Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А56-78233/2012
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку юридическим лицом не представлены убедительные доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер по соблюдению требований Правил пожарной безопасности.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А56-78233/2012
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку юридическим лицом не представлены убедительные доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер по соблюдению требований Правил пожарной безопасности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N А56-78233/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Слободина А.В. по доверенности от 01.02.2013;
от заинтересованного лица: Стрекалова А.С. по доверенности от 02.08.2012;
третье лицо: не явилось - извещено (уведомление N 74222)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6362/2013) ЗАО "Невский дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2013 по делу N А56-78233/2012 (судья Баталова Л.А.), принятое
по заявлению ЗАО "Невский дом"
к Отделу надзорной деятельности Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу
третье лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ЗАО "Невский дом" (190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 25, ОГРН 1037851015410, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (190103, Санкт-Петербург, 9-я Красноармейская ул., д. 10Б, далее - ОНД Адмиралтейского района, орган пожарного надзора) от 19.10.2012 N 2-8-1150 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 151 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано в связи с доказанностью в действиях общества квалифицирующих признаков правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, признать незаконным постановление органа пожарного надзора.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что в орган пожарного надзора были представлены сертификаты на используемые в отделке здания материалы, относительно других нарушений указал, что поскольку здание является объектом культурного наследия, то изменение его архитектурно-планировочного назначения возможно только после согласования и получения соответствующего разрешения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГИОП).
Представитель органа пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
КГИОП Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 17 по 20 сентября 2012 года Отделом надзорной деятельности Адмиралтейского района УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу на основании распоряжения от 12.07.2012 N 2-8-600 проведена внеплановая выездная проверка выполнения ЗАО "Невский дом" ранее выданного предписания от 26.09.2011 N 2-8-560/1/1.
По результатам проверки составлен акт 20.09.2012 N 2-8-600, в котором зафиксированы нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390); Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ), СНиП 21.01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (введены в действие с 01.01.2004 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 115), СНиП 31-04-2001 (введены в действие с 01.01.2002 постановлением Госстроя России от 19.03.2001 N 21).
Такие нарушения, как:
- непроведение периодических испытаний парапетного ограждения с оформлением соответствующих подтверждающих документов (протокол испытаний, лицензия организации на производство данных работ) (нарушение п. 24 ППР N 390);
- отсутствие в местах пересечения противопожарных преград (противопожарных стен и перекрытий 1-го типа) вентиляционными шахтами, автоматических огнепреграждающих устройств, предотвращающих распространение продуктов горения (нарушение п. 7.21 СНиП 21-01-97*);
- отсутствие на воздуховодах системы общеобменной вентиляции и кондиционирования, на поэтажных сборных воздуховодах в местах присоединения их к вертикальному и горизонтальному коллектору противопожарных клапанов (нарушение п. 7.11.1 СНиП 41-01-2003);
- объединение в одну систему вентиляции следующих групп помещений: складского помещения, расположенных на 1-ом этаже (вход со двора), и административных помещений, расположенных на вышележащих этажах), без установки противопожарного клапана на сборном воздуховоде присоединяемой группы помещений другого назначения (нарушение п. 7.2.8 СНиП 41-01-2003) послужили основанием для составления 10.10.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 2-8-1149 по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Такие факты, как:
- отсутствие вторых эвакуационных выходов с этажей здания (3, 4, 5 этажи) (нарушение п. п. 6.9*, 6.13* СНиП 21-01-97*);
- коридоры без естественного освещения не оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции для удаления продуктов горения (цокольный этаж) (нарушение п. 8.2 (и) СНиП 41-01-2003);
- на полу в коридоре второго этажа уложен паркет (нарушение п. 6.25* СНиП 21-01-97*); - в коридорах на полу 3, 4-го этажей уложен линолеум. На полу коридора 1-го этажа уложен пол на основе ламинированных древесных плит. На данные материалы сертификаты пожарной безопасности с показателями пожарной опасности, соответствующими пункту 6.25* СНиП 21-01-97*, не предоставлены (нарушен п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- стены коридора второго этажа (где каб. 12) оклеены виниловыми обоями. На данные материалы сертификаты пожарной безопасности с показателями пожарной опасности, соответствующими пункту 6.25* СНиП 21-01-97*, не предоставлены (нарушен п. 6-25* СНиП 21-01-97*);
- на 3, 4-ом этажах допущена отделка (защита) радиаторов отопления, выполненная из древестно-стружчатых материалов. На данные материалы сертификаты пожарной безопасности с показателями пожарной опасности, соответствующими пункту 6.25* СНиП 21-01-97*, не предоставлены (нарушен п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- на первом этаже на пути эвакуации установлен турникет (нарушен п. 6.10* СНиП 21-01-97*);
- допущена установка мебели и офисной техники в коридоре 2-го этажа (возле каб. 12) (нарушен п. 36 (б) ПНР N 390);
- в помещении склада без оконных проемов не предусмотрены системы дымоудаления продуктов сгорания при пожаре (нарушен п. 6.7 СНиП 31-04-2001) послужили основанием для составления 10.10.2012 должностным лицом органа пожарного надзора протокола об административном правонарушении N 2-8-1150 по части 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании материалов административного дела и протоколов об административных правонарушениях от 10.10.2012 N 2-8-1149 и N 2-8-1150 органом пожарного надзора вынесено постановление об административном правонарушении от 19.10.2012 N 2-8-1150 о привлечении ЗАО "Невский дом" к административной ответственности на основании частей 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 151 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал обоснованную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет ответственность по части 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме (Правила N 390), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Наряду с указанными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К иным нормативным документам по пожарной безопасности, содержащим требования пожарной безопасности, в том числе относятся: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СНиП 31-04-2001.
Постановлением от 19.10.2012 N 2-8-1150 ЗАО "Невский дом" привлечено к административной ответственности по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение пунктов 24, 36 (б) ППР N 390, пунктов 7.21, 6.9, 6.13, 6.25, 6.10 СНиП 21-01-97*, пункта 7.11.1, 7.2.8, 8.2 (и) СНиП 41-01-2003, пункта 6.7 СНиП 31-04-2001 на объекте защиты по адресу: Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 25 (помещения 1Н, 2Н, 6Н, 8Н, 10Н).
В ходе проведения проверки установлено, что общество, является собственником части помещений (1Н, 2Н, 6Н, 8Н, 10Н) в здании, расположенном по адресу Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 25, то есть является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 и 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей Закону о техническом регламенте.
Согласно статье 134 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных по функциональному назначению, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.
Из таблиц 28 и 29 следует, что область применения отделочных материалов на путях эвакуации обусловлена сочетанием нескольких факторов: классом пожарной опасности материала (КМ0-КМ4), классом (подклассом) пожарной опасности здания этажностью или высотой здания.
Как следует из пункта 6.25* СНиП 21-01-97*, в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах.
В суде первой инстанции, по пунктам 7, 8, 9 и 10 оспариваемого постановления общество пояснило, что отраженные нарушения фактически не имеют места, поскольку на все материалы, которыми выполнены отделка стен, пола и радиаторов отопления, имеются сертификаты с показателями пожарной безопасности, соответствующими требованиям законодательства.
Суд первой инстанции, исследовав представленные обществом декларацию о соответствии на панели ламинированные, сертификат соответствия на панели отделочные профильные поливинилхлоридные и декларацию о соответствии на обои виниловые, установил, что во всех представленных документах указаны показатели пожарной безопасности выше требуемых для материалов, разрешенных к применению для отделки путей эвакуации.
Факт наличия на пути эвакуации мебели, офисной техники, турникета, которые в случае наличия пожароопасной ситуации, существенно ограничат свободное передвижение большого количества людей, подтверждается материалами административного дела (пункты 7, 8 и 9 постановления).
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильные вывод о доказанности нарушений правил пожарной безопасности, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае протоколами об административных правонарушениях от 10.10.2012 N 2-8-1149и N 2-8-1150, актом проверки от 20.09.2012 N 2-8-600 подтверждается, что общество, осуществляя хозяйственную деятельность, допустило нарушения требований Закона N 69-ФЗ, Закона N 123-ФЗ, СНиП 21.01.97*, СНиП 41-01-2003 и СНиП 31-04-2001.
Оспаривая пункты 2, 3, 4, 5, 6 и 13 постановления общество указало на отсутствие вины в совершении правонарушения, поскольку неоднократно обращалось в КГИОП с заявлениями о согласовании производства работ, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Апелляционным судом установлено, что объект защиты по адресу: Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 25 (в том числе помещения 1Н, 2Н, 6Н, 8Н, 10Н) на основании Приказа председателя КГИОП Санкт-Петербурга N 15 от 20.02.2001, является выявленным объектом культурного наследия - Здание "Жилой дом".
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
В соответствии с ТСН 21-305-2003 г. Санкт-Петербурга "Реконструкция зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности в пределах исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга. Требований пожарной безопасности", при реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий, являющихся памятниками истории и культуры, или включенных в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую ценность, необходимо учитывать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры (п. 1 п.п. 1.2).
Согласно статье 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ (пункт 1).
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 названного Федерального закона;
- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
В целях надлежащего исполнения КГИОП государственной функции разработан Административный регламент КГИОП по исполнению государственной функции по выдаче зданий и разрешений на работы по сохранению объектов (выявленных объектов) культурного наследия от 10.01.2008 N 10-1, устанавливающий, в том числе перечень необходимых документов для выдачи задания и разрешения.
Как видно из материалов дела, общество направило 02.11.2012 N 595 в КГИОП письмо с просьбой разъяснить требования пожарной безопасности относительно находящихся в его собственности помещений, расположенных в здании, являющемся объектом культурного наследия.
19.12.2012 (исх. N 2-13189-1)КГИОП информировало общество о том, что для определения возможности проведения конкретных работ необходимо представить приложение поэтажных планов ПИБ и фотофиксации, которые не были представлены с первоначальным заявлением общества.
Таким образом, общество начало принимать меры по получению необходимого разрешения на производство противопожарных работ уже после привлечения общества к административной ответственности, при этом, не предоставив в КГИОП необходимый для этого комплект документов.
Апелляционный суд не может принять вышеуказанные действия общества как невиновные, поскольку наличие в собственности объекта культурного наследия не является безусловным обстоятельством исключающим необходимость соблюдения правил противопожарной безопасности. Только после представления обществом всего пакета документов в КГИОП, получения разрешения (либо отказа), необходимого согласования на определенные работы можно сделать вывод о принятии всех возможных мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В данном случае, заявителем не представлены какие-либо убедительные доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер по соблюдению требований Правил пожарной безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ орган пожарного надзора доказал факт правонарушения и установил обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности. Виновность общества, установленная органом пожарного надзора в ходе проверки по всем рассматриваемым эпизодам, нашла свое подтверждение и в оспариваемом постановлении.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено, наказание определено с учетом пункта 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 февраля 2013 года по делу N А56-78233/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Невский дом" без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ