Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2015 N Ф01-2669/2015 по делу N А43-27568/2014
Требование: О признании частично недействительным предписания органа МЧС России.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено: 1) В здании гаражного бокса не предусмотрен выход на кровлю ни с лестничных клеток, ни через чердак, ни по лестницам третьего типа, ни по наружным пожарным лестницам; 2) Не организовано ежеквартальное проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факты нарушения обществом требований действующего законодательства не подтверждены.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2015 N Ф01-2669/2015 по делу N А43-27568/2014
Требование: О признании частично недействительным предписания органа МЧС России.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено: 1) В здании гаражного бокса не предусмотрен выход на кровлю ни с лестничных клеток, ни через чердак, ни по лестницам третьего типа, ни по наружным пожарным лестницам; 2) Не организовано ежеквартальное проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факты нарушения обществом требований действующего законодательства не подтверждены.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2015 г. по делу N А43-27568/2014
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Скотина С.Н. (доверенность от 09.06.2015 N 555/15),
от заинтересованного лица: Парменова И.В. (доверенность от 04.08.2015 N 40)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2015,
принятое судьей Ивановым А.В., и
на
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Мальковой Д.Г.,
по делу N А43-27568/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" о признании частично недействительным предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 24.07.2014 N 142/1/33
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление, надзорный орган) от 24.07.2014 N 142/1/33 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1 - 6, 10 - 12, 15 - 21, 24, 26, 27, 30, 31.
Решением от 25.02.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявление в части признания недействительными пунктов 21 и 26 предписания; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Постановлением апелляционного суда от 29.04.2015 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворенных требований Общества и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили
статьи 4,
9 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ),
пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390),
пункт 8.3 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*). По его мнению, пункты 21 и 26 оспариваемого предписания являются законными.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании относительно доводов заявителя возразил.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и
постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 05.06.2014 по 01.07.2014 на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2014 N 249 "Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима" и распоряжения уполномоченные должностные лица ГУ МЧС по Нижегородской области провели выездную внеплановую проверку на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", в ходе которой выявили нарушения требований пожарной безопасности, в частности установленных
статьями 4,
9 Федерального закона N 123-ФЗ,
пунктом 61 Правил N 390,
пунктом 8.3 СНиП 21-01-97*.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.07.2014 N 142.
Надзорный орган выдал ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" предписание от 24.07.2014 N 142/1/33 по устранению в срок до 14.01.2015 выявленных нарушений требований пожарной безопасности и требований гражданской обороны.
Посчитав пункты 1 - 6, 10 - 12, 15 - 21, 24, 26, 27, 30, 31 предписания ГУ МЧС по Нижегородской области от 24.07.2014 N 142/1/133 незаконными, нарушающими права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь
статьями 197,
198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом N 123-ФЗ,
пунктом 61 Правил N 390,
пунктом 8.3 СНиП 21-01-97*, суд первой инстанции, в частности, пришел к выводу о том, что пункты 21 и 26 оспариваемого предписания противоречат закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и частично удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В силу
статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности.
Управление считает законными пункты 21 и 26 предписания от 24.07.2014 N 142/1/33.
В пункте 21 названного предписания указано, что в здании гаражного бокса не предусмотрен выход на кровлю из лестничных клеток непосредственно или через чердак, либо по лестницам третьего типа или по наружным пожарным лестницам, что нарушает требования
статей 4 и
90 Федерального закона N 123-ФЗ и
пункта 8.3 СНиП 21-01-97*.
В силу
части 2 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ в зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам третьего типа или по наружным пожарным лестницам.
Аналогичное требование содержится в
пункте 8.3 СНиП 21-01-97*.
Общество представило проектные документы, подтверждающие, что высота указанного здания составляет менее 10 метров.
Доказательств того, что высота здания составляет более 10 метров, надзорный орган в материалы дела не представил.
Оценив представленные доказательства в порядке, установленном в
статье 71 Арбитражного процессуального кодекса, суды сделали правильный вывод о том, что со стороны Общества отсутствует нарушение требований действующего законодательства в этой части, в связи с чем обоснованно признали незаконным пункт 21 предписания надзорного органа.
Согласно пункту 26 предписания ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" не организовано не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, противопожарных клапанов с оформлением соответствующего акта проверки (последний акт проверки от февраля 2014 года).
Общество представило доказательства организации и проведения проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, противопожарных клапанов о оформлением соответствующих квартальных актов) не реже одного раза в квартал, что также свидетельствует об отсутствии в его стороны нарушения требований действующего законодательства.
Вопреки требованиям, установленным в
статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного надзорный орган в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о несоответствии пунктов 21 и 26 предписания Управления действующему законодательству и о нарушении прав и законных интересов Общества, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленное требование в этой части.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Представленные Управлением в подтверждение своей позиции вместе с кассационной жалобой судебные акты Приокского районного суда города Нижнего Новгорода и Нижегородского областного суда не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, так как согласно названной
статье суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и
постановления, и не исследует новые доказательства.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании
подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации надзорный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2015 и
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А43-27568/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА