Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.2019 N Ф07-8664/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 N 13АП-476/2019 по делу N А56-114880/2018
Заявление о признании незаконным предписания уполномоченного органа о демонтаже объектов для размещения информации (флагштоков с размещенными на них флагами с логотипом автозаправочной станции), эксплуатируемых без разрешения, удовлетворено, поскольку спорные объекты размещены в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, которые не отменены в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 N 13АП-476/2019 по делу N А56-114880/2018
Заявление о признании незаконным предписания уполномоченного органа о демонтаже объектов для размещения информации (флагштоков с размещенными на них флагами с логотипом автозаправочной станции), эксплуатируемых без разрешения, удовлетворено, поскольку спорные объекты размещены в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, которые не отменены в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2019 г. N 13АП-476/2019
Дело N А56-114880/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2019 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Осипов Е.А. по доверенности от 26.02.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-476/2019) ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2018 по делу N А56-114880/2018 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" (ОГРН: 1027809206457, адрес: 197022, Санкт-Петербург, наб. Аптекарская, д. 8, лит. А; далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (ОГРН 1037869018219, адрес: 191060, г. Санкт-Петербург, Смольный; далее - Комитет, административный орган) о демонтаже объекта для размещения информации, установленного, перемещенного или эксплуатируемого без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации от 07.06.2018 N 06-23-8897/18.
Решением от 12.12.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы утверждает, что оспариваемое предписание письмом от 23.11.2018 было отозвано. Флагшток, о демонтаже которого вынесено предписание Комитета, установлен заявителем на АЗС в соответствии с пунктом 3.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229.
Судебное заседание апелляционного суда было отложено для дополнительного изучения материалов дела.
В судебном заседании 02.04.2019 произведена замена состава суда в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 06.07.2018 в адрес Заявителя поступило письмо Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Городская реклама и информация" от 18.06.2018 исх. N 05-07-7802/18 с приложением предписаний Комитета, в том числе предписания от 07.06.2018 N 06-23-8897/18, о демонтаже объектов для размещения информации, установленных, перемещенных или эксплуатируемых без разрешения на установку (перемещение) объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге.
Обществу предписано в течение пятнадцати дней со дня получения предписания осуществить демонтаж объекта для размещения информации (флагшток), установленного, перемещенного или эксплуатируемого по адресу: г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 37, корпус 1, литера А, без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.
По указанному адресу располагается автозаправочная станция (АЗС), принадлежащая Заявителю на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АБ N 241214), на которой осуществляется реализация моторного топлива и сопутствующих товаров. На территории АЗС установлен флагшток с размещенным на нем флагом с надписью "Лукойл".
Считая предписание Комитета от 07.06.2018 N 06-23-8897/18 недействительным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что пунктом 2.6 Приложения N 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), к элементам благоустройства относятся, в том числе, объекты для размещения информации, к которым отнесены, в частности, вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации, установка которых в силу пункта 2.3.5.8.11 названных Правил допускается только при наличии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а следовательно, Общество допустило нарушение, не согласовав размещение указанных флагов, которые подлежат демонтажу.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 273-70 самовольная установка или перемещение объекта для размещения информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а равно эксплуатация указанных объектов, установленных и (или) перемещенных самовольно, без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 (далее - Положение), разрешения выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Правительством Санкт-Петербурга 9 ноября 2016 года принято постановление N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", которым утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее по тексту - Правила N 961).
Приложением N 2 указанных Правил установлены виды элементов благоустройства.
Пунктом 2.6 Правил в отдельный вид таких элементов выделена наружная реклама и информация:
наружная информация (также - объекты для размещения информации), включая вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации (абзац 1);
Объект для размещения информации, установленный, перемещенный или эксплуатируемый в отсутствие разрешения, подлежит демонтажу на основании предписания, выданного владельцу объекта для размещения информации исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на выдачу такого разрешения. Демонтаж должен быть осуществлен в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения предписания. В случае невыполнения предписания в установленный срок исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, выдавший предписание, обеспечивает принудительный демонтаж объекта для размещения информации.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу пункта 27.3 Правил N 961 на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов.
Действительно, исходя из содержания вышеприведенных правил, размещение элементов благоустройства, в том числе объектов для размещения информации, разрешается только с разрешения уполномоченного органа.
Согласно пункту 27.8.7 Правил N 961 при подтверждении самовольной установки (размещения) элементов на территории Санкт-Петербурга уполномоченное лицо вручает (направляет) собственнику элемента уведомление о демонтаже самовольно установленного (размещенного) элемента благоустройства по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Перечню (далее - уведомление) и копию акта выявления с установлением срока самостоятельного освобождения земельного участка.
Из анализа вышеприведенных правил следует, что демонтажу подлежит только самовольно установленные элементы (объекты для размещения информации).
По мнению административного органа, флагштоки с надписью "Лукойл" являются объектом для размещения информации, упомянутые в пункте 2.6 Приложения N 2 к Правилам (пилоны автозаправочных станций),
Вместе с тем, Комитетом и судом первой инстанции не учтено, что размещение флагштоков с фирменными вымпелами предусмотрено Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229.
Так в пункте 3.3 названных Правил указано, что допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации.
В силу пунктов 1.1 - 1.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Положения и требования настоящего РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Таким образом, флагштоки, содержащие наименование организации, размещены в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, которые не отменены в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению.
Учитывая, что флаги с надписью "Лукойл" размещены непосредственно на территории автозаправочной станции, в месте реализации Обществом товаров, их наличие соответствует требованиям законодательства и обычаям делового оборота. Кроме того, их размещение было предусмотрено проектной документацией, согласованной в 2003 году в установленном законом порядке, АЗС введена в эксплуатацию с учетом установленных в определенных документацией местах флагштоков (ссылка на Акт приемочной комиссии от 29.10.2003 содержится в Свидетельстве о государственной регистрации права от 10.11.2004, л.д. 13), следовательно, размещение спорных объектов нельзя признать самовольным.
Кроме того, в силу пункта 27.5.1 приложения N 5 к Правилам N 961 Порядок выявления, демонтажа, хранения, возврата правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства применяется к лицам, осуществляющим самовольное размещение элементов благоустройства после вступления в силу настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, спорные флагштоки размещены Обществом на АЗС в 2003 году в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций и утвержденной в установленном порядке проектной документацией. Вместе с тем, согласно пункту 16 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 Правила благоустройства вступили в силу с 01.01.2017 и обратной силы не имеют
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на содержание абзаца 3 пункта 27.3 Правил N 961, согласно которому Порядок выявления, демонтажа, хранения, возврата правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства не распространяется на отношения, связанные с демонтажем рекламных конструкций, объектов для размещения информации, на растительный компонент (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2019 N 83).
Также в силу пункта 6 Положения о порядке выявления, демонтажа, хранения, возврата и утилизации объектов для размещения информации, установленных, перемещенных или эксплуатируемых без размещения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге, утв. Распоряжением Комитета от 20.09.2017 N 72-р, не подлежат демонтажу объекты, содержащие исключительно информацию, доведение которой до третьих лиц является обязательным в силу требований действующего законодательства.
Также из материалов дела также следует, что Комитет постановлением от 24.07.2018 по делу N 9030/18 прекратил в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения, со ссылкой на РД 153-39.2-080-01, таким образом, не признав спорные объекты незаконно установленными.
Более того, письмом Комитета от 23.11.2018 N 01-35-3391/18-0-0 отозвано оспариваемое предписание (л.д. 48), при этом судом первой инстанции не дана оценка указанному обстоятельству. Действия Комитета свидетельствуют о том, что административный орган не был уверен в правильности своей позиции, а размещенные на АЗС флагштоки не считал незаконно установленными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания у Комитета не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене, как вынесенное при неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга о демонтаже объекта для размещения информации от 07.06.2018 N 06-23-8897/18, как не соответствующего требованиям закона и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб. за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанциях подлежат взысканию с Комитета в пользу Общества, излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит возврату ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2018 года по делу N А56-114880/2018 отменить.
Признать недействительным предписание Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 07.06.2018 N 06-23-8897/18 о демонтаже объекта для размещения информации, установленного, перемещенного или эксплуатируемого без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации.
Взыскать с Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Северо-Западнефтепродукт" 4500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл - Северо-Западнефтепродукт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
И.Б.ЛОПАТО