Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.10.2019 N Ф05-16765/2019 по делу N А41-24005/2019
Требование: Об обязании произвести уборку древесины и порубочных остатков, складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте.
Обстоятельства: В связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах уполномоченный орган направил обществу претензию с предложением складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте, а места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить. Обществу выданы предписания об устранении нарушений закона.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт наличия нарушений обществом лесного законодательства РФ, бездействие общества может привести к возникновению лесного пожара.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.10.2019 N Ф05-16765/2019 по делу N А41-24005/2019
Требование: Об обязании произвести уборку древесины и порубочных остатков, складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте.
Обстоятельства: В связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах уполномоченный орган направил обществу претензию с предложением складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте, а места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить. Обществу выданы предписания об устранении нарушений закона.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт наличия нарушений обществом лесного законодательства РФ, бездействие общества может привести к возникновению лесного пожара.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2019 г. по делу N А41-24005/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2019
Полный текст постановления изготовлен 14.10.2019
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - Никитиной Ю.В. (представителя по доверенности от 24.12.2018);
от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Сауляка В.О. (представителя по доверенности от 02.04.2019),
рассмотрев 08.10.2019 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
на решение от 21.05.2019
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 06.08.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-24005/2019
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
об обязании совершить действия,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" об обязании произвести уборку древесины от опоры 27 до опоры 28 на лесном участке в квартале 38 выделе 32 Дровнинского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи д. Липуниха Можайского городского округа Московской области, уборку древесины и порубочных остатков в квартале 29 выделе 19 Можайского участкового лесничества вблизи д. Новый Путь, с/п Спутник Можайского городского округа Московской области; об обязании складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте на расстоянии от прилегающего лиственного леса на 20 м, а от хвойного - 40 м, согласно пунктам 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) на лесных участках, расположенных в квартале 38 выделе 32 Дровнинского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес", вблизи д. Липуниха Можайского городского округа Московской области, в квартале 29 выделе 19 Можайского участкового лесничества вблизи д. Новый Путь, с/п Спутник Можайского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.05.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и комитета, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами, 25.05.2017 при патрулировании территории лесного фонда был выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: работая по уведомлению от 05.02.2013 N М1/П9/01/143, общество после расширения линии электропередачи Дровнино-Дорохово от опоры 27 до опоры 28 произвел складирование древесины на расстоянии 6-8 метров от стены леса в квартале 38 выделе 32 Дровнинского участкового лесничества Бородинского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", в результате чего был составлен протокол об административном правонарушении N 01-279/2017.
При патрулировании 14.07.2017 территории лесного фонда выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: работая по уведомлению от 11.01.2016 N 15/118, после расширения линии электропередачи Дорохово-Слобода-1 (эл. опора N 11) общество не очистило место рубки от порубочных остатков (древесина не убрана, оставлена у стены леса, отдельные спиленные деревья приземлены в прилегающие лесные насаждения, порубочные остатки не собраны в кучи, не сожжены и не утилизированы иными способами), в результате чего был составлен протокол об административном правонарушении N 01-396/2017.
В связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах комитет направил обществу претензию с предложением складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте, а места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить. Обществу выданы предписания об устранении нарушений закона.
Претензия и предписания исполнены не были.
С учетом этого комитет обратился в арбитражный суд с указанным иском к обществу.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Сходные нормы также содержатся в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов.
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу доказанности указанных нарушений обществом лесного законодательства Российской Федерации, отметили, что названное бездействие общества может привести к возникновению лесного пожара.
Данные выводы судов основаны на правильном применении норм права.
Вопреки утверждениям общества, суды правильно указали, что комитет в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 (далее - Положение), наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета в соответствии с пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий комитета приведен в пунктах 12 - 15 Положения.
Согласно пункту 14.5 Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В рассматриваемом случае комитет обратился в суд с заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за понуждением исполнить предписание.
При этом основанием заявления явился не факт уклонения общества от исполнения предписания административного органа, а факт нарушения требований ЛК РФ, Правил пожарной безопасности в лесах и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесных угодий, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление комитета, обязав общество осуществить уборку древесины и порубочных остатков, складировать заготовленную древесину с соблюдением установленных требований.
Из доводов кассационной жалобы общества, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А41-24005/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
О.В.КАМЕНСКАЯ
Р.Р.ЛАТЫПОВА