечаний согласовать его в установленном порядке.
Письмами от 27.09.2021 N ЖАВ/01-1881-21, от 23.11.2021 N АВ/05-2281-21 филиала "Восточный" ООО "РН-Пожарная безопасность" заявлен отказ в согласовании расписания выездов со ссылкой на статьи 12.1, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), которыми установлено, что подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров, к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в том числе, охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Главное управление 24.02.2022 направило в адрес общества претензию от 21.02.2022 N 79-13 с требованием рассмотреть расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Комсомольска-на-Амуре для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" и при отсутствии замечаний согласовать его в установленном порядке.
Письмом от 21.03.2022 N исх-Аш/04-0560-22 общество сообщило Главному управлению, что для рассмотрения в установленном порядке расписания выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона города Комсомольска-на-Амуре для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" необходимо направить в адрес ООО "РН-Пожарная безопасность" подписанное начальником местного пожарно-спасательного гарнизона расписание выезда и обязательные приложения, предусмотренные пунктом 76 Положений о пожарно-спасательных гарнизонах.
Поскольку обществом требования Главного управления в добровольном порядке не исполнены, последний обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Закон N 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
Мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана (статья 4 Закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Из статьи 12.1 Закона N 69-ФЗ следует, что создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Согласно определению, приведенному в статье 1 Закона N 69-ФЗ, все органы управления, подразделения и организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ, расположенные на определенной территории, понимаются как пожарно-спасательный гарнизон.
Тушение пожаров согласно статье 22 Закона N 69-ФЗ представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.10.2017 N 467 утверждено Положение о пожарно-спасательных гарнизонах (далее - Положение о пожарно-спасательных гарнизонах), которое предусматривает, что порядок привлечения сил и средств подразделений гарнизонов, территориальных (местных) гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (пункт 56).
Пунктами 76, 78, 79 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах установлено, что такой Порядок устанавливается документами, в том числе расписаниями выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР. Обязательными приложениями к Расписанию выезда являются, кроме прочего, описание территориальных границ районов и подрайонов выезда подразделений, зон ответственности, пожарных поездов, границ акваторий для пожарных судов, а также условий, при которых они направляются в подрайоны выезда по первому сообщению о пожаре (ЧС).
Расписание выезда подлежит согласованию с руководителями подразделений ведомственной и частной пожарной охраны, территориальных и объектовых добровольных пожарных команд, с руководителями организаций, предоставляющих силы и средства для тушения пожаров и проведения АСР на территории муниципальных образований, с руководителями привлекаемых аварийно-спасательных формирований. Срок рассмотрения расписания выезда не должен превышать 30 дней с момента его поступления в указанные организации и подразделения. Расписание выезда на территории муниципального образования утверждается главой муниципального образования.
Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время; обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного гарнизона в количестве, необходимом для локализации пожара; возможность привлечения объектовых подразделений пожарной охраны. При этом уточнено, что к объектовым подразделениям пожарной охраны относятся, в том числе, подразделения частной пожарной охраны, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения АСР в организациях и оснащенные основными пожарно-спасательными автомобилями. Привлечение подразделений частной пожарной охраны к тушению пожаров и проведения АСР за пределами территории охраняемого объекта допускается при наличии в боевом расчете два и более основных пожарно-спасательных автомобиля. Для каждого подразделения гарнизона расписанием выезда определяется территория, в границах которой предусмотрено первоочередное направление сил и средств этого подразделения, по первому сообщению о пожаре (ЧС) (далее - район выезда). На территории района выезда подразделения гарнизона предусматриваются подрайоны выезда для ближайших подразделений (далее - подрайон выезда). Подрайоном выезда подразделения гарнизона может являться как часть территории, так и вся территория района выезда другого подразделения гарнизона (пункты 63, 64 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах).
В силу пункта 65 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах районом выезда для объектового подразделения пожарной охраны является территория охраняемой организации, подрайоном выезда - территория (часть территории) муниципального образования, непосредственно прилегающая к территории охраняемой организации. Районом выезда для территориального подразделения пожарной охраны является территория (часть территории) муниципального образования, подрайоном выезда - территория (часть территории), муниципального образования, непосредственно прилегающая к району выезда и являющаяся районом выезда другого подразделения пожарной охраны.
Согласно материалам дела, для филиала "Восточный" ООО "РН-Пожарная безопасность" расписанием выездов установлен район выездов, а именно:
- границы территории ООО "РН-Комсомольский НПЗ", включая расположенный вне границ основного производства, товарно-сырьевой участок (береговой участок), цеха N 3 ООО "РН-Комсомольский НПЗ",
- по вызову N 1: микрорайон Индустриальный, приемо-сдаточный пункт (ВСТО): промывочно-пропарочный комплекс "Дземги"; временный городок ООО "Петро-Хехуа",
- по вызову 1-БИС: от пересечения лесовозной дороги и ж/д путей - по ж/д путям до пересечения с ул. Сусанина по границам СНТ Ключевое до лыжной базы Снежинка - далее вверх до границ города - далее вправо по границе города до лесовозной дороги - по лесовозной дороге до начальной точки,
- при повышенном номере вызова, а также при занятости на тушении пожаров других подразделений, на 2-ой пожар - выезжает в границах городского округа "город Комсомольск-на-Амуре" (письма Главного управления от 16.09.2021 N 320-19-3, от 08.11.2021 N 428-19-3).
В соответствии с письмом ООО "РН-Комсомольский НПЗ" от 14.06.2022 N 10068, направленным в адрес начальника Главного управления, согласно уточненному расчету требуемых сил и средств на тушение пожаров на вооружении ПЧ-9 находится требуемый тип и количество пожарных автомобилей, необходимых для своевременного проведения действий по тушению пожаров, с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств пожарно-спасательного гарнизона города Комсомольска-на-Амуре. Дополнительное доукомплектование ПЧ-9 пожарной техникой не требуется. Численность личного состава соответствует нормативам положенности личного состава на пожарных автомобилях.
Имеющееся на вооружении ПЧ-9 вид и количество пожарно-технического вооружения с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств пожарно-спасательного гарнизона города Комсомольска-на-Амуре позволяет обеспечить проведение действий по тушению пожара.
Пунктом 66 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах предусмотрено, что первоочередное выдвижение подразделения для тушения пожара и проведения АСР в подрайон выезда, являющийся районом выезда другого подразделения, в том числе при нахождении указанных подразделений в составе разных гарнизонов (территориального, местного), осуществляется в следующих случаях: при нахождении в районе выезда подразделения различных препятствий (разводные мосты, железнодорожные переезды, водные переправы и иные препятствия), которые могут затруднить своевременное прибытие подразделения к месту пожара (ЧС); при размещении подразделения на расстоянии, позволяющим обеспечить более быстрое прибытие в подрайон выезда, чем прибытие другого подразделения. При этом высылка указанных подразделений к месту пожара (ЧС) осуществляется одновременно. При прибытии подразделения на место пожара (ЧС) в закрепленный район выезда, подразделение, для которого указанное место пожара (ЧС) находится в подрайоне выезда, убывает в место постоянной дислокации, за исключением случаев, когда прибывшее подразделение по своим тактическим возможностям не может самостоятельно обеспечить условия для ликвидации пожара (ЧС).
Из материалов дела судами установлено, что предлагаемый подрайон выезда примыкает к территории ООО "РН-Комсомольский НПЗ" и включает в себя 7 малоквартирных домов, около 200 частных домов и подворий.
Данный подрайон выезда отделен от территории г. Комсомольска-на-Амуре, на которой расположены территориальные подразделения пожарной охраны, железнодорожными путями, и в случае проезда локомотива или иной причины закрытия железнодорожного переезда единственным подразделением, которое может прибыть для тушения пожара, является 9 пожарная часть.
В этой связи предложено привлечь силы и средства 9 пожарной части для тушения пожаров в подрайоне выезда в случае закрытия железнодорожного переезда.
Привлечение объектовых (частных) подразделений пожарной охраны в подрайон выезда для тушения пожара возможно при наличии у них в боевом расчете двух и более основных пожарных автомобилей и при невозможности прибытия к месту указанного пожара территориального подразделения пожарной охраны в кратчайшие сроки (пункт 63 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах).
Судами установлено, что филиал "Восточный" ООО "РН-Пожарная безопасность" укомплектован более чем двумя пожарно-спасательными автомобилями.
По единому мнению судов, отказывая в согласовании расписания выездов, ПЧ N 9 ООО "РН-Пожарная безопасность" препятствует осуществлению Главным управлением функций по координации сил и средств пожарно-спасательного гарнизона для организации тушения пожаров и проведения АСР. Вместе с тем общество обязано в безусловном порядке осуществить реагирование в силу закона.
Пунктом 66 Положения N 467 установлено, что в случае нахождения в районе выезда подразделения различных препятствий (разводные мосты, железнодорожные переезды, водные переправы и иные препятствия), которые могут затруднить своевременное прибытие подразделения к месту пожара (ЧС), осуществляется первоочередное выдвижение подразделения для тушения пожара и проведения АСР в подрайон выезда, являющийся районом выезда другого подразделения.
При этом направление указанных подразделений к месту пожара (ЧС) осуществляется одновременно. При прибытии подразделения на место пожара (ЧС) в закрепленный район выезда, подразделение, для которого указанное место пожара (ЧС) находится в подрайоне выезда, убывает в место постоянной дислокации, за исключением случаев, когда прибывшее подразделение по своим тактическим возможностям не может самостоятельно обеспечить условия для ликвидации пожара (ЧС).
Как верно отмечено судами, в соответствии с Положением о пожарно-спасательных процедура разработки и согласования расписания выезда подразделений гарнизонов и определение условий выезда на пожары не является дискреционным полномочием руководителей подразделений; соответственно, определяемые районы и подрайоны предметом договоренностей быть не могут.
На основании вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу о законности требований истца и обязании ответчика согласовать расписание выезда подразделений пожарно-спасательного гарнизона г. Комсомольска-на-Амуре для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа "город Комсомольск-на-Амуре" в рамках действующего законодательства Российской Федерации с соблюдением всех установленных норм и правил в области тушения пожаров и предотвращения чрезвычайных ситуаций в зонах бедствия и немедленного реагирования специальных органов, наделенных соответствующими полномочиями по факту случившихся неблагоприятных событий.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом тщательного исследования судов и мотивированно ими отклонены.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 30.01.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу N А73-8734/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Т.Н.НИКИТИНА