Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2010 N А26-8222/2009 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 по делу N А26-8222/2009
Исполнение юридическим лицом требования об осуществлении мер безопасности в соответствии с проектом освоения лесов исключает основания для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 по делу N А26-8222/2009
Исполнение юридическим лицом требования об осуществлении мер безопасности в соответствии с проектом освоения лесов исключает основания для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2009 г. по делу N А26-8222/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13819/2009) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2009 по делу N А26-8222/2009 (судья Кришталь Н.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Падослес"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: Романовский Н.С. протокол от 10.02.2008;
от ответчика: Панкевич О.В. по доверенности от 26.01.2009 N 217/ПД
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Падослес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 17.08.2009 N 0108768/69 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 15.09.2009 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно сослался на отсутствие протоколов осмотра, предусмотренных положениями
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку акт проверки N 1 составлялся государственным инспектором до возбуждения дела об административном правонарушении и не в рамках административного производства. Кроме того, неправомерной является ссылка на Проект освоения лесов, который на момент проверки у Общества отсутствовал. К тому же, означенный Проект в части норм наличия средств пожаротушения противоречит
Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов".
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что выявленные в ходе проверки нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтверждаются материалами дела.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда от 15.09.2009 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 29.06.2009 по 17.07.2009 Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности при проведении рубок лесных насаждений на территории Прионежского района Республики Карелия на основании договора от 01.12.2008 N 14-з аренды лесного участка с целью заготовки древесины, расположенного в Шуйском лесничестве Ладвинского лесхоза.
Результаты проверки послужили основанием для возбуждения в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении, 16.07.2009 Управлением составлен протокол сер. АА N 0108768/69, а 17.08.2009 вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
статьей 8.32 КоАП РФ.
Обществу вменено нарушение
подпункта "в" пункта 13,
пунктов 16,
21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), выразившееся в необеспечении пункта сосредоточения противопожарного инвентаря при лесозаготовительном предприятии средствами пожаротушения в соответствии с утвержденными нормативами, непроведении очистки мест рубок от порубочных остатков, складировании древесины в сортаментах штабелями без окаймления минерализованной полосой.
Общество не согласилось с постановлением и обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с
частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность, предусмотренную
статьей 8.32 КоАП РФ.
Согласно
Правилам пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать
нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования
(пункт 13).
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.04.2009 N 13763), действуют с 22.04.2009 г.
Суд первой инстанции правомерно сослался на
пункт 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что противопожарное обустройство лесов, создание систем, средств предупреждения и тушения пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Требование об осуществлении мер безопасности на основании Проекта освоения лесов, предусмотренное также пунктом 4.4.14 договора аренды, Обществом исполнено, Проект освоения лесов утвержден приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 05.08.2009 N 755. В разделе Проекта "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" указано, что укомплектование пункта пожарного инвентаря средствами тушения лесных пожаров производится в соответствии с действующими нормативами. Согласно таблице 5.1.3 пояснительной записки к Проекту отсутствующие зажигательные аппараты в количестве 2 штук должны быть приобретены в течение 2009 года. В период проведения проверки Проект освоения лесов находился в стадии утверждения (л.д. 44 - 49, 81 - 93).
В
статье 2.1 КоАП РФ закреплено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
(часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обществу не может быть вменено в вину то обстоятельство, что отраженные в Проекте освоения лесов нормы наличия средств пожаротушения, заключение государственной экспертизы в отношении которого утверждено приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 05.08.2009 N 755, не соответствуют
нормам, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 N 549.
Согласно Закону Республики Карелия от 05.05.2008 N 1188-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области лесных отношений" Министерство является органом, уполномоченным в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, и проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов отнесено к его ведению статьей 6 (пункт 2) названного Закона.
Как правильно указал суд первой инстанции, в ходе производства по делу об административном правонарушении Общество предоставило проект освоения лесов (л.д. 68), однако, он не был принят во внимание административным органом, в том числе, в целях установления и доказывания вины Общества в несоблюдении установленных нормативов. Между тем, обязанность доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена, в силу
статьи 210 АПК РФ, возложена на административный орган.
Кроме того, судом первой инстанции дана правильная оценка Акту N 1 проверки наличия противопожарного оборудования, составленному инспектором Управления 07.07.2009, как ненадлежащему доказательству. Суд обоснованно указал, что протокол осмотра в соответствии с
частями 4 и
6 статьи 27.8 КоАП РФ в присутствии понятых не составлялся, а потому вывод о несоблюдении установленных норм обеспечения средствами пожаротушения следует признать бездоказательным.
Пунктами 16,
17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.07 N 417, закреплена обязанность по очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины и определен порядок проведения очистки мест рубок.
Согласно
пункту 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Таким образом,
Правила пожарной безопасности в лесах содержат различные способы очистки, включая оставление порубочных остатков для перегнивания, разбрасывание их. Из Акта от 08.07.2009 N 2, а также акта от 17.07.2009 N 4 (л.д. 54, 61) невозможно сделать вывод о том, что обнаруженные порубочные остатки (отдельные сучья, и стволы) не оставлены между валами в порядке проведения очистки мест рубок. Согласно разделу III Технологической карты и договору купли-продажи лесных насаждений от 11.03.2009 N 57 очистка лесосеки производится путем сбора поручных остатков "на валы на перегнивание". О своем несогласии с выводами, отраженными в акте N 2 от 08.07.2009, указал директор Общества (л.д. 54), однако, возражения Общества в постановлении от 17.08.2009 не отражены и не оценены.
Протоколы осмотра мест осуществления заготовки древесины в соответствии с требованием
статьи 27.8 КоАП РФ Управлением не составлялись.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, что фактически проверка проводилась на делянке N 2 квартал 70, выдел 6, 10 Ладвинского, Шуйского участкового лесничества, а потому допущенная в актах N 2 и N 4 ошибка (указана делянка N 1) не рассматривается судом в качестве самостоятельного нарушения, влекущего незаконность результатов проверки.
В силу
пункта 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности Управлением в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 КоАП РФ.
Согласно договору от 11.03.2009 N 57 купли-продажи лесных насаждений организация временных складов при заготовке древесины и очистка лесосеки от порубочных остатков производятся в соответствии с технологической картой (л.д. 94 - 104).
Согласно разделу III Технологической карты заготовленная древесина вывозится на погрузочную площадку, где сортируется и вывозится. Организация лесных складов технологической картой не предусмотрена и такие склады Обществом не организованы. Как правильно указал суд первой инстанции, доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не собраны и в материалы дела не представлены. В том числе в установленном
КоАП РФ порядке не проведен осмотр используемой Обществом для осуществления деятельности территории (лесного участка).
Ссылки Управления в апелляционной жалобе на нарушение
пунктов 52 и
61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184, отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные. Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность, предусмотренную с
частью 1 статьи 8.25 КоАП Р. Между тем, оспариваемым постановлением от 17.08.2009 Общество привлечено к ответственности по
статье 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со
статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2009 по делу N А26-8222/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ЛОПАТО И.Б.
Судьи
БОРИСОВА Г.В.
ШУЛЬГА Л.А.