Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 11.08.2023 N 303-ЭС23-13845 отказано в передаче дела N А73-7819/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.05.2023 N Ф03-1586/2023 по делу N А73-7819/2022
Требование: О признании недействительным предписания органа пожарного надзора.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено невыполнение пунктов предписания: не разработаны программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; не обеспечиваются беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара, надлежащее состояние наружного пожарного водопровода, своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности не разработана, беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара не обеспечен, надлежащее состояние наружного пожарного водопровода отсутствует.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.05.2023 N Ф03-1586/2023 по делу N А73-7819/2022
Требование: О признании недействительным предписания органа пожарного надзора.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено невыполнение пунктов предписания: не разработаны программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; не обеспечиваются беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара, надлежащее состояние наружного пожарного водопровода, своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности не разработана, беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара не обеспечен, надлежащее состояние наружного пожарного водопровода отсутствует.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2023 г. N Ф03-1586/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от администрации города Хабаровска: Минина Е.С., представитель по доверенности от 13.10.2022 N 1.1.29-181;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: Ванзуряк К.В., представитель по доверенности от 21.03.2023 N 255-38-13; Семенов П.В., представитель по доверенности от 21.03.2023 N 255-39-13;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 29.12.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023
по делу N А73-7819/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700165287, ИНН 2721120700, адрес: 680003, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Союзная, д. 3А)
о признании недействительным предписания от 09.02.2022 N 1/1/1
установил:
администрация города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, орган пожарного надзора) от 09.02.2022 N 1/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 29.12.2022 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным предписание в части:
- пункта 2 - о возложении на администрацию г. Хабаровска обязанности обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара: ул. Петра Комарова, д. 3 (установлены металлические столбы);
- пункта 3 - о возложении на администрацию г. Хабаровска обязанности обеспечить надлежащее состояние наружного пожарного водопровода: островная часть городского округа "Город Хабаровск" (остров Дачный, остров Кабельный) кадастровый квартал 27:23:0060301, 27:23:0060302; (остров Большой Уссурийский); жилой сектор ул. Луганская, ул. Тимуровцев, ул. Зазеркальная, ул. Пятницкая, ул. Королевская, ул. Княжеская, ул. Боярская, ул. Римская, ул. Воскресная; территория от пр-кт 60 лет Октября по ул. Суворова до границы г. Хабаровск с Хабаровским муниципальным районом; район ул. Шелеста (проезд Воронежский - Западный семафор - ул. Тихоокеанская - ул. Воронежская);
- пункта 4 - о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности обеспечить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при неполно установленных обстоятельствах, администрация г. Хабаровска обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В представленном отзыве ГУ МЧС России по Хабаровскому краю просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал изложенные в ней доводы, представители органа пожарного надзора - доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалованных судебных актов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами из материалов дела, в период с 07.04.2021 по 29.04.2021 на основании плана на проведение проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2021, утвержденного начальником ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и во исполнение распоряжения о проведении плановой проверки от 31.03.2021 N 3, должностными лицам Отделов надзорной деятельности и профилактической работы в рамках осуществления государственного пожарного надзора проведена плановая выездная проверка органов местного самоуправления (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган)) городского округа "Город Хабаровск" на предмет исполнения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 29.04.2021 N 3, в котором зафиксированы нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности. Мэру г. Хабаровска, исполнительно-распорядительному органу муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" - администрации г. Хабаровска выдано предписание от 29.04.2021 N 3/1/1 с требованием в срок до 15.11.2021 устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности.
На основании распоряжения главного государственного инспектора Хабаровского края по пожарному надзору от 19.01.2022 N 1 проведена внеплановая проверка с целью контроля в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.04.2021 N 3/1/1.
В ходе внеплановой проверки, проведенной в период с 25.01.2022 по 09.02.2022 и оформленной актом от 09.02.2022 N 1, установлено невыполнение пунктов 1, 4, 5, 6 предписания от 29.04.2021 N 3/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение требований части 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 10 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 N 509 (далее - Устав города), части 3 статьи 19 Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), части 4 статьи 6, пункта 3 статьи 63 Закона N 123-ФЗ не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (в том числе, с учетом мероприятий, предложенных пунктами 6, 7 раздела 7 "Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности городского округа "город Хабаровск" акта проверки);
- в нарушение требований части 10 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, части 4 статьи 6, пункта 6 статьи 63 Закона N 123-ФЗ, пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479) не обеспечивается беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара;
- в нарушение требований части 4 статьи 6, частей 1, 2 статьи 63, частей 1, 3 статьи 5, части 1 статьи 51, пункта 11 статьи 52, статьи 62, частей 1, 3 статьи 68, пункта 3 части 1 статьи 90, статьи 127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225) (далее - СП 8.13130) не обеспечено надлежащее состояние наружного пожарного водопровода (в том числе, территории городского округа, не охваченные централизованными системами водоснабжения;
- в нарушение требований части 10 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, пункта 67 Правил N 1479 не обеспечивается своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы.
По результатам проверки ГУ МЧС России по Хабаровскому краю 09.02.2022 выдало мэру г. Хабаровска, исполнительно-распорядительному органу муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" - администрации г. Хабаровска предписание N 1/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 03.10.2022.
Полагая, что вышеуказанное предписание принято с нарушением требований закона и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация г. Хабаровска обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для признания предписания недействительным по данному основанию.
Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно части 3 статьи 21 Закона N 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации дают им обязательные для исполнения письменные предписания по устранению таких нарушений.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Закона N 123-ФЗ (часть 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
Согласно положениям указанной нормы первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
На основании пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, пункта 10 части 1 статьи 9 Устава города, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Хабаровска. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; руководители органов местного самоуправления (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
При анализе вышеуказанных норм права судами первой и апелляционной инстанций верно установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа "Город Хабаровск" является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае, исполнительно-распорядительного органа городского округа - администрации г. Хабаровска.
При этом, под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2018 N 2 (далее - Основы государственной политики Российской Федерации) основными функциями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области пожарной безопасности является реализация государственных (муниципальных) программ в области пожарной безопасности.
Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются, в том числе, оптимизация финансовых и материальных ресурсов, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на обеспечение пожарной безопасности (подпункт "в" пункта 28 Основ государственной политики Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы (пункт 3 статьи 179 БК РФ).
Как установлено судами по материалам дела, постановлением администрации г. Хабаровска от 12.01.2021 N 25 утвержден Реестр из 27 муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск" на 2021 год. Вместе с тем, муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности в настоящем Реестре не содержится, что не оспаривалось администрацией г. Хабаровска.
При этом, судами обоснованно отклонены ссылки администрации на разработку и выполнение указанных муниципальных программ, поскольку ни в одной из них не содержатся ссылки на разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Также в данных программах содержится не весь спектр первичных мер пожарной безопасности, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Также судами установлено, что при утверждении муниципальных программ не учтены требования части 2 статьи 81 Закона N 123-ФЗ, а также пунктов 8, 9, 12, 13, 16, 22, 30, 33, 42, 48, 54 Правил N 1479, которые вступили в законную силу с 01.01.2021, пункта 4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539) (далее - СП 486.1311500.2020), пункта 6.1.6 (приложение А, таблица А.1) Свода правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (утв. приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582) (далее - СП 484.1311500.2020).
Следовательно, несоответствие муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск" вышеуказанных норм права, на что указано в пункте 1 предписания, нашло подтверждение материалами дела.
В отношении пункта 2 предписания, которым на администрацию возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к возможному месту пожара, судами установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 8.1 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288) (далее - СП 4.13130.2013) подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий: оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию; при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
Пунктом 71 Правил N 1479 установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям. Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности. При этом система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Между тем, требование указанных норм администрацией в отношении перечисленных в акте проверки адресов не соблюдено.
При этом, ссылки администрации на то, что ответственность за данные нарушения должны нести собственники транспортных средств и организации, обслуживающие многоквартирные дома и территории, прилегающие к ним, правомерно отклонены судами со ссылками на положения пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, которыми прямо указано на то, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа в целях защиты жизни и здоровья людей, проживающих и находящихся в спорных МКД и на объектах защиты с массовым пребыванием людей (детские сады, больницы), и которые включают в себя, в том числе, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В этой связи, как верно отмечено судами, администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом городского округа, также принимает на себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, обеспечение их выполнения, вне зависимости от действий (бездействия) третьих лиц.
Доводы о том, что администрацией приняты все меры в рамках имеющихся полномочий, по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту возможного пожара, а именно: в адрес управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, ТСН направлены соответствующие обращения, памятки "по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники" для размещения на информационных стендах в МКД, также правомерно отклонены судами, поскольку данные меры явились недостаточными для соблюдения требований пожарной безопасности, следовательно, органом местного самоуправления не реализованы свои властные полномочия по отношению к виновным лицам, что свидетельствует о неисполнении требований предписания и, соответственно, действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Что касается исполнения пункта 3 предписания, суды пришли к следующим выводам.
Пунктом 3 предписания, на мэра г. Хабаровска и администрацию г. Хабаровска возложена обязанность обеспечить надлежащее состояние наружного пожарного водопровода (в том числе, территории городского округа, не охваченные централизованными системами водоснабжения), что предусмотрено положениями статей 62, 68 Закона N 123-ФЗ.
Возражения администрации в указанной части сводятся к тому, что предписание выдано ненадлежащему лицу, которыми должны являться организации, на балансе которых находятся данные источники наружного противопожарного водоснабжения.
Однако, как верно указано судами, администрацией г. Хабаровска не учтено, что в силу требований пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, которые включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, а также разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В этой связи администрация г. Хабаровска, как исполнительно-распорядительный органом городского округа, является ответственным лицом за соблюдение требований пожарной безопасности, наряду с балансодержателями источники наружного противопожарного водоснабжения. Факт нахождения источников наружного противопожарного водоснабжения в границах городского округа на балансе каких-либо организаций не освобождает администрацию г. Хабаровска от обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в части расстановки и исправности пожарных гидрантов в пределах предоставленных ей полномочий.
В этой связи судами также правомерно отклонены возражения администрации в указанной части.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о законности предписания ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и отсутствии оснований для признания его недействительным.
Доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов, направлены на их переоценку, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных главой 35 АПК РФ.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с завершением кассационного производства принятые судом округа обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания ГУМЧС России по Хабаровскому краю подлежат отмене на основании части 5 статьи 96 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 97, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 29.12.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А73-7819/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.03.2023 N Ф03-1586/2023 обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю от 09.02.2022 N 1/1/1 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.В.ШИРЯЕВ