Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2020 N Ф05-25613/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 N 10АП-18168/2019 по делу N А41-33208/2019
Категория спора: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании незаконным решения органа по сертификации о невозможности проведения сертификации, обязании вынести решение по заявке на сертификацию продукции.
Обстоятельства: Как следует из материалов дела, ответчик не обладает необходимым объемом полномочий и некомпетентен в проведении сертификации заявленной обществом продукции.
Решение: Отказано.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 N 10АП-18168/2019 по делу N А41-33208/2019
Категория спора: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании незаконным решения органа по сертификации о невозможности проведения сертификации, обязании вынести решение по заявке на сертификацию продукции.
Обстоятельства: Как следует из материалов дела, ответчик не обладает необходимым объемом полномочий и некомпетентен в проведении сертификации заявленной обществом продукции.
Решение: Отказано.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2019 г. N 10АП-18168/2019
Дело N А41-33208/19
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Навигатор-Т": Проскуркина И.В. по доверенности от 08.10.2019, диплом о высшем образовании;
от ФГБУ ВНИИПО МЧС России: Белокобыльский А.В. и Селезнев А.В. по доверенности от 11.10.2019.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 07 августа 2019 года по делу N А41-33208/19,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" (далее - общество, заявитель, ООО "Навигатор-Т") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБУ ВНИИПО МЧС России, заинтересованное лицо, учреждение), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение органа по сертификации "ПОЖТЕСТ" ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 14.03.2019 N 15146 о невозможности проведения сертификации фильтрующего "Газодымозащитный комплект "ГАРАНТ" (ГДЗК "ГАРАНТ-1"М, ГДЗК "ГАРАНТ-2М") марки "Универсальный" высокой эффективности, ТУ 32.99.11-002-77966664-2018;
- обязать орган по сертификации "ПОЖТЕСТ" ФГБУ ВНИИПО МЧС России вынести решение по заявке общества от 13.02.2019 на сертификацию продукции по подтверждению соответствия требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности своей продукции (самоспасателя фильтрующего "Газодымозащитный комплект "ГАРАНТ" (ГДЗК "ГАРАНТ-1М", ГДЗК "ГАРАНТ-2М") марки "Универсальный" высокой эффективности, ТУ 32.99.11-002-77966664-2018, ОКПД 2:32.99.11.111, серийный выпуск) на проведение сертификации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2019 года по делу N А41-33208/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л.д. 124 - 127).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Навигатор-Т" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Навигатор-Т" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель ФГБУ ВНИИПО МЧС России возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Навигатор-Т" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1057747250285, основным видом деятельности которого является торговля оптовая неспециализированная.
ООО "Навигатор-Т" направило в ПОЖТЕСТ ФГБУ ВНИИПО МЧС России заявку на проведение сертификации продукции по подтверждению соответствия требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности - Самоспасателя фильтрующего "Газодымозащитный комплект "ГАРАНТ" (ГДЗК "ГАРАНТ-1М", ГДЗК "ГАРАНТ-2М") марки "Универсальный" высокой эффективности, ТУ 32.99.11-002-77966664-2018, ОКПД 2: 32.99.11.111, серийный выпуск (т. 1 л.д. 15 - 16).
Обращение в ПОЖТЕСТ ФГБУ ВНИИПО МЧС России обосновано данными сайта Федеральной службы по аккредитации, согласно которым учреждению выдан аттестат аккредитации от 04.05.2015 N RA.RU.104d3 на оказание услуг по обязательному и добровольному подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, а также в качестве органа по сертификации систем менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ ISO9001-2011.
По результатам рассмотрения данной заявки ООО "Навигатор-Т" ПОЖТЕСТ ФГБУ ВНИИПО МЧС России вынесено решение от 14.03.2019 N 15146, которым сообщено о невозможности проведения сертификации продукции общества, Самоспасателя фильтрующего "Газодымозащитный комплект "ГАРАНТ" (ГДЗК "ГАРАНТ-1М", ГДЗК "ГАРАНТ-2М") марки "Универсальный" высокой эффективности, ТУ 32.99.11-002-77966664-2018, ОКПД 2: 32.99.11.111, серийный выпуск, на соответствие Техническому регламенту N 123-ФЗ (т. 1 л. д. 17).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Навигатор-Т" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закона N 123-ФЗ) обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации (часть 3).
Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), содержащими требования к отдельным видам продукции (часть 4).
Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ (часть 6).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия. В состав данного документа включен ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
На основании Решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" принятый ТР ТС вступил в силу с 01.06.2012.
Согласно пункту 2 Предисловия ТР ТС настоящий Технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии со статьей 51 договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии едиными принципами, включая такие как:
- установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств- членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единство правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия.
На основании пункта 2 Приложения N 1 к ТР ТС средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие относятся к средствам индивидуальной защиты, на которые распространяется действие ТР ТС.
В Приложении N 5 к ТР ТС установлен список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.
В пункте 2 Приложении N 5 к ТР ТС включены фильтрующие самоспасатели.
В силу статьи 3 ТР ТС средства индивидуальной защиты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям настоящего Технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно ст. 5 ТР ТС, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно пункту 5.1 ТР ТС соответствие средств индивидуальной защиты настоящему ТР ТС обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 5.3 ТР ТС предусмотрено, что перед выпуском в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего Технического регламента, должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности.
Пунктом 7.1 ТР ТС установлено, что при обнаружении средств индивидуальной защиты, не соответствующих требованиям настоящего Технического регламента Таможенного союза или подлежащих оценке (подтверждению) соответствия и поступающих или находящихся в обращении без документа об оценке (подтверждении) соответствия данному Техническому регламенту Таможенного союза и (или) без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, наделенные полномочиями органы государства - члена Таможенного союза обязаны принять меры по недопущению данной продукции в обращение, по изъятию ее из обращения в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также по информированию об этом других государств - членов Таможенного союза.
При этом до вступления в силу ТР ТС на территории Российской Федерации помимо норм Законов N 123-ФЗ и 184-ФЗ использовался ГОСТ Р 53261-2009.
ГОСТ Р 53261-2009 устанавливает требования к самоспасателям фильтрующим используемых для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, применяется также ГОСТ Р 22.9.09-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования, который регулирует требования к самоспасателям фильтрующим используемым при чрезвычайных ситуациях различного характера.
С апреля 2018 года ГОСТ Р 53261-2009 включен в перечень стандартов в результате применения которых соблюдается выполнение требований ТР ТС.
Соответствующие разъяснения в этой связи направлены учреждением в адрес общества. В частности, в письме МЧС России исх. от 04.10.2018 N 19-2-3-2032 было указано, что с включением ГОСТ Р 53261-2009 Перечень документов по стандартизации к ТР ТС подтверждение соответствия фильтрующих самоспасателей, используемых гражданами при пожаре, проводится только на соответствие требованиям ТР ТС (т. 1 л.д. 71 - 72).
в соответствии с письмом Учреждение прекратило работы по обязательной сертификации самоспасателей на соответствие требований Закона N 123-ФЗ, путем применения отдельных пунктов ГОСТ Р 53261-2009. Кроме того, согласно содержанию письма, и исходя из документов о сокращении области аккредитации органа по сертификации "ПОЖТЕСТ" ФГБУ ВНИИПО МЧС России, учреждению сокращена область аккредитации продукции с конца 2018 года.
При таких обстоятельствах, учреждение сертифицирует подобную продукцию только в рамках системы добровольной сертификации продукции, с последующей выдачей сертификатов соответствия требованиям ГОСТ Р 53261-2009. Подтверждение соответствия продукции Закону N 123-ФЗ учреждение не вправе осуществлять.
Дополнительно, учреждением со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, нормативные правовые акты, регулирующие полномочия МЧС России указал, что в своей деятельности ФГБУ ВНИИПО МЧС России руководствуется в том числе разъяснениями МЧС России, как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности. В связи с чем, учреждение руководствуется, в том числе вышеприведенным разъяснением МЧС России от 04.10.2018 N 19-2-3-2032.
В подтверждение отсутствия соответствующих полномочий учреждением в материалы дела представлена также копия сертификата соответствия и сокращенной области аккредитации (т. 1 л.д. 105).
В настоящее время отсутствует единый стандарт для универсального самоспасателя фильтрующего, обеспечивающего защиту, как от продуктов горения, так и от опасных химических веществ.
При этом ГОСТ Р 53261-2009 содержит одинаковые с СТБ 11.14.05-2010 показатели предельных концентраций опасных веществ, при которых должна обеспечиваться защита, в связи с чем время защитного действия должно быть в соответствии с требованием подпункта 15 пункта 4.4 ТР ТС не менее 30 минут при воздействии продуктов горения в концентрациях установленных в ГОСТ Р 53261-2009 и СТБ 11.14.05-2010, а по опасным химическим веществам - в концентрациях установленных в ГОСТ Р 22.9.09-2014.
Таким образом, приоритет применения требований принадлежит ТР ТС.
Также, 09.12.2011 странами - участницами Таможенного союза утвержден Перечень стандартов, в результате которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ТР ТС. Производители самоспасателей, при прохождении сертификации на соответствие требованиям ТР ТС, проводят испытания на соответствие стандартам, указанным в данном Перечне.
Согласно подпункту 15 пункта 4.4 ТР ТС в отношении фильтрующих самоспасателей, используемых при пожарах, кроме требований, предусмотренных подпунктом 14 настоящего пункта, должно применяться требование об обеспечении в течение не менее чем 30 минут защиты органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от продуктов горения - аэрозолей (дымов), паров и газов органических, неорганических кислых, неорганических основных веществ, а также от монооксида углерода при превышении предельно допустимого содержания токсичного вещества. Уровень предельно допустимого содержания в отношении каждого вещества устанавливается в нормативных документах по пожарной безопасности стран - участников Таможенного союза.
В силу вышеуказанных норм, на основании положений части 2 статьи 53 договора о Евразийском экономическом союзе, пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "о международных договорах", а также в связи с отсутствием аккредитации у ФГБУ ВНИИПО МЧС России отсутствуют основания для проведения обязательной сертификации продукции, заявленной обществом в заявке на проведение сертификации продукции.
В соответствии с информационным письмом МЧС России от 10.06.2019 N 43-2926-19 о порядке проведения процедур подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, используемых физическими лицами при пожаре, в рамках подтверждения соответствия положениям подпункта 15 пункта 4.4 ТР ТС по защите от продуктов горения следует проводить методом, установленным ГОСТ Р 53261-2009.
А поскольку учреждению сокращена область аккредитации - исключена возможность сертификации фильтрующих самоспасателей, используемых при пожаре на соответствие требованиям Закона N 123-ФЗ, у ФГБУ ВНИИПО МЧС России нет возможности принять заявку ООО "Навигатор-Т" и провести подобную сертификацию.
Согласно статье 147 Закона N 123-ФЗ сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 указанного Закона.
Понятие аккредитация четко определено в статье 2 Закона N 123-ФЗ, как официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Соответственно, там же определено, что орган по сертификации - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
В части 2 статьи 2 Закона N 123-ФЗ определен перечень операций, совокупность которых образует сертификацию.
В силу части 4 статьи 2 Закона N 123-ФЗ заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ. Право заявителя обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать, предусмотрено в пункте 1 статьи 28 Закона N 184-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ФГБУ ВНИИПО МЧС России не обладает необходимым объемом полномочий и некомпетентно на проведение сертификации заявленной обществом продукции.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2019 года по делу N А41-33208/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Э.Г.ХОМЯКОВ