Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 N 10АП-9193/2022 по делу N А41-50445/2021
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов и лиц: Об обязании произвести очистку лесного участка.
Обстоятельства: Факт нарушения ответчиком правил пожарной безопасности в лесах подтверждается протоколами об административном правонарушении и предписанием об устранении нарушений, которые ответчиком не оспорены и не признаны незаконными. В материалах дела имеется акт об осмотре лесного участка, в котором установлено, что предписание не исполнено, участок от завалов порубочных остатков и валежника не очищен.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 N 10АП-9193/2022 по делу N А41-50445/2021
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов и лиц: Об обязании произвести очистку лесного участка.
Обстоятельства: Факт нарушения ответчиком правил пожарной безопасности в лесах подтверждается протоколами об административном правонарушении и предписанием об устранении нарушений, которые ответчиком не оспорены и не признаны незаконными. В материалах дела имеется акт об осмотре лесного участка, в котором установлено, что предписание не исполнено, участок от завалов порубочных остатков и валежника не очищен.
Решение: Удовлетворено.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2022 г. N 10АП-9193/2022
Дело N А41-50445/21
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "РусТендеры" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РусТендеры" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2022 по делу N А41-50445/21,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "РусТендеры" (далее - ответчик) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ:
Обязать ООО "РусТендеры" за свой счет в течение 10 (десяти) календарных дней с даты вступления в силу решения суда произвести очистку лесосек в квартале 24 выделе 24 Мещерского участкового лесничества на: - делянке 1 площадью 2,0 га, от завалов порубочных остатков и валежника на площади 1 га, оставшихся после выполнения работ по Государственному контракту от 18.03.2020 N 0148200004920000029 и договору купли-продажи лесных насаждений N 03-13-2020 от 23.03.2020 г.; - делянке 2 площадью 4,0 га, от завалов порубочных остатков и валежника на площади 1 га, оставшихся после выполнения работ по Государственному контракту от 18.03.202 г. N 0148200004920000029 и договору купли-продажи лесных насаждений N 03-13-2020 от 23.03.2020 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "РусТендеры" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда 10.06.2022 от Комитета лесного хозяйства Московской области поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд, совещаясь на месте, приобщил к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда 17.06.2022 от ООО "РусТендеры" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица участвующего в деле.
Апелляционный суд, совещаясь на месте, удовлетворил ходатайство и рассмотреть дела в отсутствие представителя от ООО "РусТендеры".
До начала судебного заседания от Комитета лесного хозяйства Московской области поступило ходатайство об отложении.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (ч. 5 ст. 158 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм права отложение судебного разбирательства является правом, но не обязанностью суда, предоставленным для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что отложение рассмотрения апелляционной жалобы может привести к необоснованному затягиванию судебного процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.12.2020 при патрулировании земель лесного фонда произведен осмотр лесного участка Мещерского участкового лесничества Подольского лесничества в квартале 24 выдел 24, где согласно Государственного контракта от 18.03.2020 г. N 0148200004920000029 и договора купли-продажи лесных насаждений N 03-13-2020 от 23.03.2020 г. ООО "РусТендеры" проводились мероприятия по выборочной санитарной рубке на двух делянках площадь. 2,0 га (делянка 1) и 4,0 га (делянка 2).
В ходе осмотра установлено, что мероприятие выполнено частично, а именно: по делянке 1 - пройдено рубкой 2,0 га, очищено от порубочных остатков около 1 га, на площади около 1 га работы по очистке лесосеки не выполнены, оставлены завалы порубочных остатков; по делянке 2 - пройдено рубкой 4,0 га, очищено от порубочных остатков около 2,0 га, на площади около 2,0 га работы по очистке лесосеки не выполнены, оставлены завалы порубочных остатков.
В результате чего, допущено нарушение правил использования лесов-Правил заготовки древесины. Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколами осмотра территории и фототаблицей от 16.12.2021. В отношении ООО "РусТендеры" составлены протоколы об административном правонарушении N 13-474/2020 и N 13-475/2020 от 22.12.2020 с привлечением к административной ответственности по ст. 8.25 КоАП РФ.
Государственным лесным инспектором Московской области 22.12.2020 ООО "РусТендеры" выдано предписание об устранении нарушений, а именно в срок до 28.01.2021 г. - произвести очистку лесосеки на делянке площадью 2,0 га от завалов порубочных остатков и валежника на площади 1,0 га в квартале 24 выделе 24 Мещерского участкового лесничества; - произвести очистку лесосеки на делянке площадью 4,0 га от завалов порубочных остатков и валежника на площади 2,0 га в квартале 24 выделе 24 Мещерского участкового лесничества. ООО "РусТендеры" заявляли ходатайства о продлении срока исполнения предписаний. Определениями от 27.01.2021 N 13-474/2020 и N 13-475/2020 срок исполнения предписания продлен до 29.03.2021 г.
Определениями от 29.03.2021 N 13-474/2020 и N 13-475/2020 срок исполнения предписания продлен до 14.04.2021 г. без права на дальнейшее продление.
В целях соблюдения исполнения предписания 15.04.2021 года проведен осмотр территории лесного фонда, по итогам которого составлены акты осмотра территории лесного участка с приложением фототаблицы.
По итогам осмотра было установлено, что выданные ранее предписания не исполнены. 20 апреля 2021 года Государственным лесным инспектором Московской области Ивановым А.В. составлены протоколы об административном правонарушении N 13-125/2021, N 126/2021 о том, что ООО "РусТендеры" допущено невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений лесного законодательства, а именно: ООО "РусТендеры" не произвело очистку лесосек в квартале 24 выделе 24 Мещерского участкового лесничества на: делянке 1 площадью 2,0 га, от завалов порубочных остатков и валежника на площади 1 га, оставшихся после выполнения работ по Государственному контракту от 18.03.202 г. N 0148200004920000029 и договору купли-продажи лесных насаждений N 03-13-2020 от 23.03.2020 г.; делянке 2 площадью 4,0 га, от завалов порубочных остатков и валежника на площади 1 га, оставшихся после выполнения работ по Государственному контракту от 3 18_12096570 18.03.202 г. N 0148200004920000029 и договору купли-продажи лесных насаждений N 03-13-2020 от 23.03.2020 г.
Поскольку ответчиком устранение нарушений не произведено до настоящего времени, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности исковых требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Сходные нормы также содержатся в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила использования лесов).
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Бездействие общества, выражающееся в оставлении спиленной древесины на месте рубки, не складирование древесины в штабеля в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, а также не отделение мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них, а также не очистка последних от горючих материалов и не отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м может привести к возникновению лесного пожара.
Кроме того, пункт 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24 февраля 2009 г., обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
Факты нарушения ответчиком Правил пожарной безопасности в лесах подтверждается протоколом об административном правонарушении N 13-474/2020 и N 13-475/2020 от 22.12.2020, предписанием об устранении нарушений, а также протоколы об административном правонарушении N 13-125/2021, N 126/2021, которые ответчиком не оспорены и не признаны незаконными.
В материалах дела также имеется акт осмотра лесного участка от 01.12.2021, согласно которому установлено, что предписание не выполнено, делянка не очищена от завалов порубочных остатков и валежника на площади 1,0 га на лесном участке Мещерского участкового лесничества, в квартале 24 выделе 24.
Суд апелляционной инстанции отмечает возможность принуждения к исполнению предписания в порядке искового производства, суд находит несостоятельной, основанной на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении требований Правил N 417, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил N 417).
Нарушение правил складирования древесины является причинением вреда лесному фонду.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем, предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность.
Комитет лесного хозяйства Московской области в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами Комитета, в соответствии с пунктом 11 его Положения, являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области перечислен в пункте 12 указанного Положения.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения Комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае, Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание.
Факт привлечения ответчика к административной ответственности, в настоящем случае, значения не имеет, поскольку факт нарушения требований лесоохранного законодательства, а равно обязанность ответчика, как пользователя леса, его соблюдать, подтверждается материалами дела.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.10.2019 по делу N А41-24005/19.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2022 по делу N А41-50445/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА