Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 N 11АП-18661/2022 по делу N А72-5004/2022
Требование: Об обязании общества выполнить мероприятия по восстановлению работоспособности пожарных гидрантов.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 N 11АП-18661/2022 по делу N А72-5004/2022
Требование: Об обязании общества выполнить мероприятия по восстановлению работоспособности пожарных гидрантов.
Решение: Требование удовлетворено.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2023 г. N 11АП-18661/2022
Дело N А72-5004/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2023 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 октября 2022 года по делу N А72-5004/2022 (судья Страдымова М.В.)
по иску муниципального учреждения администрация муниципального образования "Инзенский район" (ОГРН 1027300707037, ИНН 7306004069) к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" (ОГРН 1207300006803, ИНН 7327094909) об обязании выполнить мероприятия по восстановлению работоспособности пожарных гидрантов,
третье лицо: Государственная противопожарная служба МЧС России по Ульяновской области в лице 24 Пожарно-спасательной части 1 Пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы
установил:
муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области (далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - ответчик) об обязании выполнить мероприятия по восстановлению работоспособности пожарных гидрантов.
Решением от 03.10.2022 исковые требования удовлетворены, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Сфера" в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по восстановлению работоспособности пожарных гидрантов находящихся в городе Инза Ульяновской области по адресам:
переулок Сызранский, д. 27: переложить плиту перекрытия, оцентровав расположение по размещению гидранта, привести пожарный гидрант в нормативное состояние (очистить от ржавчины, покрасить, смазать резьбу штока);
улица Мира, д. 15: переложить плиту перекрытия, оцентровав расположение по размещению гидранта, привести пожарный гидрант в нормативное состояние (очистить от ржавчины, покрасить, смазать резьбу штока);
улица Школьная, д. 84: поднять гидрант до уровня возможности размещения колонки, привести пожарный гидрант в нормативное состояние (очистить от ржавчины, покрасить, смазать резьбу штока);
улица Алашеева, д. 47: поднять гидрант до уровня возможности размещения колонки, привести пожарный гидрант в нормативное состояние (очистить от ржавчины, покрасить, смазать резьбу штока);
улица Школьная, д. 69: произвести ремонт оголовка колодца, установить люк и пожарный гидрант;
улица Московская, д. 65: произвести ремонт оголовка колодца, установить люк и пожарный гидрант;
улица Шоссейная, д. 35: произвести ремонт оголовка колодца, установить люк и пожарный гидрант;
улица Шоссейная, д. 80: произвести ремонт оголовка колодца, установить люк и пожарный гидрант;
улица Шоссейная, д. 61: произвести ремонт оголовка колодца, установить люк и пожарный гидрант;
улица Школьная, д. 1: произвести ремонт оголовка колодца, установить люк и пожарный гидрант.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
По мнению заявителя вывод суда о том, что концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, иного в заключенном концессионном соглашении сторон, является необоснованным, такое условие в концессионном соглашении не содержится.
Предметом концессионного соглашения является реконструкция имущества в сроки, установленные концессионным соглашением.
В соответствии с пунктом 4.16.1 концессионного соглашения во взаимосвязи с пунктом 4.1.6 только после завершения реконструкции объектов соглашения концессионер обязуется эксплуатировать объект соглашения на условиях соглашения, поддерживать объект в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт.
До этого момента, обязанность по поддержанию работоспособности пожарных гидрантов в силу
пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", возложена на муниципальное образование администрацию муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области.
По мнению заявителя, пожарные гидранты неотъемлемой частью системы водоснабжения не являются, поскольку могут быть, как установлены, так и демонтированы без ущерба для работы системы холодного водоснабжения в целом.
Кроме того, пожарные гидранты в исправном состоянии ответчику не передавались. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
04.02.2021 между истцом (концедент) и ответчиком (концессионер) заключено концессионное соглашение N 2-Д в соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО "Инзенское городское поселение" Инзенского района.
Согласно пункту 1.1 концессионного соглашения, концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлеченных средств в порядке, в сроки и на условиях установленных концессионным соглашением реконструировать имущество, состав и описание которого приведено в разделе 2 соглашения и приложении и осуществлять деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, а концедент обязуется представить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом соглашения является подлежащее реконструкции и осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, которых приведены в приложении 1.
Концессионер обязан за свой счет и (или) привлеченных средств, в том числе средств, предоставляемых финансирующей организацией, а также за счет использования средств субсидий в рамках исполнения федеральных, региональных, муниципальных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реконструировать объект соглашения, технико-экономические показатели которого установлены в приложении 1, в сроки, установленные приложением 4.
Концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, указанной в приложении N 5. При этом при выполнении мероприятий по реконструкции объектов соглашения концессионер обязан применять требования, установленные соответствующими нормативными актами (пункт 4.1 соглашения).
Перечень реконструируемых в течение срока действия Соглашения объектов, входящих в объект Соглашения, объем и источники инвестиций, привлекаемых для реконструкции этих объектов, подлежат включению в инвестиционные программы концессионера, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) (пункт 4.2 соглашения).
Концессионер обязуется выполнить реконструкцию, осуществить ввод в эксплуатацию (при необходимости) объектов имущества в составе объекта Соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и иными нормативными правовыми актами. Концессионер вправе производить ввод, объектов имущества в составе объекта Соглашения в эксплуатацию поэтапно (пункт 4.13 соглашения).
В соответствии с пунктом 4.16 соглашения, после завершения реконструкции объектов Соглашения концессионер обязуется: ввести объект Соглашения в эксплуатацию при необходимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами; эксплуатировать объект Соглашения на условиях Соглашения, поддерживать объект в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт.
Выполнение концессионером каждого из мероприятий по реконструкции объекта Соглашения, предусмотренными приложением N 4, оформляется подписываемыми сторонами актами об исполнении (приложение N 7) концессионером мероприятия, предусмотренного соглашением, в соответствии с условиями соглашения (пункт 4.19 соглашения).
Согласно пункту 6.1 концессионного соглашения, концессионер обязан за свой счет осуществлять в отношении объектов иного имущества модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования, более производительным оборудованием, мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества.
На основании приложения 1 к соглашению передано, в том числе, оборудование, износ которого составляет более 80%: пожарные гидранты N 73210103 0478 (улица Шоссейная, д. 35), N 73210103 0481 (улица Шоссейная, д. 61), N 73210103 0483 (улица Шоссейная, д. 80), N 73210103 0493 (улица Мира, д. 15), N 73210103 0517 (улица Сызранская, д. 27), N 73210103 0520 (улица Московская, д. 65), N 73210103 0569 (улица Алашеева, д. 47), N 73210103 0576 (улица Школьная, д. 1), N 73210103 0581 (улица Школьная, д. 69), N 73210103 0583 (улица Школьная, д. 84).
В адрес администрации муниципального образования "Инзенский район" от 24 ПСЧ ШСО ФПС ШС ГУ МЧС России по Ульяновской области поступило письмо от 11.05.2021 о состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования "Инзенский район".
Пожарно-спасательной частью были выявлены неисправности пожарных гидрантов. Указанные в вышеуказанном письме пожарные гидранты, на которых выявлены неисправности, входят в состав имущества, переданного по концессионному соглашению от 04.02.2021 N 2-Д, заключенному в отношении объектов системы холодного водоснабжения и водоотведения МО "Инзенское городское поселение" Инзенского района.
Администрацией муниципального района в адрес ООО "Сфера" неоднократно направлялись письма о необходимости проведения ремонта имеющихся пожарных гидрантов. Однако, ответчиком ремонтные работы не были выполнены, что было установлено в результате проверки технического состояния и работоспособности пожарных гидрантов на территории МО "Инзенское городское поселение" Инзенского района установлено, что 12 пожарных гидрантов, расположенных по адресам: ул. Алашеева 9, ул. Алашеева 47, ул. Школьная 1, ул. Школьная 69, ул. Школьная 84, ул. Шоссейная 35, ул. Шоссейная 61, ул. Шоссейная 80, ул. Сызранская 27, ул. Московская 65, ул. Мира 15 в г. Инза Ульяновской области, находятся в неисправном состоянии.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском. Генеральным директором ООО "Сфера" от 28.01.2022 был утвержден план ремонтных работ водопроводных сетей города Инза на 2022 год, в частности: ремонт неисправных пожарных гидрантов в количестве 8 шт., установка новых пожарных гидрантов в количестве 4 шт. - май - август, ремонт водопроводных колодцев в количестве 24 шт. - май - август, установка новых люков в количестве 26 шт. -май, установка запорной арматуры в количестве 14 шт. - май - июль, ремонт колодцев в количестве 50 шт., замена участка труб - май - ноябрь.
Во исполнение определения суда, сторонами в материалы дела представлены акты обследования пожарных гидрантов от 13.07.2022, в соответствии с которыми: пожарный гидрант (г. Инза, ул. Алашеева, д. 9) исправен, пожарный гидрант (г. Инза, ул. Школьная, д. 1) демонтирован, пожарный гидрант (г. Инза, ул. Шоссейная, д. 61) демонтирован, требуется установка, пожарный гидрант (г. Инза, ул. Шоссейная, д. 80) демонтирован, требуется установка, пожарный гидрант (г. Инза, ул. Шоссейная, д. 35) демонтирован, требуется установка, пожарный гидрант (г. Инза, ул. Московская, д. 65) демонтирован, требуется установка, пожарный гидрант (г. Инза, ул. Школьная, д. 69) демонтирован, требуется установка, требуется ремонт оголовка колодца и установка люка; пожарный гидрант (г. Инза, ул. Алашеева, д. 47): забор воды невозможен, нет возможности установки колодца, требуется приведение ПГ в нормативное состояние; пожарный гидрант (г. Инза, ул. Школьная, д. 84): забор воды невозможен, нет возможности установки колодца, требуется приведение ПГ в нормативное состояние; пожарный гидрант (г. Инза, ул. Мира, д. 15): забор воды невозможен, нет возможности установки колодца, требуется проведение работ по восстановлению работоспособности.
Возражая против удовлетворения исковых требований ответчик указал, что пожарные гидранты были переданы концессионеру в изношенном состоянии, требовалась их полная реконструкция.
Раздел 4.4(3 этап) приложения N 4 к концессионному соглашению устанавливает следующие сроки реконструкции и ввода в эксплуатацию переданных по концессионному соглашению пожарных гидрантов, указанных в исковом заявлении:
1. Ул. Алашеева, 9 - 2025 год (п. 26 раздела 4.4 приложения N 4 к концессионному соглашению);
2. Ул. Алашеева, 47 - 2025 год (п. 27 раздела 4.4 приложения N 4 к концессионному соглашению);
3. ул. Школьная, 1-2025 год (п. 33 раздела 4.4 приложения N 4 к концессионному соглашению);
4. ул. Школьная, 84 - 2025 год (п. 38 раздела 4.4 приложения N 4 к концессионному соглашению);
5. ул. Сызранская, 27-2028 год (п. 125 раздела 4.4 приложения N 4 к концессионному соглашению);
6. ул. Мира, 15 - 2028 год (п. 140 раздела 4.4 приложения N 4 к концессионному соглашению).
Таким образом, установленные концессионным соглашением сроки реконструкции указанных пожарных гидрантов на момент рассмотрения дела еще не наступили.
Мероприятия по реконструкции и вводу в эксплуатацию пожарных гидрантов, расположенных по адресам: ул. Школьная 69, ул. Шоссейная 35, ул. Шоссейная 61, ул. Шоссейная,80, ул. Московская, 65, в г. Инза Ульяновской области, концессионным соглашением не предусмотрены.
Также ответчик указал на несостоятельность ссылки истца на пункт 4.16.2 концессионного соглашения, в соответствии с которым концессионер - ООО "Сфера" обязуется эксплуатировать объект соглашения на условиях этого соглашения, поддерживать объект в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт.
Указанные обязательства в соответствии с пунктом 4.16 концессионного соглашения (подпунктом которого является пункт 4.16.2) возникают у ответчика только после завершения реконструкции объектов Соглашения.
Концессионным соглашением для ООО "Сфера" установлены конкретные сроки по реконструкции части пожарных гидрантов в период 2025-2028 годы, обязанность по их содержанию в исправном состоянии, выполнению текущего ремонта возникает у ООО "Сфера" только после их реконструкции (пункт 4.16.2 концессионного соглашения).
Исходя и вышеизложенного, ответчик полагает, что обязанность по содержанию пожарных гидрантов в исправном состоянии, в том числе по восстановлению их работоспособности, возложена на администрацию муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с
частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно
пункту 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения, в том числе могут являться централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.
В
части 4.1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.
Общие правовые регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Законом о пожарной безопасности.
В силу статьи 3 Закона о пожарной безопасности основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 2 статьи 62 Технического регламента указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 2 и 3 статьи 68 Технического регламента).
В части 1 статьи 127 Технического регламента предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Как следует из
раздела 11 ГОСТ Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний". Рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по
ГОСТ 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети - в соответствии с требованиями
ГОСТ 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности),
ГОСТ 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).
Согласно
ГОСТ 12.4.009 пожарное оборудование - пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).
По смыслу указанных норм при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно, поскольку того требуют публичные интересы.
В соответствии со
статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
В силу статьи 126 Закона Технического регламента пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением (
пункт 6 части 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ). Иное в заключенном концессионном соглашении сторон, не содержится.
В материалы дела представлен утвержденный генеральным директором ООО "Сфера" от 28.01.2022 план ремонтных работ водопроводных сетей города Инза на 2022 год, в частности: ремонт неисправных пожарных гидрантов в количестве 8 шт., установка новых пожарных гидрантов в количестве 4 шт. - май - август, ремонт водопроводных колодцев в количестве 24 шт. - май - август, установка новых люков в количестве 26 шт. -май, установка запорной арматуры в количестве 14 шт. - май - июль, ремонт колодцев в количестве 50 шт., замена участка труб - май - ноябрь.
Суд правильно указал, что обязанности концессионера закрепленные в концессионном соглашении, в соответствии с которыми, ООО "Сфера" обязуется за свой счет осуществлять в отношении объектов иного имущества модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования, более производительным оборудованием, мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества, не исключают соответствующей обязанности ООО "Сфера" в отношении переданного обществу имуществу, так как в противном случае утрачивается само существо заключенного сторонами соглашения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению надлежащего технического функционирования, а также обслуживанию и содержанию пожарных гидрантов в исправном состоянии, возложена на ответчика.
Доводы ответчика о том, что пожарные гидранты частично демонтированы отклонены судом, так как согласно Разделу 4.4. (3 этап) приложения N 4 концессионного соглашения пожарные гидранты наличествовали и были переданы ответчику.
Судебный акт Инзенского районного суда Ульяновской области по делу 2а-1-277/2022 согласно которому суд отказал администрации муниципального образования "Инзенский район" в обжаловании предписания ГУ МЧС России по Ульяновской области в части пожарных гидрантов не противоречит настоящему судебному акту и не входит в противоречие, так как рассмотрен в рамках административного судопроизводства при других основании и предмете спора.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам
статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Согласно пункту 1.1 концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет реконструировать переданное имущество.
В соответствии с пунктом 6.1 концессионер обязан за свой счет осуществлять в отношении объектов иного имущества модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества.
При проведении осмотра пожарных гидрантов было установлено, что колодцы в которых находятся пожарные гидранты нуждаются в ремонте, в том числе в установке люка и проведении ремонта оголовки колодца в который устанавливается сам люк. Данные неисправности элементов самого колодца препятствуют навинчиванию пожарной колонки на пожарный гидрант. Приведение в соответствие оголовки колодца и установки на него люка является деятельностью Концессионера по содержанию и обслуживанию переданного ему водопроводного хозяйства, что установлено в пункте 4.16.2 концессионного соглашения.
Кроме того, согласно пункту 3.1 концессионного соглашения концессионер (ООО "Сфера") обязуется принять Объект соглашения (подлежащие реконструкции и осуществлению деятельности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения), а также права владения и пользования Объектом.
Вместе с тем, согласно пункту 3.2 концессионного соглашения концессионеру предоставляется во временное владение и пользование имущество, которое образует единое целое с Объектом соглашения и предназначенное для использования в целях осуществления концессионером деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению.
В силу
части 2 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе, наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
Согласно
части 1 статьи 127 названного Закона, пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Учитывая, что водопроводные сети переданы на основании концессионного соглашения ООО "Сфера", пожарные гидранты также являются имуществом, закрепленным за концессионером, за техническое состояние которых, отвечает ООО "Сфера".
Кроме того, в соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О пожарной безопасности" ответственность возлагается не только на собственников имущества, а также на пользователей.
В соответствии со
статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Обязанности концессионера закрепленные в концессионном соглашении, в соответствии с которыми, ООО "Сфера" обязуется за свой счет осуществлять в отношении объектов иного имущества модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования, более производительным оборудованием, мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества, не исключают соответствующей обязанности ООО "Сфера" в отношении переданного обществу имуществу, так как в противном случае утрачивается само существо заключенного сторонами соглашения.
Удовлетворение заявленных Администрацией требований согласуются с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в
пунктах 22 -
36 Постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". Возложенная на ответчика обязанность является объективно и субъективно исполнимой (
определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2017 N 305-ЭС16-14210).
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со
статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 октября 2022 года по делу N А72-5004/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сфера" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ДЕМИНА
Судьи
О.И.БУРТАСОВА
В.А.МОРОЗОВ