Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А56-19014/2013
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ удовлетворены, поскольку управляющей компании необоснованно вменены нарушения требований пожарной безопасности, вызванные незаконной перепланировкой, осуществленной собственником помещений.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А56-19014/2013
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ удовлетворены, поскольку управляющей компании необоснованно вменены нарушения требований пожарной безопасности, вызванные незаконной перепланировкой, осуществленной собственником помещений.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N А56-19014/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Соколова Д.И. по дов. от 30.04.2013
от заинтересованного лица: 1) Подгородного Н.К. по дов. от 19.03.2013 N 74-11-19
2) Подгородного Н.К. по дов. от 22.02.2013 N 454-2-22-25
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15658/2013) УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2013 по делу N А56-19014/2013 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "ДОМ Сервис"
к 1) УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу 2) ОНД Приморского р-на УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения и постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДОМ Сервис": 197343, г. Санкт-Петербург, ул. Матроса Железняка, 57, Литер А, ОГРН 1097847047726 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу: г. Санкт-Петербург, Комендантский пр., д. 32, к. 4 (далее - ОНД, административный орган) N 2-22-94 от 22.02.2012 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частями 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 150 000 руб., а также о признании незаконным Решения Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 85 (далее - управление) от 15.03.12 г. по жалобе на постановление N 2-22-94 от 22.02.13 г. по делу об административном правонарушении.
Решением от 17.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2013 и принять новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины заявителя во вменяемом правонарушении, а также считает, что общество является надлежащим субъектом административной ответственности.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления и ОНД апелляционную жалобу поддержал, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения N 2-22-70 от 25.03.13 г. проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты, многоквартирного жилого здания со встроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Матроса Железняка, д. 57, правообладателем которого является общество с ограниченной ответственностью "ДОМ Сервис".
В ходе проверки государственным инспектором Приморского района по пожарному надзору Прошкиным П.А. выявлены следующие нарушения пожарной безопасности:
- в третьей парадной, в приквартирных коридорах на 13 этаже (бывшем техническом этаже) отсутствуют краны внутреннего противопожарного водопровода. (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
ст. 6, свод правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности"
п. 4.1.1,
таблица 1);
- в третьей парадной, в приквартирных коридорах на 13 этаже (бывшем техническом этаже) отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре. (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
ст. 6, свод правил СП 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования"
п. 7.2);
- приквартирные коридоры в третьей парадной, на 13 этаже (бывшем техническом этаже), не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
ст. 6, свод правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования",
приложение А,
п. А.3,
таблица А.1);
- приквартирные коридоры в третьей парадной, на 13 этаже (бывшем техническом этаже), не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей. (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
ст. 6, свод правил СП 3.13130.2009 "Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"
раздел 7,
таблица 2).
По результатам проверки составлен акт N 2-22-70 от 13.02.2013.
13.02.2013 государственным инспектором Приморского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору в отношении общества составлен протокол N 2-22-93 и N 2-22-94 об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которые предусмотрена
частью 3 и
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 22.02.2013 N 2-22-94 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частями 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу с жалобой на постановление по делу об административном нарушении.
Решением Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 15.03.13 г. жалоба общества оставлена без удовлетворения, а Постановление от 22.02.13 г. N 2-22-94 без изменения.
Полагая принятое управлением решение и постановление ОНД незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу об отсутствии вины общества во вменяемом административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно
части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном
частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом)
(пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности
(подпункт "е" пункта 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором
(пункт 42).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно заключенному между ООО "Невский Луч-1" (Застройщик") и ООО "Дом Сервис" (Управляющая компания) договору от 01.06.09 ООО "Дом Сервис" обязуется оказывать услуги по организации эксплуатации внутридомового имущества и прилегающего земельного участка Многофункционального комплекса жилого и нежилого назначения, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Матроса Железняка, дом 57, возведенного Застройщиком, до момента определения всеми собственниками помещений формы управления в соответствии с Жилищным
кодексом РФ.
01.12.2012 между управляющей компанией ООО "Дом Сервис" и товариществом собственников жилья "Гранд капитал" заключен договор N 1, в соответствии с которым общество оказывает услуги и выполняет работы по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Матроса Железняка, дом 57.
Таким образом, ООО "Дом Сервис", являясь управляющей компанией при осуществлении своей деятельности должно соблюдать меры пожарной безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Факт выявленных нарушений пожарной безопасности в приквартирном коридоре в третьей парадной на 13 (техническом) этаже подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки и заявителем не оспаривается.
Согласно
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке
(часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица
(часть 4 статьи 1.5).
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со
статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности относятся к приквартирным коридорам в третьей парадной, на 13 этаже, который по плану дома является техническим этажом и относится к нежилому помещению.
В ходе проверки 13.02.2013 установлено, что по решению Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 17.12.2012 N 2-10499/2012 и N 2-10500/2012 данные нежилые помещения переданы в собственность Павлюченковой Наталье Николаевне и переведены в жилые, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности 78-АЖ 873714 и 78-АЖ 873715 от 27.02.2013.
Согласно письма Городского Управления инвентаризации и оценки недвижимости от 14.03.12 N исх-1827, квартиры NN 663, 664, 665 расположенные на 13 этаже в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Матроса Железняка, д. 57, лит. А, в том числе и приквартирные коридоры, при проверке которых выявлены вменяемые обществу нарушения требований пожарной безопасности, образованы в результате самовольной перепланировки на месте бывших нежилых встроенных помещений 165-Н, 168-Н, 167-Н и части коридора относящегося к общему имуществу дома.
Оценив по правилам
статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ООО "Дом Сервис" необоснованно вменены нарушения требований пожарной безопасности в приквартирных коридорах 13 этажа, поскольку они произошли в результате незаконной перепланировки, осуществленной собственником помещений.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество было уведомлено о переводе из нежилого помещения в жилое указанные выше помещения и, имея такую информацию, не предприняло мер для соблюдения норм предписанных сводами правил: СП 7.13130.2009
п. 7.2; СП 5.13130.2009
приложение А,
п. А.3,
таблица АЛ; СП 3.13130.2009,
раздел 7,
таблица 2.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный орган не доказал наличие вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частями 3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, что исключает привлечение заявителя к административной ответственности в силу
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые постановление Отдела надзорной деятельности Приморского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу N 2-22-94 от 22.02.2012 и решение Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 15.03.12 г. незаконными и отменил их.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2013 по делу N А56-19014/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.ШУЛЬГА
Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
А.Б.СЕМЕНОВА