Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.08.2024 N Ф07-7217/2024 данное постановление отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным предписания в части, в отмененной части дело передано на новое рассмотрение.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 N 13АП-761/2024 по делу N А21-8622/2023
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным в части предписания; 2) Об оспаривании акта проверки.
Обстоятельства: Заявитель при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), не обеспечил ежегодное проведение испытаний систем до их замены в установленном порядке, не оснастил объект недвижимости автоматической установкой пожаротушения, не организовал хранение технической документации изготовителя средств огнезащиты.
Решение: 1) Отказано; 2) Производство прекращено.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 N 13АП-761/2024 по делу N А21-8622/2023
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным в части предписания; 2) Об оспаривании акта проверки.
Обстоятельства: Заявитель при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), не обеспечил ежегодное проведение испытаний систем до их замены в установленном порядке, не оснастил объект недвижимости автоматической установкой пожаротушения, не организовал хранение технической документации изготовителя средств огнезащиты.
Решение: 1) Отказано; 2) Производство прекращено.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2024 г. N 13АП-761/2024
Дело N А21-8622/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Риваненков А.И.
при участии:
от заявителя: Асеев А.А. по доверенности от 31.01.2022 (онлайн), Данилович В.Ф. по доверенности от 19.09.2023 (онлайн);
от заинтересованного лица: Салофаниди А.В. по доверенности от 23.06.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-761/2024) закрытого акционерного общества "Содружество Соя" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2023 по делу N А21-8622/2023 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Содружество Соя"
к Главному Управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области
об оспаривании
установил:
Закрытое акционерное общество "Содружество Соя" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании пп. 1, 3, 4, 5, 8 предписания Главного управления МЧС России по Калининградской области (далее - Управление) от 14.04.2023 N 2303/039-39-П/ПВП, акта проверки от 14.04.2023 N 2303/039/16-П/АВП.
Решением суда от 14.11.2023 в удовлетворении требований Общества о признании недействительными пп. 1, 3, 4, 5, 8 предписания от 14.04.2023 N 2303/039-39/16-П/ПВП отказано. Производство по заявлению в части признания недействительным акта выездной проверки от 14.04.2023 N 2303/039-39/16-П/АВП прекращено.
Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании недействительными пп. 1, 3, 4, 5, 8 предписания от 14.04.2023 N 2303/039-39/16-П/ПВП Главного управления МЧС России по Калининградской области.
Определением суда апелляционной инстанции от 18.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 05.02.2024.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Заместителя начальника Главного управления - начальника УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области от 31.03.2023 N 2303/039-39/16-П/РВП ГУ МЧС проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в отношении здания (строения) корпуса экстракции, принадлежащего Обществу, расположенного по адресу г. Светлый Калининградской области, ул. Гагарина, д. 81 стр. 2.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые зафиксированы в акте выездной проверки от 14.04.2023 N 2303/039-39/16-П/АВП, и Обществу выдано Предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 14.04.2023 N 2304/039-39/16-П/ПВП со сроком устранения выявленных нарушений до 01.12.2023.
Как следует из предписания от 14.04.2023 N 2304/039-39/16-П/ПВП:
В подпункте 1 пункта 8 Предписания Административным органом в качестве нарушения указано, что при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных систем до их замены в установленном порядке. В качестве нормативно правового акта, содержащего обязательные требования, Административным органом указан
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
В подпункте 3 пункта 8 Предписания Административным органом в качестве нарушения указано, что помещение не оснащено автоматической установкой пожаротушения. В качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, содержится ссылка на
п. 60 Правил противопожарного режима.
В подпунктах 4 и 5 пункта 8 Предписания Административным органом в качестве нарушения, указано, что в Обществе не хранится техническая документация изготовителя средств огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, а также не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли. В качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, Административным органом указано на
п. 13 Правил противопожарного режима.
Не согласившись с отраженными в акте замечаниями и обязанностью по их устранению, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований относительно предписания отказал, в части требований относительно акта прекратил производство.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно
статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со
статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно
пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии со
статьей 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании" и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Состояние общего имущества в жилых зданиях должно соответствовать требованиям
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, (далее - Правила N 1479) обязательных для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Как следует из оспариваемого предписания, административным органом в качестве нарушения указано, что при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных систем до их замены в установленном порядке. В качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, Административным органом указан
п. 54 Правил N 1479 (подпункт 1 пункта 8 Предписания).
При проведении проверки в соответствии с п. 5, 9 Требования о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений, врученного Обществу 03.04.2023 у Общества были запрошены необходимые документы, подтверждающие выполнение обязательных требований пожарной безопасности.
В свою очередь о проведении проверки Заявитель был заблаговременно (31.03.2023) уведомлен решением. С решением Заявитель был ознакомлен (03.04.2023). Решением установлено, что выездная проверка проводится в отношении: соблюдения контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности (п. 6 решения).
Для достижения целей проверки, в соответствии с названным решением Заявителю необходимо было предоставить документацию наличие и ведение, которой, регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности проверяемого объекта защиты (п. 13 решения).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами N 1479.
Кроме того в соответствии с требованиями
ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" указанный документ включен в "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках Федерального государственного пожарного надзора" и размещен на официальном портале МЧС России.
Согласно требованиям
пункта 54 Правил при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке, таким образом исходя из изложенного выше Обществу при проведении контрольного (надзорного) мероприятия необходимо было представить документы, подтверждающие ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности по соответствующим программам испытаний.
В период проведения плановой выездной проверки Обществом не были представлены документы, касающиеся проведения испытаний систем противопожарной защиты.
Как следует из пп. 4 и 5 пункта 8 предписания: в Обществе не хранится техническая документация изготовителя средств огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, а также не проведена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных металлических конструкций кровли. В качестве нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, Административным органом указано на
п. 13 Правил противопожарного режима.
Согласно требованиям
п. 13 Правил при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год. По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты. В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
При проведении проверки в соответствии с п. 5, 9 Требования о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений, врученного Заявителю 03.04.2023 у Заявителя были запрошены необходимые документы, подтверждающие выполнение обязательных требований пожарной безопасности.
Решением установлено, что выездная проверка проводится в отношении: соблюдения контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности (п. 6 решения).
Для достижения целей проверки, в соответствии с названным решением заявителю необходимо было предоставить документацию наличие и ведение, которой, регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности проверяемого объекта защиты (п. 13 решения).
Представленные Заявителем копии Чертежей КМ Шифр 4721 КМ, Технический отчет, не содержат информацию (выводы) о пределе огнестойкости, приведенной толщине металла, примененных строительных конструкций кровли.
Согласно
пункту 3.10 ГОСТ Р 53295-2009 "Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности" приведенная толщина металла это отношение площади поперечного сечения металлической конструкции к периметру ее обогреваемой поверхности, в связи с чем представленные Заявителем фотоотчеты и представленные уже в суде первой инстанции сведения из "онлайн-калькулятора приведенной толщины металла" также не являются информативными и не могут быть расценены как достоверная информация.
Согласно
пункту 3.10 ГОСТ Р 53295-2009 "Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности" приведенная толщина металла это отношение площади поперечного сечения металлической конструкции к периметру ее обогреваемой поверхности, на основании чего, Управлением и судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что представленные Обществом фотоотчеты не являются информативными.
Доводы апелляционной жалобы в основном повторяют позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в первой инстанции.
При проверке правомерности оспариваемого Предписания Управления судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со
статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобе не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 ноября 2023 года по делу N А21-8622/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.МИЛЬГЕВСКАЯ
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
О.В.ФУРКАЛО