Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.03.2013 по делу N А11-3867/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения доказан.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.03.2013 по делу N А11-3867/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения доказан.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N А11-3867/2012
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Карпова Д.С. (доверенность от 18.01.2013 N 5),
Сибирева В.А. (доверенность от 18.03.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества Научно-технический центр "Владипор"
на
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012,
принятое судьями Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н.,
по делу N А11-3867/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-технический центр "Владипор"
(ИНН: 3302017503, ОГРН: 1023303354315)
о признании незаконным и об отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району города Владимира Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Владимирской области от 23.04.2012 N 127/20
и
установил:
закрытое акционерное общество Научно-технический центр "Владипор" (далее - ЗАО НТЦ "Владипор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Фрунзенскому району города Владимира Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Владимирской области (далее - Отдел, административный орган) от 23.04.2012 N 127/20 о привлечении Общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.07.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования ЗАО НТЦ "Владипор" отказано.
Не согласившись с
постановлением апелляционного суда, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на
статьи 1.5,
2.1,
часть 4 статьи 20.4,
статьи 26.1,
26.2 КоАП РФ, заявитель считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, административным органом не доказано событие вмененного Обществу правонарушения. В протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении Отдел не отразил, в каких именно подвальных помещениях осуществлялось хранение горючего материала и какого именно.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Отдел, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил, в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразил.
Законность
постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения ЗАО НТЦ "Владипор" обязательных требований пожарной безопасности в помещениях по адресам: город Владимир, улица Б. Нижегородская, дома 77 и 81, в ходе которой выявлены нарушения Обществом
части 4 статьи 4,
части 4 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктов 3,
33,
40,
51,
52,
160,
513 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), пункта 8.2 (
позиции "в",
"з") СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятых и введенных в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.06.2003 N 115 (далее - СНиП 41-01-2003), пункта 7.2 (
позиции "в",
"е") "СП 7.13130.2009. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования" (далее - СП 7.13130.2009).
Отделом по факту установленных нарушений составлен протокол от 17.04.2012 N 127/20 об административном правонарушении в области пожарной безопасности и вынесено постановление от 23.04.2012 N 127/20 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО НТЦ "Владипор" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь
статьями 71,
210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
частью 4 статьи 20.4 и
статьей 28.2 КоАП РФ,
статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
статьями 4 и
85 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
ППБ 01-03,
СНиП 41-01-2003,
СП 7.13130.2009, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, при этом исходил из недоказанности административным органом наличия в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, вместе с тем пришел к выводу о доказанности Отделом наличия в действиях Общества события вмененного правонарушения, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу
статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (
статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
ППБ 01-03.
Наряду с указанными п следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
пункт 3 ППБ 01-03).
На основании
пункта 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.
Согласно
пункту 513 ППБ 01-03 не разрешается хранение горючих материалов или негорючих материалов в горючей таре в помещениях подвальных и цокольных этажей, не имеющих окон с приямками для дымоудаления, а также при сообщении общих лестничных клеток зданий с этими этажами.
Административным органом в ходе проверки установлено, что в подвале устроены склады горючих материалов, вход в подвал не изолирован об общей лестничной клетки, сообщающей верхние этажи и подвал.
В кассационной жалобе Общество ссылается на то, что административным органом в материалах административного производства не отражено, в каких именно подвальных помещениях и где расположенных осуществляется хранение горючего материала и какого именно.
Вместе с тем апелляционный суд установил, что из протокола и постановления по делу об административном правонарушении следует, что указанные нарушения выявлены в подвальных помещениях, расположенных по адресу: город Владимир, улица Нижегородская, дом 77. Наличие по указанному адресу 18 складских помещений подтверждается Обществом.
Пункты 40,
513 ППБ 01-03 не конкретизируют требования в отношении наименований горючих материалов.
Факт нахождения на складах материалов, относящихся к горючим, ЗАО НТЦ "Владипор" не отрицает.
Согласно
части 4 статьи 85 Закона N 123-ФЗ вытяжная противодымная вентиляция должна обеспечивать удаление продуктов горения при пожаре непосредственно из помещения пожара, коридоров и холлов на путях эвакуации.
В
пункте 51 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Аналогичные требования содержатся в
пункте 7.2 "в" СП 7.13130.2009.
Системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать из коридоров длиной более 15 метров без естественного освещения для производственных и складских зданий категорий А, Б, В1 - В2 с числом этажей два и более, а также для производственных зданий категории В3, общественных и многофункциональных зданий с числом этажей шесть и более ("
СНиП 41-01-2003).
В соответствии с
подпунктом "з" пункта 8.2 СНиП 41-01-2003,
подпунктом "е" пункта 7.2 СП 7.13130.2009 системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных (автоматически и дистанционно управляемых) приводов для открывания фрамуг в окнах (на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг) и проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б, В1 - В3, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости.
Общество полагает, что ему неправомерно вменено нарушение
пункта 51 ППБ 01-03,
пункта 8.2 (позиция "в") СНиП 41-01-2003,
части 4 статьи 4,
части 4 статьи 85 Закона N 123-ФЗ,
пункта 7.2 (позиция "в") СП 7.13130.2009 в части отсутствия в коридорах 2-4 этажей естественного освещения либо системы вытяжной противодымной вентиляции, поскольку во всех помещениях, двери которых выходят в спорные коридоры, имеются оконные проемы, о чем свидетельствуют рабочие чертежи, а в соответствии с
пунктом 7.3 СП 7.13130.2009 и
пунктом 8.3 СНиП 41-01.2003 требования
пункта 7.2 СП 7.13130.2009 и
пункта 8.2 СНиП 41-01.2003 не распространяются на коридор и холл, если из всех помещений, имеющих двери в этот коридор или холл, проектируется непосредственное удаление продуктов горения.
Однако из технического паспорта на здание, находящееся по адресу: город Владимир, улица Б. Нижегородская, дом 81, следует, что не все помещения, двери которых выходят в указанные коридоры, имеют оконные проемы. Кроме того, имеющиеся оконные проемы не свидетельствуют о наличии системы удаления продуктов горения.
Доказательства соответствия имеющихся окон требованиям
подпункта "з" пункта 8.2 СНиП 41-01-2003 Обществом, вопреки требованиям
статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Проверкой установлено, что в коридорах 2, 3, 4 этажей цеха мембран отсутствует естественное освещение либо система вытяжной противодымной вентиляции.
Из объяснений законного представителя Общества следует, что систему дымоудаления, проходящую через 2, 3, 4 этажи, планируется ввести в эксплуатацию в 4 квартале 2012 года.
Согласно
пункту 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Вменяя Обществу нарушение
пункта 52 ППБ 01-03, административный орган указал в протоколе, что данное нарушение допущено в здании по адресу: город Владимир, улица Б. Нижегородская, дом 81, а двери, о которых идет речь, являются эвакуационными выходами из производственных отделений на 1, 2, 3 и 4 этажах в данном здании.
Факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки от 17.04.2012 N 128/7/6, протоколом от 17.04.2012 N 127/20, предписанием от 17.04.2012 N 128/1/76, а также объяснениями генерального директора Общества Дубяги В.П. от 20.04.2012 N 229.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно посчитал, что административным органом доказано наличие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований пожарной безопасности, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах на основании полного, всестороннего и объективного исследования представленных в дело доказательств суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал ЗАО НТЦ "Владипор" в удовлетворении заявленного требования.
Установленные апелляционным судом обстоятельства в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная Обществом по платежному поручению от 18.01.2013 N 66 государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А11-3867/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-технический центр "Владипор" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Научно-технический центр "Владипор" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 18.01.2013 N 66.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ю.БАШЕВА