Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2012 по делу N А56-3495/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 по делу N А56-3495/2011
В тех случаях, когда в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки, указания сведений о качестве и технических характеристиках товара в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не требуется. В остальных случаях участник размещения должен указать сведения о товаре в соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 по делу N А56-3495/2011
В тех случаях, когда в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки, указания сведений о качестве и технических характеристиках товара в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не требуется. В остальных случаях участник размещения должен указать сведения о товаре в соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2011 г. по делу N А56-3495/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10582/2011) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 мая 2011 года по делу N А56-3495/2011 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
3-е лицо: ООО "Строительная компания "Альянс"
при участии:
от заявителя: Степанова Е.Е., доверенность от 20.07.2009., Богомолов А.А., доверенность от 06.06.2011.
от ответчика: Алексеев А.А., доверенность N ОВ/3931 от 14.04.2011.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" (196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38, ОГРН 1037843028189, далее - Университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
- признать недействительным
решение Управления антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (191186, Санкт-Петербург, Невский пр-т, 7-9, далее - УФАС, антимонопольный орган) от 22.12.2010 по делу N 94-660/10 о нарушении законодательства о размещении заказов,
- обязать антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством недопущения привлечения заявителя к административной ответственности, а также посредством прекращения распространения в сети Интернет информации о нарушении Университетом антимонопольного законодательства.
Решением от 04.05.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным и отменил
решение УФАС от 22.12.2010 по делу N 94-660/10 в части признания в действиях Университета нарушения
пункта 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Университет, не согласившись с выводом суда первой инстанции о нарушении заказчиком
части 5 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просил решение от 04.05.2011 в указанной части отменить.
По мнению Университета, на дату утверждения документации об открытом аукционе в электронной форме (21.10.2010) деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности не подлежала лицензированию, в связи с чем заказчик правомерно не потребовал у участников размещения заказа копию соответствующей лицензии. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, обратил внимание на отсутствие в резолютивной части решения требования об обязании антимонопольного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Податель жалобы в качестве восстановления нарушенных прав просит суд не допустить привлечение Университета к административной ответственности.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения жалобы, просил рассмотреть законность принятого судебного акта в полном объеме. По мнению УФАС, вступление в силу Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.12.2010 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО Строительная компания "Альянс" на действия заказчика - Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" при размещении государственного заказа способом проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение капитального ремонта общежития по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вертолетная, д. 11, корп. 1 и корпус 2.
Рассмотрев поступившую жалобу, комиссия Санкт-Петербургского УФАС установила, что на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" http://sberbank-ast.ru заявителем размещено извещение N SBR1011210024 о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение капитального ремонта общежития по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вертолетная, д. 11, корпуса 1 и 2, начальная цена контракта - 88 721 000 руб.
По мнению ООО Строительная компания "Альянс", заказчик в документации об аукционе не установил обязательное требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление производства работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности здания и сооружения, что является нарушением
части 1 статьи 11 и
части 5 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ.
В результате проверки УФАС согласилось с указанным доводом о нарушении Университетом
части 5 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ. Кроме того, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении также заказчиком
пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ, выразившегося в установлении неправомерных требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС по Санкт-Петербургу принято
решение от 22.12.2010 по делу N 94-660/10 о нарушении Университетом законодательства о размещении заказов.
Не согласившись с данным
решением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Кроме указанных в
частях 1 -
3 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа согласно
части 4 статьи 11 Закона N 94-ФЗ.
Как следует из
части 1 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" несоответствие требованиям, установленным в соответствии со
статьей 11 данного закона является одним из случаев, при наступлении которого участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе.
Помимо данного случая (
пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") участнику размещения заказа может быть отказано и по другим основаниям, в том числе в случае непредставления документов, необходимых в соответствии с требованиями конкурсной документации (
пункт 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ).
Согласно
статье 34 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктом 1 части 4 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных
пунктами 2 -
4,
4.2 -
7 и
10 части 4 статьи 22 данного Закона, должна содержать требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе в соответствии с
частью 2 и
3 статьи 35 Закона, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному
пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.
Таким образом, участнику размещения заказа может быть отказано в участии в аукционе в случае непредставления документов, необходимых в соответствии с требованиями документации об аукционе. При этом, требования документации об аукционе должны основываться на положениях действующего законодательства и не противоречить ему.
Следовательно, истребование у участников аукциона документов, которые не являются необходимыми для выполнения определенного вида работ, на право выполнения которых проводится аукцион, является неправомерным и не отвечает требованиям Федерального
закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Напротив, в случае, если участник аукциона не предоставляет документы, которые в силу действующих нормативно-правовых актов необходимы для выполнения конкретных видов работ, то такой участник не подлежит допуску к участию в аукционе.
Как следует из материалов дела, в документации об открытом аукционе отсутствует требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на осуществление производства работ по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
УФАС считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем
части 5 статьи 41.6 Закон N 94-ФЗ. Суд первой инстанции признал доводы антимонопольного органа обоснованными и отказал Университету в данной части заявленных требований.
Между тем, судом не принято во внимание следующее.
Согласно
подпункту 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Вместе с тем, согласно
пункту 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается.
В соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращено с момента вступления в силу Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
статье 152 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", настоящий Федеральный
закон вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования.
Указанный Федеральный
закон опубликован в журнале "Собрание законодательства РФ", 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579, в газете "Парламентская газета", N 47 - 49, 31.07.2008, в газете "Российская газета", N 163, 01.08.2008, в связи с чем вступил в силу 29.05.2009.
Следовательно, с указанной даты для осуществления деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется получения лицензии.
Поскольку документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена заказчиком 21.11.2010, то у Университета отсутствовала обязанность по включению в конкурсную документацию требования о наличии у участников размещения заказов лицензии.
Таким образом, довод антимонопольного органа о том, что вступление в силу Федерального
закона N 123-ФЗ не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежит отклонению как противоречащий нормам действующего законодательства.
Ссылка УФАС на
письмо Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий от 11.03.2010 N 19-1-15-1282, согласно которому деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности здании и сооружений должна осуществляться на основании лицензии, апелляционным судом не принимается, поскольку в силу
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти в виде писем и телеграмм не допускается. Таким образом, названное
письмо не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер и не может быть положено судом в основу принимаемого судебного акта.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что работы и услуги в силу Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не являются объектами технического регулирования, является ошибочным, поскольку результат таких выполненных работ, услуг должен соответствовать требованиям пожарной безопасности, установленным в технических регламентах.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает апелляционную жалобу обоснованной, а
решение УФАС в части выводов о наличии в действиях заказчика нарушений
части 5 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ - незаконным.
Кроме того, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения
пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ, выразившегося в установлении неправомерных требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Требования к содержанию документации об аукционе в электронной форме установлены
статьей 41.6 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон о размещении заказов).
Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с
частями 4 и
6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с
частью 7 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных
частями 4 и
6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В силу
части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак;
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное
пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное
пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное
пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Таким образом, законодатель различает три вида электронного аукциона:
- при размещении заказа на поставку товаров;
- размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг;
- размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар.
В зависимости от вида электронного аукциона первая часть заявки должна содержать соответствующие такому виду сведения.
Как следует из рассматриваемой в настоящем деле документации, предметом аукциона (предметом контракта) явилось выполнение работ по капитальному ремонту помещений. При этом в пункте 1 документации установлены требования к содержанию и составу заявки, согласно которому первая часть заявки в отношении тех позиций Технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме, применительно к которым не указан товарный знак, должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предполагаемого для использования товара.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в тех случаях, когда в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки, то указание сведений о качестве и технических характеристиках товара в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не требуется. В остальных случаях участник размещения должен указать сведения о товаре в соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме.
Таким образом,
решение УФАС в части признания наличия в действиях заказчика нарушений
пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции признает
решение антимонопольного органа от 22.12.2010 по делу N 94-660/10 незаконным и подлежащим отмене в полном объеме.
Университет в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя просит суд обязать антимонопольный орган не возбуждать в отношении него административные дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В судебном заседании податель жалобы подтвердил, что в настоящий момент административное дело о нарушении им антимонопольного законодательства не возбуждены. Апелляционный суд обращает внимание, что избранный заявителем способ защиты нарушенных прав не может быть применим, так как у УФАС не имеется оснований для возбуждения в отношении Университета дела об административном правонарушении, поскольку
решение антимонопольного органа по делу N 94-660/10 от 22.12.2010 о нарушении законодательства о размещении заказов признано судом апелляционной инстанции незаконным и отменено в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная жалоба Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 04.05.2011 - изменению с принятием нового судебного акта.
Понесенные Университетом при подаче апелляционной жалобы судебные издержки относятся на УФАС на основании
статьи 110 АПК РФ.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 мая 2011 года по делу N А56-3495/2011 изменить.
Апелляционную жалобу Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" (196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38, ОГРН 1037843028189) удовлетворить.
Признать недействительным полностью
решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, Невский пр-кт, д. 7-9, Санкт-Петербург) по делу N 94-660/10 о нарушении законодательства о размещении заказов от 22.12.2010.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" судебные издержки в виде расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.А.ШУЛЬГА