Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А26-2542/2012
Правопреемник реорганизованного юридического лица - арендатора лесного участка, не выполнивший работы по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду, в том числе работы по уходу за минерализованными полосами, является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А26-2542/2012
Правопреемник реорганизованного юридического лица - арендатора лесного участка, не выполнивший работы по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду, в том числе работы по уходу за минерализованными полосами, является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. по делу N А26-2542/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): представителя О.А.Бочинского (доверенность от 16.07.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11177/2012) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.05.2012 по делу N А26-2542/2012 (судья Р.Б.Таратунин), принятое
по иску (заявлению) ООО "Форест-групп"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2012 N 33/12Л
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (185005, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 9, оф. 20, ОГРН 11163224002530) (далее - общество, ООО "Форест-групп") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24) от 28.02.2012 N 33/12Л о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять новый судебный акт по делу, признав законным оспариваемое постановление. По мнению подателя жалобы, общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, поскольку права и обязанности ООО "Карелфинлес" по договору аренды лесного участка, зарегистрированного за N 10-10-01/070/2007-325, перешли к ООО "Форест-групп" на основании разделительного баланса. Работы по уходу за минерализованными полосами протяженностью 10 км в 2011 году на лесном участке, переданном ему по договору аренды, предусмотрены Проектом освоения лесов и Приложением N 6 к договору аренды лесного участка. Пунктом 3.4.12 договора аренды установлена обязанность арендатора за свой счет выполнять лесохозяйственные и лесовосстановительные работы в объемах, установленных Проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору.
От общества поступила дополнительная позиция по делу, в которой ООО "Форест-групп" опровергло наличие Проекта освоения лесов в Колатсельгском участковом лесничестве, поскольку Колатсельгское лесничество входит в состав Койвусельского участкового лесничества. Доводы, изложенные в ранее представленном отзыве на апелляционную жалобу, общество поддержало, просило решения суда оставить без изменения.
В указанном документе содержится также ходатайство общества о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал, а также признал довод общества, изложенный в дополнительной позиции, о вхождении Колатсельгского лесничества в состав Койвусельского участкового лесничества, в то время как Проект освоения лесов разрабатывается только для участковых лесничеств.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 18.12.2007 между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель) и ООО "Карелфинлес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 15548 га, расположенный в Колатсельском и Койвусельгском лесничествах Пряжинского лесхоза (л.д. 51-56).
Пунктом 3.4.12 данного договора установлена обязанность арендатора за свой счет выполнять на арендуемом лесном участке лесохозяйственные и лесовосстановительные работы в объемах, установленных проектом освоения лесов и приложением N 6 к настоящему договору.
Согласно пункту 3.4.4 договора арендатор обязан обеспечить пожарную безопасность в лесах (противопожарное обустройство лесов; создание средств предупреждения и тушения лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах) в порядке, установленном статьей 53 Лесного кодекса РФ.
Пунктом 3.4.5 договора определена обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
В Приложении N 6 к договору аренды лесного участка сторонами определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду, на 2011 год. Приложением предусмотрены работы, в том числе по уходу за минерализованными полосами в среднегодовом объеме 10 км, а также установлен срок их исполнения - 2 квартал 2011 года (л.д. 58).
ООО "Форест-групп" создано в результате реорганизации путем выделения из ООО "Карелфинлес" на основании решения участников ООО "Карелфинлес", зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 29.03.2011 (л.д. 12).
02.09.2012 Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопреемник Государственного комитета Республики Карелия по лесу) и общество заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 18.12.2007 (л.д. 9), в соответствии с которым в текст договора внесли изменения в связи с заменой арендатора на ООО "Форест-групп" по причине перехода прав и обязанностей к последнему по договору согласно разделительному балансу ООО "Карелфинлес".
Заместитель старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия А.С. Иванова, установив на основании проверки качества работ по воспроизводству, охране и защите лесов на арендованном лесном участке в июне 2011 года, что ООО "Форест-групп" в нарушение пунктов 3.4.4 и 3.4.12 договора аренды лесного участка не выполнило в полном объеме работы по уходу за минерализованными полосами, составила в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N 8 от 03.02.2012 (л.д. 44-46).
Постановлением от 28.02.2012 N 33/12Л Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 5500 руб. (л.д. 5-8). Обществу вменяется использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка (пунктов 3.4.4, 3.4.12 договора аренды от 18.12.2007).
Не согласившись с данным постановлением Министерства, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал требование ООО "Форест-групп" обоснованным в связи с недоказанностью административным органом в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права и процессуального права, считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
Заготовка древесины относится к виду использования лесов (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ).
Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, одним из условий договора аренды лесного участка является выполнение арендатором работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, в том числе по обеспечению пожарной безопасности в лесах, к числу которых отнесен уход за минерализованными полосами протяженностью 10 га (среднегодовой объем).
В соответствии со статьей 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействии), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из оспариваемого постановления и установлено судом, основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ послужил вывод Министерства о невыполнении в полном объеме заявителем работ по уходу за минерализованными полосами.
В качестве доказательств невыполнения арендатором указанных работ административный орган ссылается на акты оценки качества выполненных работ по воспроизводству, охране и защите лесов от 20.06.2011 и от 28.06.2011, которыми зафиксировано выполнение работ по уходу за минерализованными полосами на арендуемом лесном участке во 2 квартале 2011 года в общем объеме 4,2 км (в кварталах 70, 90, 91) (л.д. 63-65).
Доказательств, опровергающих изложенные в оспариваемом постановлении сведения о выполнении работ по уходу за минерализованными полосами в установленный договором аренды срок в неполном объеме, обществом не представлено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд считает, что Министерством представлены надлежащие доказательства события вменяемого обществу правонарушения.
С учетом положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области природопользования.
Вывод, изложенный в обжалуемом решении суда, о недоказанности наличия в 2011 году на переданном обществу лесном участке минерализованных полос протяженностью 10 км, суд апелляционной инстанции считает неправомерным, поскольку производство работ по уходу за минерализованными полосами в указанном объеме было запланировано арендатором в пункте 5.1 Проекта освоения лесов, следовательно, арендатору было известно при составлении Проекта освоения лесов, что в кварталах 14, 17, 20, 125 и 157 Койвусельгского участкового лесничества имеются или будут созданы минерализованные полосы общей протяженностью 10 км.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод ООО "Форест-групп" о том, что общество не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку во втором квартале 2011 года еще не было правопреемником ООО "Карелфинлес" по договору аренды лесного участка. При этом общество сослалось на дополнительное соглашение от 02.09.2011 к договору аренды, заключенное Министерством и ООО "Форест-групп", которым произведена замена арендатора в связи с регистрацией перехода прав и обязанностей по договору аренды от 18.12.2007 согласно разделительному балансу ООО "Карелфинлес", зарегистрированному 18.07.2011.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходя права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Между тем, как усматривается из разделительного баланса на 07.02.2011 (пункт 2 примечаний на стр. 70), по договорам аренды лесных участков (в том числе по проектам освоения лесов к договорам аренды лесных участков) переходят права и обязанности к правопреемникам ООО "Карелфинлес" с момента государственной регистрации вновь созданных в порядке реорганизации юридических лиц.
Обществом в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации ООО "Форест-групп" от 29.03.2011, таким образом, общество правомерно привлечено Министерством к ответственности за нарушение условий договора аренды во втором квартале 2011 года.
Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 5.3 договора аренды все изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 8.11 договора приложения к договору являются его неотъемлемыми частями. Приложение N 6 предусматривает объем обязательных к выполнению арендатором работ, в состав которых входит уход за минерализованными полосами.
В соответствии с пунктом 5.2 договора после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к договору приводятся в соответствие с проектом.
По смыслу приведенных статей Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежат арендные отношения, которые полностью урегулированы договором аренды лесного участка. Вместе с тем, содержание Приложения N 6 к договору не предполагает его обязательной регистрации, однако, не исключает обязанности по его исполнению обществом.
Таким образом, обязанности по исполнению работ, предусмотренных Приложением N 6 к договору, также перешли к ООО "Форест-групп" с момента его государственной регистрации.
Утверждение общества о том, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, основано на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года.
Поскольку Приложением N 6 к договору аренды лесного участка установлен конкретный срок выполнения арендатором определенного объема работ (2-й квартал 2011 года), вмененное заявителю правонарушение не является длящимся, а срок привлечения к административной ответственности исчисляется с момента истечения срока исполнения обязанности (с 01.07.2011).
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды не состоит исключительно из Федерального закона "Об охране окружающей среды", а включает в себя и иные законы, которые регулируют общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, являющийся частью лесного законодательства, основывается на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов (пункты 2, 5, 6 статьи 1).
Основанное на положениях статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации требования пунктов 3.4.4, 3.4.12 договора аренды лесного участка от 18.12.2007 направлены на реализацию названных принципов и, как следствие, обеспечение охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, совершенное обществом правонарушение относится к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды, срок давности привлечения к ответственности по которым составляет 1 год.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 28.02.2012 N 33/12Л вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к ответственности.
Ссылку общества на судебный акт по делу N А26-4336/2011 суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, так как судебная практика не содержит обязательных для применения правовых позиций и обусловлена конкретными обстоятельствами дела.
Проверив соблюдение Министерством процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не установил наличия существенных процессуальных нарушений, которые являются самостоятельными основаниями для отмены постановления.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Министерства, в удовлетворении заявления ООО "Форест-групп" следует отказать, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 мая 2012 года по делу N А26-2542/2012 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (185005, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 9, офис 20, ОГРН 1116324002530) об оспаривании постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24) от 28.02.2012 N 33/12Л о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА