Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2014 по делу N А56-22447/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу N А56-22447/2013
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворены, поскольку орган пожарного надзора не доказал вину юридического лица, так как представлены убедительные доказательства, подтверждающие принятие необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу N А56-22447/2013
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворены, поскольку орган пожарного надзора не доказал вину юридического лица, так как представлены убедительные доказательства, подтверждающие принятие необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. по делу N А56-22447/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Ковалева В.В. по доверенности от 05.08.2013 N 10;
от заинтересованного лица: Смирновой Т.Г. по доверенности от 18.11.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21206/2013) Отдела надзорной деятельности города Сосновый Бор Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2013 по делу N А56-22447/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "НОКС"
к Отделу надзорной деятельности города Сосновый Бор Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "НОКС" (195197, г. Санкт-Петербург, Полюстровский проспект, дом 59 ОГРН 1027801570312, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности города Сосновый Бор Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (188540, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 1, каб. 1, далее - ОНД г. Сосновый Бор УНД ГУ МЧС России по СПб, орган пожарного надзора) от 02.04.2013 N 32 о привлечении к обществу административной ответственности, предусмотренной
частями 1 и
3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в связи с отсутствием вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Не согласившись с решением суда, ОНД г. Сосновый Бор УНД ГУ МЧС России по СПб направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель органа пожарного надзора поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что ООО "НОКС" правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку осуществляет фактическое пользование спорными помещениями по договорам аренды от N А-0777/2013 от 05.02.2013 и N А-2777/2013 от 11.02.2013, заключенным с собственником помещений ООО "Невопласт", что и было подтверждено в ходе проведения плановой проверки.
В судебном заседании представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что договор аренды был заключен и фактическая передача складских помещений осуществлена незадолго до проведения проверки органом пожарного надзора и арендодатель не смог в полной мере оборудовать складские помещения в соответствии с противопожарными требованиями.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным
статьями 258,
266 -
271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 11.03.2013 по 29.03.2013 ОНД г. Сосновый Бор УНД ГУ МЧС России по СПб на основании распоряжения от 04.03.2013 N 19 проведена плановая выездная проверка объекта защиты - производственного здания, расположенного по адресу: г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, правообладателем которого является "Невопласт".
В ходе проверки установлено, что по договорам от N А-0777/2013 от 05.02.2013 и N А-2777/2013 от 11.02.2013, указанные помещения переданы ООО "Невопласт" в аренду ООО "НОКС". Поскольку помещения по вышеуказанному адресу арендует и эксплуатирует ООО "НОКС", в отношении общества определением от 18.03.2013 возбуждено дело об административном правонарушении по
частям 1 и
3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное расследование.
По результатам проверки, в присутствии генерального директора, 22.03.2013 органом пожарного надзора в отношении ООО "НОКС" составлен протокол об административном правонарушении N 32 о нарушении обществом
частей 1 и
3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившихся в следующем:
- складские помещения не отделены от других помещений ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности (противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующим заполнением проемов) (
пункты 1.1,
1.4,
5.14*,
таблицы 1,
2*,
пункт 7.4 СНиП 21-01-97*;
пункты 1.1,
4.6 СНиП 31-04-2001;
пункты 1.1,
7.3 СНиП 31-03-2001);
- не обеспечен требуемый предел огнестойкости для несущих металлических конструкций в складском помещении (
пункты 1.1,
5.18*,
таблица 4* СНиП 21-01-97*);
- в складском помещении допущено размещение административно-бытового помещения контейнерного типа (
пункт 23 ППР);
- допущена стоянка погрузочно-разгрузочных и транспортных средств (
пункт 345 ППР);
- для складских помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с
Законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", не вывешены на дверях категорируемых помещений соответствующие таблички (
пункт 20 ППР;
пункты 1.1,
1.4 СНиП 21-01-97*,
НПБ 105-03);
- не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (
пункт 3 ППР;
приказ МЧС России N 645 от 12.12.2007);
- не обеспечен минимальный расход воды 5 л/с на одну струю на цели внутреннего пожаротушения, при размещении пожарных кранов не обеспечено орошение каждой точки помещения двумя струями - по одной струе из двух соседних стояков (разных пожарных шкафов) (
пункты 1.1,
1.4 СНиП 21-01-97*;
пункт 6.1*,
таблица 2,
пункты 6.8,
6.12,
6.13,
6.14 СНиП 2.04.01-85*);
- в складских помещениях допущено размещение силовых электрощитов, аппаратов, предназначенных для отключения электроснабжения складов (
пункт 349 ППР);
- в складских помещениях допущено размещение штепсельных розеток (
пункт 348 ППР);
- в складских помещениях допущена эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции (
пункт 42 ППР);
- в складском помещении допущено использование временной электропроводки, не предназначенной для проведения аварийных и других временных работ (
пункт 42 ППР);
- в складском помещении допущено размещение (складирование) у электрощитов оборудования (
пункт 42 ППР);
- складские помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами (
пункт 70 ППР,
приложения N 1,
N 2);
02.04.2013 главным государственным инспектором ОНД г. Сосновый бор УНД ГУ МЧС России по СПб рассмотрено административное дело и вынесено постановление N 32 о привлечении ООО "НОКС" к административной ответственности на основании
частей 1 и
3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности с учетом положений
статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием вины во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, дал оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от 22.10.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390, ППР) и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Правилами N 390 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно актам приема-передачи от 05.02.2013 и 11.02.2013 ООО "НОКС" на основании договоров аренды нежилых помещений от 05.02.2013 N А-0777/2013 и от 11.02.2013 N А-2777/2013, заключенного с ООО "Невопласт", заявителю были переданы в аренду часть складских помещений NN 103, 142, 143 в здании по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Мира, д. 1, а также открытая площадка площадью 2000 кв. м, находящаяся на складе готовой продукции по вышеуказанному адресу.
Условиями данных договоров предусмотрена обязанность арендатора соблюдать все требования законодательства Российской Федерации, в том числе противопожарных норма и правил, выполнять в установленный срок законные предписания арендодателя, органов Госпожнадзора и иных органов государственной и муниципальной власти о принятии мер по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность помещений и открытой площадки (пункт 4.1.6); содержать помещение, открытую площадку в соответствии с действующими правилами противопожарной и электротехнической безопасности, а также в надлежащем санитарном состоянии, нести полную ответственность за соблюдение технических, пожарных и санитарных норм и правил в помещениях (пункт 4.1.23); назначить приказом должностное лицо, ответственное за состояние противопожарной безопасности, оборудовать арендуемое помещение и открытую площадку первичными средствами пожаротушения (пункт 4.1.24); соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, электро- и пожаробезопасности (пункт 4.1.28); производить за свой счет и своими силами текущий ремонт арендованных помещений и открытой площадки (пункт 4.1.11).
Таким образом, ООО "НОКС" является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности в проверяемых Отделом и арендуемых обществом помещениях.
В силу
части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального
закона.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены в
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*).
Согласно
пункту 1.4 СНиП 21-01-97* противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих
норм.
Наряду с настоящими
нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих
норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.
Требования
СНиП 21-01-97* подлежат применению как положения нормативного документа по пожарной безопасности, к которым
статья 4 Закона N 123-ФЗ относит национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* прямо определено, что данные
нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.
Пунктом 5.14* СНиП 21-01-97* предусмотрено, что противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно
таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) -
таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, -
таблице 3.
Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными.
Противопожарные преграды должны быть класса К0. Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2-4-го типов класса К1.
В соответствии с
пунктом 5.18* СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости согласно
таблице 4*.
К несущим элементам здания, как правило, относятся несущие стены и колонны, связи, диафрагмы жесткости, элементы перекрытий (балки, ригели или плиты), если они участвуют в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре. Сведения о несущих конструкциях, не участвующих в обеспечении общей устойчивости здания, приводятся проектной организацией в технической документации на здание.
Пределы огнестойкости заполнения проемов (дверей, ворот, окон и люков, а также фонарей, в том числе зенитных, и других светопрозрачных участков настилов покрытий) не нормируются, за исключением специально оговоренных случаев и заполнения проемов в противопожарных преградах.
В случаях когда минимальный требуемый предел огнестойкости конструкции указан R 15 (RЕ 15, RЕI 15), допускается применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости несущих элементов здания по результатам испытаний составляет менее R 8.
В незадымляемых лестничных клетках типа Н1 допускается предусматривать лестничные площадки и марши с пределом огнестойкости R 15 класса пожарной опасности К0.
Согласно
пункту 7.4 СНиП 21-01-97* части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Пунктом 1.1 СНиП 31-03-2001 "Производственные здания" (далее - СНиП 31-03-2001) установлено, что настоящие
нормы и правила должны соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации зданий и помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5.1 (по
СНиП 21-01-97): производственные здания, лабораторные здания, производственные и лабораторные помещения и мастерские, в том числе встроенные в здания другой функциональной пожарной опасности.
Согласно
пункту 7.3 СНиП 31-03-2001 при размещении в одном здании или помещении технологических процессов с различной взрывопожарной и пожарной опасностью следует предусматривать мероприятия по предупреждению взрыва и распространения пожара. Эффективность этих мероприятий должна быть обоснована в технологической части проекта согласно
7.3 СНиП 21-01-97. Если указанные мероприятия являются недостаточно эффективными, то технологические процессы с различной взрывопожарной и пожарной опасностью следует размещать в отдельных помещениях; при этом помещения разных категорий А, Б, В1, В2, В3 следует отделять одно от другого, а также эти помещения от помещений категорий В4, Г и Д и коридоров противопожарными перегородками и противопожарными перекрытиями следующих типов:
в зданиях I степени огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 2-го типа;
в зданиях II и III степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С0, С1-2-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С2, С3 помещения категории В1 - В3 - противопожарными перегородками 2-го типа, помещения категорий А и Б - в соответствии с 7.2; противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 3-го типа.
Пунктом 1.1 СНиП 31-04-2001 "Складские здания" (далее - СНиП 31-04-2001) установлено, что настоящие
нормы и правила должны соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации складских зданий и помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 (по
СНиП 21-01-97*), предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья, в том числе размещенных в зданиях другой функциональной пожарной опасности, и не требующих особых строительных мероприятий для сохранения заданных параметров внутренней среды.
В силу
пункта 4.6 СНиП 31-04-2001 размещение помещений различных категорий в зданиях и их отделение друг от друга, требования к эвакуационным путям и выходам, устройству дымоудаления, шлюзов, тамбур-шлюзов, лестничных клеток и лестниц, выходов на кровлю следует принимать в соответствии с требованиями
СНиП 21-01-97,
СНиП 31-03-2001 и
СНиП 2.04.05-91.
Правила N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 3 ППР установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 2 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (
пункт 31 приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645).
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя (
пункт 34 приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645).
В соответствии с
пунктом 20 ППР руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу
пункта 23 ППР на объектах, в том числе, запрещается устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла
(подпункт л).
- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции
(подп. а);
- пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями
(подп. б);
- размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы
(подп. ж);;
Пунктом 70 ППР установлено, что руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно
приложениям N 1 и
2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
В силу
пункта 345 ППР запрещается стоянка и ремонт погрузочно-разгрузочных и транспортных средств в складских помещениях и на дебаркадерах.
Согласно
пункту 348 ППР запрещается в помещениях складов применять дежурное освещение, использовать газовые плиты и электронагревательные приборы, устанавливать штепсельные розетки.
Оборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или отдельно стоящей опоре (
пункт 349 ППР).
Согласно
пункту 481 ППР при повреждении металлических обшивок панелей с горючим утеплителем принимаются незамедлительные меры по их ремонту и восстановлению с помощью механических соединений.
В силу
пункта 6.1 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с
таблицей 1*, а для производственных и складских зданий - в соответствии с
таблицей 2.
Расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска следует уточнять по
таблице 3.
Пунктом 6.8 СНиП 2.04.01-85 установлено, что свободные напоры у внутренних пожарных кранов должны обеспечивать получение компактных пожарных струй высотой, необходимой для тушения пожара в любое время суток в самой высокой и удаленной части здания. Наименьшую высоту и радиус действия компактной части пожарной струи следует принимать равными высоте помещения, считая от пола до наивысшей точки перекрытия (покрытия), но не менее, м:
6 - в жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий высотой до 50 м;
8 - в жилых зданиях высотой свыше 50 м;
16 - в общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий высотой свыше 50 м.
Согласно
пункту 6.12 СНиП 2.04.01-85 при определении мест размещения и числа пожарных стояков и пожарных кранов в зданиях необходимо учитывать следующее:
в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй не менее трех, а в жилых зданиях - не менее двух на стояках допускается устанавливать спаренные пожарные краны;
в жилых зданиях с коридорами длиной до 10 м при расчетном числе струй две каждую точку помещения допускается орошать двумя струями, подаваемыми из одного пожарного стояка;
в жилых зданиях с коридорами длиной свыше 10 м, а также в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй две и более каждую точку помещения следует орошать двумя струями - по одной струе из двух соседних стояков (разных пожарных шкафов).
Пожарные краны следует устанавливать на высоте 1,35 м над полом помещения и размещать в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м от пола (
пункт 6.13 СНиП 2.04.01-85).
В пожарных шкафах производственных, вспомогательных и общественных зданий следует предусматривать возможность размещения двух ручных огнетушителей.
Каждый пожарный кран должен быть снабжен пожарным рукавом одинакового с ним диаметра длиной 10, 15 или 20 м и пожарным стволом.
В здании или частях здания, разделенных противопожарными стенами, следует применять спрыски, стволы и пожарные краны одинакового диаметра и пожарные рукава одной длины (
пункт 6.14 СНиП 2.04.01-85).
Как было указано выше, органом пожарного надзора оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за нарушение
пунктов 3,
20,
23,
42,
70,
345,
348,
349,
481 Правила N 390;
пунктов 1.1,
1.4,
5.14*,
таблицы 1,
2*;
7.4;
5.18*,
таблица 4* СНиП 21.01-97*,
пунктов 1.1,
4.6 СНиП 31-04-2001;
пунктов 1.1,
7.3 СНиП 31-03-2001;
НПБ 105-03;
приказа МЧС России N 645 от 12.12.2007;
пункта 6.1*,
таблица 2,
пунктов 6.8,
6.12,
6.13,
6.14 СНиП 2.04.01-85*.
В соответствии с
пунктами 1 и
2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Нарушение вышеуказанных правил и норм пожарной безопасности и, как следствие, наличие события административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела и обществом не отрицаются.
Однако общество полагает, что при рассмотрении материалов административного дела органом пожарного надзора недостаточно исследован вопрос о вине общества в совершении правонарушений.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно договорам аренды нежилых помещений от 05.02.2013 N А-0777/2013, от 11.02.2013 N А-2777/2013: помещения, открытая площадка находятся в нормальном состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым нежилым помещениям, используемым для складских, коммерческих и иных целей в соответствии с назначением арендуемых помещений, открытой площадки; пригодны для эксплуатации их по назначению, оборудованы системами тепло-, электроснабжения, вентиляцией и соответствуют требованиям пожарной безопасности (пункт 2.3); арендодатель обязан обеспечить соответствие переданного помещения, открытой площадки требованиям действующего законодательства в сфере пожарной и электробезопасности (пункт 5.1.7).
Согласно
статье 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Статьей 612 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
Из представленного в материалы дела постановления ОНД г. Сосновый Бор от 02.04.2013 N 38 следует, что ООО "Невопласт" также привлечено к административной ответственности по
частям 1,
3 статьи 20.4 КоАП РФ, в том числе, за вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности.
Следовательно, арендуемые ООО "НОКС" помещения на момент проверки в нарушение вышеуказанных условий договоров, не соответствовали требованиям пожарной безопасности.
Между тем, указанные обстоятельства не освобождают арендодателя от обязанности по принятию мер, направленных на приведение помещений в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.
Как видно из материалов административного дела, проверяемые помещения были переданы ООО "НОКС" в феврале 2013 года, а проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты проводилась в марте 2013 года.
Следовательно, общество не обладало достаточным временным периодом для оборудования складских помещений в соответствии с требованиями противопожарной безопасности.
В апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что на данный момент обществом приняты достаточные меры по устранению нарушений, кроме ограждения конструкциями складских помещений, требующее согласования в надзорных органах.
Так, обществом закуплены огнетушители; организовано три поста пожарной охраны; обучены 4 моториста-мотопомп, о чем имеются удостоверения; проведено категорирование помещений; руководитель организации и обслуживающий персонал прошли необходимое обучение с выдачей удостоверений.
В силу
частей 1,
4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что орган пожарного надзора не доказал вину общества, напротив, общество представило убедительные доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых мер по соблюдению требований Правил пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Отдела и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
п. 1 ст. 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 сентября 2013 года по делу N А56-22447/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности города Сосновый Бор Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ