Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2024 N Ф03-741/2024 по делу N А80-396/2023
Требование: О признании незаконным представления прокуратуры.
Обстоятельства: По результатам проверки вынесено представление, поскольку не приняты меры по надлежащему исполнению плана (сводного плана) тушения лесных пожаров, не обеспечена нормативная численность работников пожарных формирований, не принято решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, выявлены факты несвоевременного привлечения дополнительных сил для тушения пожаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не доказано принятие надлежащих мер при осуществлении контроля за деятельностью подведомственного учреждения в сфере лесных отношений.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2024 N Ф03-741/2024 по делу N А80-396/2023
Требование: О признании незаконным представления прокуратуры.
Обстоятельства: По результатам проверки вынесено представление, поскольку не приняты меры по надлежащему исполнению плана (сводного плана) тушения лесных пожаров, не обеспечена нормативная численность работников пожарных формирований, не принято решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, выявлены факты несвоевременного привлечения дополнительных сил для тушения пожаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не доказано принятие надлежащих мер при осуществлении контроля за деятельностью подведомственного учреждения в сфере лесных отношений.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2024 г. N Ф03-741/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.
при участии:
от лиц участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа
на решение от 09.10.2023,
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023
по делу N А80-396/2023
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа
к Прокуратуре Чукотского автономного округа
о признании незаконным представления
установил:
Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (ОГРН 1198709000160, ИНН 8709908164; адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, д. 26, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным представления Прокуратуры Чукотского автономного округа (ОГРН 1028700588080, ИНН 8709004698; адрес: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, д. 29, далее - Прокуратура) от 10.07.2023 N Прдс-72-23 об устранении нарушений законов в области организации тушения лесных пожаров.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 09.10.2023, оставленным без изменения
постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указал, что судами необоснованно не принят во внимание факт привлечения 26 единиц должностей парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) и обеспечение, таким образом. необходимой численности, путем заключения договора от 21.02.2023. Настаивает, что Департаментом приняты все меры, направленные на выполнение возложенных государством полномочий, в том числе, по доведению численности лесопожарных формирований. Также обращает внимание суда на то, что прогнозная информация Чукотского УГМС предоставляется в адрес Департамента на добровольной (без договора) основе, еженедельно - для сведения. В связи со сбоем связи информация о том, что в окрестностях с. Омолон в период с 23.06.2023 по 29.06.2023 (7 дней) ожидается 4 класс пожарной опасности своевременно не направлена, а в момент поступления данной информации принятие каких-либо мер являлось неактуальным. Полагает, что решение о наращивании группировки дополнительных сил входит в компетенцию руководителя тушения лесного пожара, в действия которого никто не вправе вмешиваться, возложение судом на лесопожарное формирование (ГАУ ЧАО "База авиационной охраны лесов") этой обязанности противоречит действующему законодательству.
Прокуратура в отзыве выразила несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые по делу решение суда первой инстанции и
постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в соответствии со
статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные
статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 03.07.2023 N 112 в отношении Департамента проведена проверка соблюдения требований Лесного
кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), Федерального
закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального
закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации",
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", принятых во исполнение федеральных законов подзаконных правовых актов Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Законов Чукотского автономного округа, Правительства Чукотского автономного округа, Губернатора Чукотского автономного округа.
Департаменту вынесено представление от 10.07.2023 N Прдс-72-23, которое рассмотрено Департаментом в установленные сроки и порядке.
Прокурором установлено, что Департаментом в нарушение
статей 51,
53 и
53.3 ЛК РФ не приняты меры по надлежащему исполнению плана (сводного плана) тушения лесных пожаров на территории Чукотского лесничества, нормативная численность работников лесопожарных формирований не обеспечена; при необходимой штатной численности лесопожарных формирований в количестве 56 должностей ПДПС государственного автономного учреждения Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" (далее - ГАУ ЧАО "Авиабаза"), подведомственное Департаменту учреждение, принято на работу лишь 34 человека или 60%.
Департаментом в нарушение
статьи 53.3 ЛК РФ в период высокой пожарной опасности 4 класса, установленного в Билибинском участковом лесничестве (район с. Омолон) с 19 июня по 03 июля 2023 года, не принято решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств.
Также выявлены факты несвоевременного привлечения дополнительных сил для тушения лесных пожаров.
Департаментом в нарушение
пункта 52 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 01.04.2022 N 244, наращивание группировки сил на протяжении более одних суток ГАУ ЧАО "Авиабаза" не производилось, меры по оперативной ликвидации лесного пожара не приняты, что привело к увеличению площади лесного пожара до 536 га.
В представлении указано, что нарушения являются следствием ненадлежащего исполнения должностными лицами Департамента возложенных полномочий, отсутствием контроля за деятельностью ГАУ ЧАО "Авиабаза", что в период пожароопасного сезона является недопустимым.
Из представления в адрес Департамента следует, что его необходимо безотлагательно рассмотреть, принять меры для устранения выявленных нарушений и недопущению их впредь, обеспечив соблюдение сводного плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года и установленного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р Норматива по штатной численности десантников-пожарных и парашютистов-пожарных; принятие решения о создании оперативного штаба лесничества в порядке, предусмотренном
приказом Минприроды России от 01.04.2022 N 244 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров"; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.
Департамент, не согласившись с выводами Прокуратуры, за исключением вопроса о создании оперативного штаба лесничества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании
пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ и
подпункта 2 пункта 2.6 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 01.04.2020 N 146 Департамент и подведомственное Департаменту учреждение - ГАУ ЧАО "Авиабаза", созданное в соответствии с
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.12.2014 N 678 осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
Согласно
части 2 статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах, в силу
части 1 статьи 53 ЛК РФ, включают в себя разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.
В соответствии с
частью 3 статьи 53 ЛК РФ сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р утверждены
нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в соответствии с
пунктом 4 статьи 53.3 ЛК РФ, которыми для Чукотского автономного округа количество лесопожарных формирований установлено не менее 8, а численность лесопожарных формирований, не менее 48 человек.
На период пожароопасного сезона 2023 года сводным планом тушения лесных пожаров, утвержденным Губернатором Чукотского автономного округа 20.03.2023 по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу, штатная численность группировки сил специализированных лесопожарных формирований определена в количестве 56 десантников-пожарных, из них 8 руководителей тушения лесных пожаров (инструктора десантно-пожарной группы), что соответствует утвержденным нормативам для субъекта.
Департамент и подведомственные ему учреждения - государственное казенное учреждение Чукотского автономного округа "Чукотское лесничество", ГАУ ЧАО "Авиабаза" определены органами, осуществляющими организацию тушения лесных пожаров (раздел 2 Сводного плана).
Согласно положениям устава ГАУ ЧАО "Авиабаза", учреждение создано в целях охраны лесов от пожаров, учредителем является Чукотский автономный округ в лице Департамента, в полномочия которого входит установление заданий для учреждения, их финансирование и контроль за деятельностью учреждения.
ГАУ ЧАО "Авиабаза" (далее - подведомственное учреждение) штатным расписанием на 2023 год, согласованным Департаментом 27.12.2022, утверждено 48 единиц по должности десантник-пожарный и 8 единиц руководителей (старший инструктор ПДПС), всего 56 единиц.
В ходе проверки установлено, что подведомственным учреждением на период пожароопасного сезона по срочным трудовым договорам принято на вакантные должности ПДПС 34 человека.
Мер, направленных на поиск необходимых специалистов по остальным единицам, не принималось, что следует из письма подведомственного учреждения.
Подведомственным учреждением заключен договор от 21.02.2023 на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель лесного фонда Чукотского автономного округа в 2023 году с Федеральным бюджетным учреждением "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - ФБУ "Авиалесоохрана").
По условиям договора работы выполняются ФБУ "Авиалесоохрана" (исполнитель) на основании заявок заказчика на выполнение работ на территории земель лесного фонда Чукотского автономного округа в 2023 году, силами команды работников ПДПС ФБУ "Авиалесоохрана" в количестве 24 человека, сроком 92 дня, в том числе 8 дней в режиме передислокации, по общей цене договора 37 751 727, 51 руб.
Укомплектованность подведомственного учреждения при исполнении Сводного плана на 2023 год и функций охраны лесов от пожаров составила 60%, что свидетельствует о невозможности в полной мере обеспечивать выполнение возложенных на субъект полномочий в области осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке
статьи 71 АПК РФ, установив, что Департаментом не представлены доказательства принятия мер при осуществлении контроля за деятельностью подведомственного учреждения в области поиска необходимых специалистов и укомплектования штата учреждения до утвержденной численности по должностям ПДПС, принимая во внимание, что Департамент не предпринял своевременных мер по осуществлению контроля за деятельностью подведомственного ему учреждения при осуществлении полномочий в области тушения лесных пожаров по укомплектованию штата, несмотря на издание приказа от 04.05.2023 за N 153-од "Об организации исполнения предписания Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу от 28.04.2023 N 7/2023", Департамент в установленный срок - 31.05.2023 предписание федерального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений не исполнил, суды двух инстанций пришли к верному выводу о законности представления Прокуратуры в указанных частях.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на обеспечение необходимой численности путем привлечения Департаментом 26 единиц ПДПС на основании договора от 21.02.2023, являлся предметом рассмотрения, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций, и обоснованно отклонен судами, ввиду того, что заключенный между подведомственным учреждением и третьим лицом договор от 21.02.2023 является гражданско-правовым. Трудовые обязанности работника, принятого на основании штатного расписания, и обязанности стороны по гражданско-правовому договору существенно различны, как по основанию их возникновения, так и по правовым последствиям и порядку исполнения обязанностей.
Руководствуясь положениями статей
ЛК РФ и
Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, утвержденный Приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457 (далее - Порядок N 457), суды, установив, что Департамент располагал информацией о том, что начиная с 18.06.2023 по 03.07.2023 в районе с. Омолон 4 класс пожарной опасности, в отсутствие сведений об улучшении пожароопасной обстановки в течение более пяти дней, несмотря на то, что в связи со сбоем связи информация Чукотского УГМС о том, что по состоянию на 22.06.2023 в окрестностях с. Омолон в период с 23.06.2023 по 29.06.2023 (7 дней) ожидается 4 класс пожарной опасности, суды пришли к верному выводу о том что в обязанности Департамента входило принятие мер, установленных требованиями
Порядка N 457 и Сводным планом на 2023 год,
Установив, что в нарушение положений
ЛК РФ и
Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.04.2022 N 244 (далее - Правила N 244), Департаментом не представлены доказательства создания оперативного штаба до начала пожароопасного сезона 2023 года (
пункт 12 Правил N 244), суды пришли к верному выводу о законности предписания Прокуратуры и в этой части.
Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждают несоблюдение Департаментом требований нормативных актов в области тушения лесных пожаров, Сводного плана на 2023 год, непринятии мер по ограничению пребывания граждан в лесах в соответствии с
Порядком N 457, в связи с чем, свидетельствует о законности оспариваемого представления Прокуратуры,
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии Департамента с той оценкой, которую дали суды, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям
статьи 286 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 09.10.2023,
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А80-396/2023 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Е.П.ФИЛИМОНОВА