Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 11.08.2023 N 303-ЭС23-13845 отказано в передаче дела N А73-7819/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.05.2023 N Ф03-1586/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 N 06АП-602/2023 по делу N А73-7819/2022
Требование: О признании недействительным предписания административного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 N 06АП-602/2023 по делу N А73-7819/2022
Требование: О признании недействительным предписания административного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Содержание


ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2023 г. N 06АП-602/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от администрации города Хабаровска: Минина Е.С. по доверенности от 13.10.2022, Яриловец М.В.;
от главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: Семенов П.В по доверенности от 07.04.2022, Ванзуряк К.В. по доверенности от 11.03.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска на решение от 29.12.2022 по делу N А73-7819/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению администрации города Хабаровска (ИНН 2702015107, ОГРН 1032700305978) к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (ИНН 2721120700, ОГРН 1042700165287) о признании недействительным предписания от 09.02.2022 N 1/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
администрация города Хабаровска (далее - заявитель, администрация г. Хабаровска) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, орган пожарного надзора) о признании недействительным предписания от 09.02.2022 N 1/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Определением от 13.05.2023 заявление принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-7819/2022.
Решением от 29.12.2022 суд заявленные требования администрации г. Хабаровска удовлетворит частично, признал недействительным предписание ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 09.02.2022 N 1/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части:
- пункта 2 - о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара: ул. Петра Комарова, д. 3 (установлены металлические столбы);
- пункта 3 - о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности обеспечить надлежащее состояние наружного пожарного водопровода: островная часть городского округа "Город Хабаровск" (остров Дачный, остров Кабельный) кадастровый квартал 27:23:0060301, 27:23:0060302; (остров Большой Уссурийский); жилой сектор ул. Луганская, ул. Тимуровцев, ул. Зазеркалъная, ул. Пятницкая, ул. Королевская, ул. Княжеская, ул. Боярская, ул. Римская, ул. Воскресная; территория от пр-кт 60 лет Октября по ул. Суворова до границы г. Хабаровск с Хабаровским муниципальным районом; район ул. Шелеста (проезд Воронежский - Западный семафор - ул. Тихоокеанская - ул. Воронежская);
- пункта 4 - о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности обеспечить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Определением от 31.01.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска на вышеуказанное решение.
Считая решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, апеллянт привел следующие доводы:
- при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, подтверждающие нарушение администрацией города обязательных требований, указанных в оспариваемом предписании;
- орган пожарного надзора не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие нарушений, указанных в оспариваемом предписании;
- судом не дана оценка доказательствам, представленным в материалы дела, подтверждающим отсутствие указанных в предписании нарушений: постановлению администрации г. Хабаровска от 14.12.2012 N 5164 "О состоянии муниципальных источников наружного противопожарного водоснабжения на территории города Хабаровска и мерах по их содержанию"; шести схемам границ раздела по сетям водопровода, указанным в пункте 3 предписания, постановлению администрации города Хабаровска от 27.01.2022 N 269;
- судом не указаны мотивы отклонения доводов заявителя о не исполнимости оспариваемого предписания в связи с тем, что оно не содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить администрации города;
- при рассмотрении дела суд применил закон, не подлежащий применению, а именно пункт 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) (данное нарушение не вменялось администрации города, положения данного пункта не имели отношения к рассматриваемому делу), а также утратившие силу часть 4 статьи 6, часть 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Хабаровскому краю не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации г. Хабаровска поддержали доводы апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители ГУ МЧС России по Хабаровскому краю на доводы апелляционной жалобы возражали, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
В период с 07.04.2021 по 29.04.2021 на основании плана на проведение проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2021, утвержденного начальником ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и во исполнение распоряжения о проведении плановой проверки от 31.03.2021 N 3, должностными лицам Отделов надзорной деятельности и профилактической работы в рамках осуществления государственного пожарного надзора проведена плановая выездная проверка органов местного самоуправления (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган)) городского округа "Город Хабаровск".
Предметом указанной проверки явилось исполнение органами местного самоуправления и управляемыми муниципальными организациями городского округа "Город Хабаровск" требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.04.2021 N 3, в котором зафиксированы нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности.
Мэру г. Хабаровска, исполнительно-распорядительному органу муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" - администрации г. Хабаровска выдано предписание от 29.04.2021 N 3/1/1 с требованием в срок до 15.11.2021 устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности.
На основании распоряжения главного государственного инспектора Хабаровского края по пожарному надзору от 19.01.2022 N 1 проведена внеплановая проверка с целью контроля в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.04.2021 N 3/1/1.
В ходе внеплановой проверки, проведенной в период с 25.01.2022 по 09.02.2022 в рамках ограничительных мероприятий, связанной с ухудшением эпидемиологической обстановки, связанной с распространением короновирусной инфекции COVID -19 и оформленной актом от 09.02.2022 N 1, установлено невыполнение пунктов 1, 4, 5, 6 предписания от 29.04.2021 N 3/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение требований части 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 10 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 N 509 (далее - Устав города), части 3 статьи 19 Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), части 4 статьи 6, пункта 3 статьи 63 Закона N 123-ФЗ не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности (в том числе, с учетом мероприятий, предложенных пунктами 6, 7 раздела 7 "Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности городского округа "город Хабаровск" акта проверки);
- в нарушение требований части 10 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, части 4 статьи 6, пункта 6 статьи 63 Закона N 123-ФЗ, пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479) не обеспечивается беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара;
- в нарушение требований части 4 статьи 6, частей 1, 2 статьи 63, частей 1, 3 статьи 5, части 1 статьи 51, пункта 11 статьи 52, статьи 62, частей 1, 3 статьи 68, пункта 3 части 1 статьи 90, статьи 127 Закона N 123-ФЗ, Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225) (далее - СП 8.13130) не обеспечено надлежащее состояние наружного пожарного водопровода (в том числе, территории городского округа, не охваченные централизованными системами водоснабжения;
- в нарушение требований части 10 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, пункта 67 Правил N 1479 не обеспечивается своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы.
По результатам проверки ГУ МЧС России по Хабаровскому краю 09.02.2022 выдало мэру г. Хабаровска, исполнительно-распорядительному органу муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" - администрации г. Хабаровска предписание N 1/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 03.10.2022.
Полагая, что вышеуказанное предписание принято с нарушением требований закона, нарушает права и законные интересы заявителя, администрация г. Хабаровска обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции рассмотрел дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частично удовлетворил заявление, при этом руководствовался следующими нормами права.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно части 3 статьи 21 Закона N 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации дают им обязательные для исполнения письменные предписания по устранению таких нарушений.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ, в редакции, действующей на момент проведения проверки).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Закона N 123-ФЗ (частью 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
Согласно положениям статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
На основании пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, пункта 10 части 1 статьи 9 Устава города, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Хабаровска.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; руководители органов местного самоуправления (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, исходя из вышеизложенных положений законодательства следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа "Город Хабаровск" является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае, исполнительно-распорядительного органа городского округа - администрации г. Хабаровска.
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 69-ФЗ организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно части 4 статьи 19 Закона N 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2018 N 2 (далее - Основы государственной политики Российской Федерации) основными функциями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области пожарной безопасности является реализация государственных (муниципальных) программ в области пожарной безопасности.
Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области пожарной безопасности являются, в том числе, оптимизация финансовых и материальных ресурсов, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на обеспечение пожарной безопасности (подпункт "в" пункта 28 Основ государственной политики Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы (пункт 3 статьи 179 БК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Хабаровска от 12.01.2021 N 25 утвержден Реестр из 27 муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск" на 2021 год.
Вместе с тем, муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности в настоящем Реестре не содержится, что администрацией г. Хабаровска не оспаривалось.
Правомерно отклонен довод о том, что администрацией г. Хабаровска разработано и организовано исполнение 13 муниципальных программ, включающих вопросы обеспечения пожарной безопасности.
Так, ближайшая по отрасли программа - "Защита населения и территории городского округа "Город Хабаровск" от чрезвычайных ситуаций на 2021-2025 годы", в нарушение пункта 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ не содержит разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Муниципальная программа "Обеспечение качественного и общедоступного образования в городском округе "Город Хабаровск" на 2021-2025 годы" содержит не весь спектр пункта 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ, а исключительно "установку систем автоматической пожарной сигнализации", но при этом в которую не вошли объекты защиты, эксплуатирующиеся указанными организациями образования, на которых средства обеспечения пожарной безопасности эксплуатируются со сроком полезного использования 15 лет и выше (шестая амортизационная группа классификации основных средств ОКОФ 013-2014: код 330.26.30.50), что составляет 12,6% от общего количества.
Кроме того, при утверждении муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск" не учтены требования части 2 статьи 81 Закона N 123-ФЗ, а также требования пунктов 8, 9, 12, 13, 16, 22, 30, 33, 42, 48, 54 Правил N 1479, которые вступили в законную силу с 01.01.2021, пункта 4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539) (далее - СП 486.1311500.2020), пункта 6.1.6 (приложение А, таблица А.1) Свода правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (утв. приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582) (далее - СП 484.1311500.2020).
Несоответствие муниципальных программ требованиям вышеуказанных норм права отражено в акте проверки от 29.04.2021 N 3, составленном по результатам проведения плановой выездной проверки.
При таких обстоятельствах пунктом 1 предписания на администрацию г. Хабаровска правомерно возложена обязанность разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности с учетом мероприятий, предложенных пунктами 6, 7 раздела 7 "Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности городского округа "Город Хабаровск" акта проверки от 29.04.2021 N 3.
Как верно указано судом первой инстанции, отсутствие в акте проверки от 09.02.2022 N 1 раздела 7 "Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности городского округа "Город Хабаровск", основанием для признания оспариваемого пункта 1 предписания незаконным не является, поскольку не влечет нарушение прав заявителя, которым был получен акт проверки от 29.04.2021 N 3 (вх. от 29.04.2021).
Таким образом, оснований для признания 1 пункта предписания незаконным у суда первой инстанции не имелось.
В отношении пункта 2 предписания, судом установлено следующее.
Вышеуказанным пунктом на мэра г. Хабаровска и администрацию г. Хабаровска возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к возможному месту пожара:
Центральный район г. Хабаровска:
- не обеспечивается беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара (здания): ул. Московская (по всей протяженности), ул. Ким-Ю-Чена, 47, ул. Лермонтова, 51а, ул. Фрунзе, 56;
- блокирование внутридомовых проездов и разворотных площадок жилой и административной застройки припаркованными автомобилями (ул. Кавказская, д. 45/1, 45/2 45/3, 45/4; ул. Гайдара, д. 4 - проезд разделен искусственным бордюром; ул. Рабочий городок, д. 4, 4а, 4б, 6а, 8, 8а, 10, 10а, 14, 14а, 14в; ул. Ленинградская, 1, 1а, 2, 2а, 3, 4, 6; ул. Подгаева, д. 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 6, 6а, 8, 8а; ул. Истомина от ул. Муравьева Амурского до Амурского бульвара);
- блокирование подъездов и проездов к объектам защиты с массовым пребыванием людей из-за припаркованных автомобилей: МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад N 167 "Родничок" по ул. Фрунзе, д. 5; МАДОУ N 130 по ул. Калинина, д. 53; КГБУЗ ДГКБ Истомина по ул. Тургенева, д. 45; МАДОУ N 71 по ул. Гамарника, д. 21; МАДОУ N 13 по ул. Лермонтова, д. 34а; МАДОУ Детский сад N 36 по ул. Ленинградская, д. 4а;
- блокирование внутридомовых проездов искусственными ограждениями - блоки, цепи, заборы: со стороны ул. Калинина (ориентир ул. Калинина, д. 86) к ул. Фрунзе (ориентир ул. Фрунзе, д. 63);
- установлены металлические столбы: ул. Петра Комарова, д. 3; ул. Мухина, д. 14 (установлено повторно);
- ж/б блоки на внутридомовом проезде с ул. Мухина на проезд Студенческий вдоль МКД по ул. Дикополъцева, д. 8, 10 (ранее предусмотрен сквозной проезд);
- ж/б блоки на внутридомовом проезде ул. Лермонтова, д. 35, 41 (ранее предусмотрен сквозной проезд);
- металлический шлагбаум на внутридомовом проезде ул. Карла Маркса, д. 92 (ранее предусмотрен сквозной проезд);
- металлический шлагбаум на внутридомовом проезде ул. Ким-Ю-Чена, д. 47 (ранее предусмотрен сквозной проезд);
- металлическое ограждение ул. Пушкина, д. 70 (ранее предусмотрен сквозной проезд).
Индустриальный район г. Хабаровска:
- не обеспечена возможность проезда и установки основной и специальной пожарной техники по причинам несанкционированных перекрытий проездов и хаотично оставленного на длительное хранение автомобильного транспорта: микрорайон "Строитель": ул. Вахова, д. 8, 8а, 8б, 8в, 8д; ул. Павла Морозова, д. 87, 91, 89; ул. Сысоева, д. 2, 4, 8, 12; микрорайон "Флегонтова" (весь жилой массив); ул. Малиновского, д. 13, 15, 21, 25; ул. Ворошилова, д. 13, 14.
Железнодорожный район г. Хабаровска:
- не обеспечена возможность проезда и установки основной и специальной пожарной техники: ул. Матвеевское шоссе 12 (установка металлических и железобетонных ограждений);
- объекты защиты, для которых ограничена возможность подъема личного состава подразделений пожарной охраны на этажи и кровлю МКД: ул. Большая, д. 12; ул. Большая, д. 9; пер. Санитарный, д. 3; ул. Лазо, д. 47а; ул. Лазо, д. 47б; ул. Шатова, д. 2, 4, 6, 8; ул. Воронежская, д. 38а; ул. Владивостокская, д. 38а; ул. Карла Маркса, д. 99а, 99б; ул. Демьяна Бедного, д. 14; ул. Ленинградская, д. 53 к 1, 53 к 2;
Северный округ г. Хабаровска:
- не обеспечена возможность проезда и установки основной и специальной пожарной техники по причинам несанкционированных перекрытий проездов и хаотично оставленного на длительное хранение автомобильного транспорта: ул. Калинина, д. 93; ул. Тихоокеанская, д. 16а.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 8.1 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288) (далее - СП 4.13130.2013, в редакции, действующей на момент проведения проверки) подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий: оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию; при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
Также согласно примечанию к пункту 8.1 СП 4.13130.2013 под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств.
Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ.
Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.
Пунктом 71 Правил N 1479 установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям. Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
При этом система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
В данном случае факт выявленных нарушений заявителем не оспаривается. Вместе с тем, администрация г. Хабаровска указывает, что ответственными за устранение данных нарушений должны являться собственники транспортных средств и организации, обслуживающие многоквартирные дома и территории, прилегающие к многоквартирным домам.
Однако, заявителем не учтено, что в силу требований пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, которые включают в себя как указано выше, в том числе обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Поэтому, как верно отмечено судом первой инстанции, администрация г. Хабаровска, являясь исполнительно-распорядительным органом городского округа, также принимает на себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, обеспечение их выполнения, вне зависимости от действий (бездействия) третьих лиц.
Таким образом, администрация г. Хабаровска в силу изложенных выше требований Закона N 69-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Закона N 123-ФЗ, обязана обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в целях защиты жизни и здоровья людей, проживающих и находящихся в спорных МКД и на объектах защиты с массовым пребыванием людей (детские сады, больницы).
Доводы о том, что администрацией г. Хабаровска проведены все возможные мероприятия, в рамках имеющихся полномочий, по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту возможного пожара, а именно: в адрес управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, ТСН направлены обращения о необходимости обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к МКД, памятки "по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники" для размещения на информационных стендах в МКД, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные действия не привели к устранению нарушений требований по беспрепятственному проезду пожарной техники к возможному месту пожара.
При таких обстоятельствах, орган пожарного надзора правомерно потребовал от администрации г. Хабаровска устранить данное нарушение.
Представленные в материалы дела фотографии, на которых объекты защиты с массовым пребыванием людей зафиксированы в определенный промежуток времени, не отражают, какие меры были предприняты заявителем, которые позволили не допускать блокирование подъездов и проездов к данным объектам припаркованными автомобилями. В связи с чем, не позволяют проверить исполнение оспариваемого предписания в указанной части.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признании незаконным в полном объеме пункта 2 предписания.
Представители органа пожарного надзора в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции пояснили, что требование в части обязанности обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к возможному месту пожара: ул. Петра Комарова, д. 3 (установлены металлические столбы), вменено администрации г. Хабаровска ошибочно, нарушений требований по беспрепятственному проезду пожарной техники к указанному МКД в ходе плановой выездной проверки установлено не было. Решение о признании недействительным пункта 2 предписание в части не обжаловано.
Пунктом 3 предписания, на мэра г. Хабаровска и администрацию г. Хабаровска возложена обязанность обеспечить надлежащее состояние наружного пожарного водопровода (в том числе, территории городского округа, не охваченные централизованными системами водоснабжения):
- островная часть городского округа "Город Хабаровск" (остров Дачный, остров Кабельный) кадастровый квартал 27:23:0060301, 27:23:0060302;
- территория Волочаевского городка (ул. Служебная, пер. Засыпной, пер. Призывной, пер. Батарейный) пожарные гидранты отсутствуют;
- островная часть городского округа "Город Хабаровск" (остров Большой Уссурийский), жилой сектор ул. Луганская, ул. Тимуровцев, ул. Зазеркалъная, ул. Пятницкая, ул. Королевская, ул. Княжеская, ул. Боярская, ул. Римская, ул. Воскресная;
- территория от пр-кт 60 лет Октября по ул. Суворова до границы г. Хабаровск с Хабаровским муниципальным районом;
- район ул. Шелеста (проезд Воронежский - Западный семафор - ул. Тихоокеанская - ул. Воронежская);
- территория бывшего завода имени Кирова, расположенного по адресу: ул. Кирова, д. 1 (на вышеуказанной территории закреплены 34 ПГ и 3 ПВ);
- ЗАО "Хабаровский бройлер" п. Березовка, 16 ПГ; ул. Серышева, д. 33 (КГБУЗ "ККПБ") - 2 ПГ, ул. Советская, д. 1 к. 2-6 (КГУП "Недвижимость") - 8 ПГ.
В силу статьи 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 2, 3 статьи 68 Закона N 123-ФЗ).
Вменяя нарушение вышеуказанных требований, органом пожарного надзора должна быть установлена совокупность обстоятельств, а именно: наличие на территории городского округа наружной водопроводной сети (пожарного водопровода); нахождение указанной сети (водопровода) в ненадлежащем (неисправном) состоянии.
Органом пожарного надзора вменено администрации г. Хабаровска обеспечить надлежащее состояние наружного пожарного водопровода на тех территориях городского округа, а именно: на островах Дачный, Кабельный, Большой Уссурийский; в жилом секторе по ул. Луганская, ул. Тимуровцев, ул. Зазеркалъная, ул. Пятницкая, ул. Королевская, ул. Княжеская, ул. Боярская, ул. Римская, ул. Воскресная; на территория от пр-кт 60 лет Октября по ул. Суворова до границы г. Хабаровск с Хабаровским муниципальным районом; в районе ул. Шелеста (проезд Воронежский - Западный семафор - ул. Тихоокеанская - ул. Воронежская), на которых наружная водопроводная сеть (пожарный водопровод) отсутствуют.
На заявителя возложена обязанность привести в надлежащее состояние (отремонтировать) объект, которого не существует, что в свою очередь влечет неисполнимость предписания, о чем обоснованно указано заявителем.
Требования, изложенные в предписании, должны быть реально исполнимы, ясными, конкретными, доступными для понимания и не допускающими произвольное их толкование при рассмотрении вопроса об исполнении предписания в данной части.
Решение о признании недействительным в части пункта 3 предписания не обжаловано.
В части выявленных нарушений в виде отсутствия пожарных гидрантов на территории Волочаевского городка, а также нахождение пожарных гидрантов на территориях: бывшего завода имени Кирова, ЗАО "Хабаровский бройлер", КГБУЗ "ККПБ", КГУП "Недвижимость" в неисправном состоянии, заявитель указывает, что предписание в указанной части выдано ненадлежащему лицу.
Как следует из части 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ, пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В соответствии с Законом N 123-ФЗ приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 утвержден и введен в действие Свод правил СП 8.13130, пунктом 4.1 которого установлено, что в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
В данном случае факт выявленных нарушений заявителем не оспаривается. Вместе с тем, администрация г. Хабаровска указывает, что ответственными за устранение данных нарушений являются организации, на балансе которых находятся данные источники наружного противопожарного водоснабжения.
Однако, администрацией г. Хабаровска не учтено, что в силу требований пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, которые включают в себя как указано выше, в том числе:
- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Поэтому администрация г. Хабаровска, как указано выше, являясь исполнительно-распорядительным органом городского округа, также принимает на себя ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, обеспечение их выполнения, вне зависимости от действий (бездействия) третьих лиц.
Факт нахождения источников наружного противопожарного водоснабжения в границах городского округа на балансе каких-либо организаций не освобождает администрацию г. Хабаровска от обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в части расстановки и исправности пожарных гидрантов в пределах предоставленных ей полномочий.
Представленное представителем заявителя в материалы дела письмо КГБУЗ "ККПБ" от 24.08.2021 N 2578 о том, что гидранты наружного противопожарного водоснабжения в количестве 2-х штук, расположенные на территории больницы по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 33, находятся в удовлетворительном состоянии, не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим исполнение в части пункта 5 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.04.2021 N 3/1/1, поскольку внеплановая проверки, в результате которой было установлено неисполнение указанного пункта предписания, проводилась гораздо позже, в период с 25.01.2022 по 09.02.2022.
Таким образом, отсутствовали основания для признания незаконным пункта 3 предписания в указанной части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Арбитражный суд первой инстанции правильно и в полном объеме установил фактические обстоятельства дела, надлежащим образом исследовал доказательства, дал им правильную правовую оценку, принял обоснованное решение в обжалуемой части.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 29.12.2022 по делу N А73-7819/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.П.ТИЩЕНКО
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ