Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2020 N Ф05-1742/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 N 09АП-53341/2019-ГК по делу N А40-74317/2019
Категория спора: Перевозка.
Требования заказчика: О внесении изменений в дополнительное соглашение к договору оказания услуг по перевозке.
Обстоятельства: Из ст. ст. 18, 27, 28 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" усматривается, что вскрытие вагонов для досмотра осуществляется органами государственного контроля (надзора), тогда как ответчик таким органом не является.
Решение: Удовлетворено в части.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 N 09АП-53341/2019-ГК по делу N А40-74317/2019
Категория спора: Перевозка.
Требования заказчика: О внесении изменений в дополнительное соглашение к договору оказания услуг по перевозке.
Обстоятельства: Из ст. ст. 18, 27, 28 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" усматривается, что вскрытие вагонов для досмотра осуществляется органами государственного контроля (надзора), тогда как ответчик таким органом не является.
Решение: Удовлетворено в части.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2019 г. N 09АП-53341/2019-ГК
Дело N А40-74317/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей А.И. Трубицына, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЯТА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2019 по делу N А40-74317/19, принятое судьей Лежневой О.Ю.,
по иску ООО "ЯТА" к АО "ФПК" о внесении изменений в дополнительное соглашение,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Смирнов В.Ю. по доверенности от 30.11.2018
от ответчика: Столяров П.Н. по доверенности от 19.02.2019
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ЯТА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" (АО "ФПК") о внесении изменений в дополнительное соглашение N 003-16/ФМСК (МЖА) к договору N 003-16/ФМСК (МЖА) оказания услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС плательщика от 14.01.2016 г. и принятии пунктов дополнительного соглашения в редакции истца.
Решением суда от 31.07.2019 г. в иске отказано.
При этом суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств того, что условия договора являются явно обременительными и существенным образом нарушают баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), что ответчик налагает не предусмотренные законодательством условия перевозки и штрафные санкции, что истцу предложены иные условия, отличные от тех, которые применяются при обычных условиях. Суд указал, что истец не принуждался к заключению договора.
ООО "ЯТА" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на необоснованность выводов суда первой инстанции.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке
статей 266 и
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между АО "ФПК" и ООО "ЯТА" заключен договор N 003-16/ФМСК(МЖА) от 26.09.2014 г. оказания услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС плательщика.
Приложением 1 к указанному договору является Порядок оказания услуг по организации перевозки грузобагажа подвагонными отправками в собственных (арендованных) багажных и почтовых вагонах, включаемых в состав формирования АО "ФПК", а также 28.12.2018 г. заключено дополнительное соглашение N 003-16/ФМСК (МЖА) (4) к договору от 26.09.2014 г. N 003-16/ФМСК (МЖА) на оказание услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС.
ООО "ЯТА" полагает, что отдельные положения дополнительного соглашения не установлены действующим законодательством, нарушают права истца, нарушают требования законодательства и направлены на ограничение конкуренции и фактическое вытеснение с рынка иных участников гражданского оборота.
ООО "ЯТА" предлагало АО "ФПК" урегулировать разногласия при подписании дополнительного соглашения.
ООО "ЯТА" в адрес АО "ФПК" был направлен протокол разногласий к дополнительному соглашения.
В связи с неполучением ответа на протокол разногласий, для предотвращения срыва отправки вагонов ООО "ЯТА" было вынуждено заключить вышеуказанное дополнительное соглашение.
04.02.2019 г. АО "ФПК" в адрес ООО "ЯТА" был направлен ответ на протокол разногласий, согласно которому ООО "ЯТА" отказано во внесении изменений в дополнительное соглашение, так как данная форма соглашения утверждена распоряжением АО "ФПК" и не противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции, отказывая в иске исходил из того, что применительно к положениям
пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что условия договора являются явно обременительными.
Между тем, согласно
статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению. Последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок.
Данная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 г. N 11657/11.
Суд апелляционной инстанции считает возможным принять следующие пункты Приложения N 1 дополнительного соглашения в редакции истца.
В пункте 2.1 истец просил исключить текст следующего содержания: "Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов АО "ФПК", утвержденной распоряжением АО "ФПК" от 22 марта 2016 года N 245р.
Данный пункт предусматривает ряд документов, которыми руководствуются стороны при исполнении договора.
Суд апелляционной инстанции считает возможным исключить указанный истцом текст, поскольку указанная Инструкция распространяется на пассажирские вагоны, вагоны для перевозки легковых автомобилей и др., эксплуатируемых АО "ФПК". Между тем, вагоны собственности истца или арендованные им, не являются эксплуатируемым парком АО "ФПК".
В данном пункте также суд апелляционной инстанции соглашается с позицией истца и считает возможным изменить текст: "Типовой технологией организации перевозок повагонными отправками грузобагажа в собственных и (или) арендованных багажных и почтовых вагонах в составах поездов формирования АО "ФПК", утвержденной распоряжением АО "ФПК" от 1 декабря 2017 г. N 1150р" на "Типовой технологией организации перевозок повагонными отправками грузобагажа в собственных и (или) арендованных багажных и почтовых вагонах в составах поездов формирования АО "ФПК", утвержденной распоряжением АО "ФПК" от 1 декабря 2017 г. N 1150р в части не противоречащей настоящему Договору", и с позицией об исключении текст "другими нормативными актами и документами исполнителя, регулирующими перевозки грузобагажа и обеспечение транспортной безопасности и безопасности движения поездов, а также настоящим договором. Все изменения, вносимые в вышеуказанные документы, а также документы, изданные взамен указанных, являются обязательными к исполнению в рамках Порядка.", поскольку без учета изменений АО "ФПК" фактически может вносить любые изменения в договор без согласия другой стороны.
Исключить в данном пункте текст "Инструкцией приемосдатчику груза и багажа, приемосдатчику груза и багажа в поездах формирования АО "ФПК", утвержденной распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 г. N 1577р", поскольку данная Инструкция не распространяет свое действие на приемосдатчиков груза и багажа, обслуживающих вагоны собственности или арендованные ООО "ЯТА", в частности, пункт 5 Инструкции определяет подчинение работника одной организации ООО "ЯТА" работнику другой организации - АО "ФПК", пункт 6 обязывает утверждать график работы работника ООО "ЯТА" структурным подразделением филиала АО "ФПК", пункты 8 - 54 определяют обязанности работника ООО "ЯТА", которые не предусмотрены трудовым договором и должностной инструкцией.
В пункте 2.2.5 исключить текст "грузобагажа, масса одного неделимого места которого превышает 75 кг, но не превышает 500 кг", ввиду следующего.
Грузобагаж-груз, иные материальные ценности, перевозимые в пассажирских, почтово-багажных или грузопассажирских поездах.
АО "ФПК" перевозит грузобагаж - "легковые автомобили" в вагонах автомобилевозах, относящихся к вагонам пассажирского парка.
Как следует из письма Министерства транспорта 04-168-ПГ от 24-04-18 г. данная перевозка осуществляется на особых условиях. При этом ограничение по весу одного места грузобагажа (легкового автомобиля) и размеру по одному из трех измерений отсутствует (длина автомобиля может составлять более 6 метров, а вес более 3 тонн). Так же АО "ФПК" согласовывает дочернему обществу АО "ФПК Логистика" перевозку на особых условиях грузобагажа весом более 500 кг и габаритными размерами более 3-х метров (Оперативный приказ 4127 от 09.07.18). По информации ПКТБ Л филиала АО "РЖД" в письме от 09.07.18 г. N 1410/ПКТБЛ, что нормативная и техническая документация не содержит каких-либо ограничений по массе и габаритам перевозимого грузобагажа.
Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" (зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2014 N 33244) (далее - Правила N 473) предусмотрено, что к перевозке в качестве грузобагажа принимаются вещи и предметы, весом одного места не менее 5 кг и не более 75 кг и размером не более 300 см по одному из трех измерений, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне. Перевозка предметов и вещей, вес и размеры которых не соответствуют указанным нормам, может осуществляться на особых условиях
(статья 166).
Статья 165 Правил предусматривает, что грузобагаж принимается для перевозки без ограничения веса в случае, если после погрузки багажа в вагоне остается место для перевозки грузобагажа. Таким образом, на основании данной
статьи отправитель имеет права перевозить в вагоне грузобагаж с неограниченной массой одного неделимого места, не превышающего грузоподъемность вагона.
На основании
раздела 22 Правил порядок перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях распространяется на перевозку в вагонах собственности перевозчика (в данном случае АО "ФПК").
ООО "ЯТА" перевозит грузобагаж в собственных (арендованных) вагонах повагонными отправками и самостоятельно организует погрузку и выгрузку. При перевозке грузобагажа повагонными отправками в составах перевозчика (в данном случае АО "ФПК") следует руководствоваться
разделом 23 Правил "Особенности перевозки грузобагажа повагонными отправками". Данный
раздел не обязывает оператора подвижного состава заключать договор на перевозку на особых условиях с перевозчиком, следовательно, заключение договора на особых условиях между ООО "ЯТА" и АО "ФПК" не требуется.
АО "ФПК", ограничивая грузоотправителя в перевозке груза, масса одного неделимого места которого более 500 килограмм, создает себе и своим дочерним обществам конкурентное преимущество.
Включить пункт 2.2.9 следующего содержания: "Осуществлять экипировку вагонов Отправителя углем и водой в пути следования", поскольку в соответствии с
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.07.2010 N 156-т/1 в перечень работ (услуг), выполняемых регулируемой организацией - перевозчиком (АО "ФПК"), при перевозках грузобагажа повагонными отправками во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов, учтены в тарифах затраты на экипировку багажных вагонов углем и водой в пути следования.
Изложить пункт 2.3.2 в следующей редакции: "Обеспечить соблюдение требований документов, указанных в п. 2.1 Порядка и других нормативных правовых актов в части, регламентирующей перевозку грузобагажа", так как по данному пункту в действующей редакции АО "ФПК" фактически может вносить любые изменения в договор без согласия другой стороны. Между тем, данная функция возложена на Министерство транспорта
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395.
Исключить из пункта 2.3.4 текст следующего содержания: "... и/или локальными нормативными актами Перевозчика", так как действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения тарифа локальными актами Перевозчика.
Исключить из пункта 2.3.6 текст следующего содержания: "... с описанием каждого места, перевозимого грузобагажа ...", так как
статья 165 Правил N 473 не требует описания каждого места, перевозимого грузобагажа. Обязательно следующее указание: наименование вещей и предметов, предъявляемых для перевозки в качестве грузобагажа; примерный вес грузобагажа, количество мест грузобагажа и вид тары, упаковки, по желанию отправителя - объявленная ценность грузобагажа.
Также исключить из данного пункта текст "и отсутствии мест грузобагажа массой более 500 кг" по основаниям, указанным в отношении пункта 2.2.5.
Также исключить из данного пункта текст "... испытаний по проверке знаний Инструкций приемосдатчику ..." по основаниям, указанным в отношении пункта 2.1.
В пункте 2.3.6 истец также просит заменить текст "... Правил Технической Эксплуатации ..." на текст "... Проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе на основании
Приказа Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 230 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии", поскольку проверка знаний Правил Технической Эксплуатации должна проводиться в объеме, который соответствует должностным обязанностям. В
приказе Минтранса России от 11.07.2012 N 230 даны критерии (порядок и сроки) проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии определяет цель, задачи и регламент проведения аттестации указанных работников.
Исключить из пункта 2.3.6 текс "... электробезопасности ...", так как на основании
главы 1.4 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6 лица ответственные за размещение и крепление грузов в железнодорожном подвижном составе - работники ООО "ЯТА", оформляющие вагон в рейс, не относятся электротехническому персоналу.
Пункт 1.4.4 "Неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается".
Пункт 2.3.8 Приложения 1 дополнить текстом: "В случае выявления несоответствий номерных деталей вагонов (изделий) с электронным паспортом АСУПВ незамедлительно производить корректировку силами представителя Перевозчика, установившего несоответствие без отцепки вагона от состава поезда", поскольку в соответствии с факсограммой АО "ФПК" от 30.03.2017 г. N 1285/ФПКВ при выявлении несоответствия данных о номерных деталях в электронном паспорте и фактически установленных на вагоне, корректировку в базе данных АСУПВ производить незамедлительно, силами предприятия, установившего несоответствие без отцепки вагона от состава поезда.
Пункт 2.3.9 Приложения 1 исключить. Исключение данного пункта связано с отсутствием регламента/порядка передачи данных в автоматизированные централизованные базы. При наличии данного пункта в договоре должен быть установлен порядок такой передачи, указано в каком порядке и объеме данные передаются Перевозчиком и Отправителем.
Из пункта 2.3.11 исключить текст "... персональные данные, которых указаны в перевозочном документе." в связи с тем, что работники поездной бригады могут быть заменены в пути следования (уже после оформления проездных документов) вагона по болезни, смерти, отставанию от состава поезда, по семейным обстоятельствам, по выработки нормы рабочего времени и т.п. АО "ФПК" не предоставляет информацию о порядке внесения изменений персональных данных сопровождающих лиц в перевозочные документы для актуализации сведений о сопровождающих лицах.
При этом суд апелляционной инстанции принимает позицию ответчика в отношении данного пункта по тексту: "При обслуживании двух багажных (почтовых) вагонов одной группой сопровождающих вагоны ставятся в поезд только в сцепе", учитывая требования действующего законодательства, в том числе в сфере транспортной безопасности, безопасности движения и т.д.; минимизации рисков причинения вреда жизни и здоровью работникам, связанным с обслуживанием вагона и переработкой грузобагажа, а также с целью сохранности грузобагажа на всем пути следования.
Изложить пункт 2.3.12 Приложения 1 в следующей редакции: при следовании вагона в составе скорого или пассажирского поезда лица, сопровождающие грузобагаж, находятся в оперативном подчинении у начальника поезда и поездного электромеханика в рамках исполнения их законных требований, связанных с организацией перевозки, в том числе касающихся безопасности движения, так как нормативные требования к габаритам ручной клади, установленные
п. 103,
105 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473, относятся к пассажирам. Сопровождающие лица относятся к экипажу транспортного средства. В нормативных актах отсутствует ограничение для размера ручной клади данной категории, при условии, что грузоподъемность вагона не превышена.
Изложить пункт 2.3.13 Приложения 1 в следующей редакции: Обеспечить представителям Перевозчика (членам Центральной пожарно-технической комиссии Перевозчика, работникам Центра контрольно-ревизионной деятельности Перевозчика, работникам подразделений корпоративной безопасности аппарата управления Перевозчика и аппаратов управления филиалов Перевозчика) доступ в кладовые/вагон для проведения ревизии (проверки) в случае отсутствия запорно-пломбировочных устройств на вагонах Отправителя, а также принять участие в составлении акта по итогам ревизии (проверки).
Изложение данного пункта в указанной редакции вызвано тем, что вскрытие вагонов для досмотра вагонов осуществляется только органами государственного контроля (надзора), а АО "ФПК" таким органом не является.
В пункте 2.3.14 исключить текст: "копия извещения или письма о регистрации вагона собственником/арендатором в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, при аренде вагона - дополнительно копии договора аренды".
Исключение данных положений п. 2.3.14 обусловлено тем, что согласно
3 абзацу пункта 1 Приказа Минтранса РФ от 19.07.17 N 267 "Об организации работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, контейнеров, эксплуатируемых на путях общего и необщего пользования" пономерной учет железнодорожного подвижного состава не подтверждает возникновение, изменение или прекращение права собственности и иных прав на железнодорожный подвижной состав. В вагонах АО "ФПК" копия данного документа отсутствует. Условия же договора аренды вагона являются коммерческой тайной ООО "ЯТА".
Также исключить из данного пункта текст: "... которая должна находиться в вагоне до полной выгрузки грузобагажа из вагона ...", так как
Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473, не требуют внесения в спецификацию отметки отметкой об отсутствии запрещенного к перевозке грузобагажа и отсутствии мест грузобагажа массой более 500 кг. Так же законодатель не требует нахождение на вагоне спецификации у представителя Отправителя до полной выгрузки вагона. Спецификация предоставляется отправителем при оформлении дорожной ведомости в багажную кассу АО "ФПК".
Исключить из данного пункта текст: "... испытаний по проверке знаний Инструкции приемосдатчику" по ранее изложенным доводам.
Заменить в данном пункте текст "... Правил технической эксплуатации ..." на "... Проверку знаний работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования на основании
Приказа Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 231 "Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии", поскольку проверка знаний Правил Технической Эксплуатации должна проводиться в объеме, который соответствует должностным обязанностям. В
приказе Минтранса России от 11.07.2012 N 231 "Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии" даны четкие критерии (порядок и сроки) проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии определяет цель, задачи и регламент проведения аттестации указанных работников.
Заменить в данном пункте текст "... рейсовый журнал ..." на рейсовый журнал (только для вагонов, в которых находятся лица, сопровождающие грузобагаж)", так как рейсовый журнал один и находится в вагоне, в котором следуют лица, сопровождающие грузобагаж.
В пункте 2.3.16 исключить: "..., но не превышающего 500 кг" на основании ранее изложенных доводов.
Пункт 2.3.18 исключить, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность информирования Перевозчика об осуществлении погрузки и выгрузки грузобагажа. Отправитель самостоятельно осуществляет погрузку/выгрузки и несет за это ответственность.
Исключить из пп. "а" пункта 2.3.20: "..., а также грузобагажа массой одного неделимого места более 500 кг" по основаниям, аналогичным основаниям, указанным по пункту 2.3.6.
Пп. "ж" пункта 2.3.20 изложить в редакции истца: "наличия в вагоне предметов (веществ), перевозка которых запрещена в соответствии с Правилами перевозок, а также провоза и размещения алкогольной продукции в качестве личных вещей в служебных помещениях вагона и в купе отдыха сопровождающих", поскольку в соответствии с
пунктом 103 Приказа Минтранса России от 19.12.2013 N 473 к ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона. Лица, сопровождающие грузобагаж, относятся к экипажу транспортного средства, поэтому понятие ручной клади к ним не применимо.
В пп. "н" пункта 2.3.20 заменить текст: "и лакокрасочного покрытия кузова (отслоение краски на кузове вагона и т.п.) ..." на "... угрожающие безопасности движения ...", поскольку Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации не содержит запрет на эксплуатацию вагонов с дефектами лакокрасочного покрытия.
При этом исходя из требований безопасности суд апелляционной инстанции считает возможным принять пп. "п" пункта 2.3.20 в редакции ответчика "загромождение тамбуров и выходов в вагоне, а также провоза в них опасных грузов (легковоспламеняющихся жидкостей, газов, взрывчатых и ядовитых веществ и т.п.).".
Во избежание некомпетентных действий со стороны истца при эксплуатации подвижного состава, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять пункт 2.3.21 в редакции ответчика: "Соблюдать требования порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также
порядка формирования аттестационной комиссии, утвержденного приказом Минтранса России от 11 июля 2012 г. N 231".
Пункт 3.5, содержащий указание на ограждение перевозчика от претензий в случае ненадлежащего исполнения отправителем своих обязательств, исключить, поскольку при наличии вины ООО "ЯТА" последний несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Изложить пункт 3.6 в редакции истца: "Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузобагажа и других сведений, указанных в спецификации, заявлении (заявке), перевозочном документе, а также контролировать соблюдение требований настоящего
Порядка. Проведение проверок осуществляется представителями Перевозчика.
Перевозчик имеет право производить фото- и видеосъемку выявленных нарушений, в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках. Проведение проверки в пути следования вагонов под пломбами осуществляется органами государственного контроля. Проведение проверок и ревизий вагонов от имени Перевозчика осуществляется:
- работниками Центра контрольно-ревизионной деятельности Перевозчика при наличии открытого листа формы 1-Ц и предписания на проведение проверки, заполненными в соответствии с нормами и правилами;
- работниками подразделений корпоративной безопасности аппарата управления Перевозчика и аппаратов управления филиалов Перевозчика при наличии служебного удостоверения и предписания на проведение проверки заполненными в соответствии с нормами и правилами".
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что из
статей 18,
27,
28 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" усматривается, что вскрытие вагонов для досмотра вагонов осуществляется органами государственного контроля (надзора), тогда как АО ФПК таким органом не является.
Кроме того, как пояснил представитель истца, ООО "ЯТА" осуществляет перевозку не только грузобагажа в собственных и арендованных вагонах в составах АО "ФПК", но и грузов автомобильным, воздушным и другими видами транспорта. Технологические процессы погрузки, выгрузки и обработки грузов являются коммерческой тайной. Так же коммерческой тайной являются данные (ФИО, адрес, наименование) грузоотправителей и грузополучателей, которые указываются на грузовых местах. ООО "ЯТА", предоставляя АО ФПК возможность проведения фото и видео съемки, подвергает себя риску утечки данных клиентов в дочернее общество АО "ФПК" - АО "ФПК Логистика".
Учитывая, что в соответствии с
абз. 4 п. 32 Приложения 5 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" ответственность за работоспособное состояние внутреннего, холодильного, радио- и электрооборудования, обеспечение пожарной безопасности вагонов несут их владельцы от пункта формирования до пункта оборота состава и обратно (в данном случае ООО "ЯТА"), пункт 3.7 принять в редакции истца, за исключением исключения указания в первом абзаце данного пункта на пп. "п", который по вышеизложенным обстоятельствам принят в редакции ответчика.
Пункт 3.8 изложить в редакции истца: "Отправитель за нарушение требований, повлекшее за собой отставание вагона от движения, обязан возместить документально подтвержденные расходы Перевозчика, в том числе расходы на маневровые работы", поскольку ранее данный пункт не содержал ссылки на документальное подтверждение расходов, что ставит перевозчика в более выгодное положение.
Исключить из Приложения пункты 3.9 - 3.15, предусматривающие ответственность сторон, поскольку стороны не достигли согласия в данном вопросе, тогда как в силу
статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип свободы договора заключается в равноправии сторон при его заключении.
В приложении 1.2 к приложению 1 исключить слова "... до 500 кг" по основаниям, аналогичным основаниям, указанным по пункту 2.3.6 приложения 1.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению частично.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
статьями 110,
266,
267,
268,
269,
270 и
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2019 по делу N А40-74317/2019 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между ООО "ЯТА" и АО "ФПК" при заключении дополнительного соглашения N 003-16/ФМСК (МЖА) от 28 декабря 2018 г. к договору N 003-16/ФМСК (МЖА) от 14 января 2016 г. оказания услуг по перевозке с расчетами через ЕЛС:
принять пункты приложения N 1 дополнительного соглашения в следующей редакции:
2.1. При исполнении обязательств по настоящему Договору Стороны руководствуются:
Гражданским
кодексом Российской Федерации;
Федеральным
законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
Федеральным
законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта);
Федеральным
законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 473 (далее - Правила перевозок);
Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее - Правила технической эксплуатации);
Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденными первым заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации Э.С. Поддавашкиным 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112;
Типовой технологией организации перевозок повагонными отправками грузобагажа в собственных и (или) арендованных багажных и почтовых вагонах в составах поездов формирования АО "ФПК", утвержденной распоряжением АО "ФПК" от 1 декабря 2017 г. N 1150р в части не противоречащей настоящему Договору;
Административным
регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, утвержденным приказом Минтранса России от 24 января 2018 г. N 28;
Административным
регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом Минтранса России от 11 декабря 2015 г. N 358;
приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. N 9Ц "О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов";
указанием Минтранса России от 8 апреля 2002 г. N 48у;
приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов".
2.2.5. После оформления перевозочного документа указывать его номер на представленной Отправителем спецификации (форма спецификации приведена в приложении N 1.1 к приложению N 1 Договора), заверять штампом багажной кассы и подписью багажного кассира.
На основании сведений, указанных в заявлении (заявке) (форма заявления (заявки) приведена в приложении N 1.2 к приложению N 1 Договора) в соответствии
пунктом 203 Правил перевозок делать в грузобагажной квитанции (дорожной ведомости) отметку "Перевозка на особых условиях" в случае перевозки Отправителем:
грузобагажа размером более 300 см по одному из трех измерений, который по своим размерам, упаковке и свойствам может быть без затруднений погружен и размещен в багажном вагоне;
мелких домашних животных;
продовольственных и скоропортящихся продуктов (под ответственность отправителя);
гроба с телом умершего.
В иных случаях перевозки на особых условиях осуществляются в соответствии с
пунктом 202 Правил перевозок.
2.2.9. Осуществлять экипировку вагонов Отправителя углем и водой в пути следования.
2.3.2. Обеспечить соблюдение требований документов, указанных в п. 2.1 Порядка и других нормативных правовых актов в части, регламентирующей перевозку грузобагажа.
2.3.4. До начала перевозки производить оплату услуг, предоставляемых Перевозчиком по настоящему Порядку, по ставкам и сборам, установленным
приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 "Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Пассажирская компания "Сахалин", ОАО "АК "Железные дороги Якутии" и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги", ОАО "АК "Железные дороги Якутии", при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)", проиндексированным в установленном порядке.
2.3.6. Для оформления перевозочных документов на перевозку грузобагажа в багажной (билетной) кассе предъявлять:
заявление (заявку) (остается в кассе);
спецификацию с отметкой об отсутствии запрещенного к перевозке грузобагажа, заверенную подписью лица, ответственного за правильность погрузки, пожарную безопасность, размещение и оформление грузобагажа (далее - ответственное лицо), и печатью Отправителя (при наличии);
копию извещения или письма о регистрации вагона собственником в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, в случае долговременной аренды - копию извещения или письма о регистрации вагона арендатором в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта и копию договора аренды, в случае краткосрочной аренды - копию извещения или письма о регистрации вагона собственником в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, копию договора аренды;
приказ (доверенность) Отправителя о назначении ответственного лица с указанием его паспортных данных и образца подписи;
свидетельство о сдаче ответственными лицами проверки знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе на основании
Приказа Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 230 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии, требований охраны труда, правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (пожарно-технический минимум);
приказ (доверенность) Отправителя о назначении лиц, ответственных за сопровождение грузобагажа;
копии свидетельств о сдаче лицами, ответственными за сопровождение грузобагажа, проверки знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе на основании
Приказа Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 230 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии, требований охраны труда, электробезопасности, правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (пожарно-технический минимум).
2.3.8. дополнить текстом: В случае выявления несоответствий номерных деталей вагонов (изделий) с электронным паспортом АСУПВ незамедлительно производить корректировку, силами представителя Перевозчика, установившего несоответствие без отцепки вагона от состава поезда.
2.3.9. - исключить
2.3.11. Организовать сопровождение грузобагажа/порожнего вагона в пути следования представителями Отправителя или лицами, уполномоченными им по договору, прошедшими обучение и сдавшими испытания по проверке знаний документов, указанных в абзаце восьмом подпункта 2.3.6 настоящего Порядка. Если время следования вагона составляет более 12 часов, то он обслуживается двумя сопровождающими, если менее, допускается обслуживание одним.
При следовании в вагоне сопровождающих сверх количества, установленного настоящим пунктом, на каждого последующего оформляется проездной документ (билет) с оплатой по тарифу на проезд в жестком вагоне с местами для лежания (плацкартном вагоне) поезда соответствующей категории, при этом к таким сопровождающим не предъявляются требования знаний документов, указанных в абзаце восьмом подпункта 2.3.6 настоящего Порядка.
Оформление и следование в вагоне вооруженной охраны производится в соответствии с требованиями настоящего Договора, как сопровождающих грузобагаж лиц, с соответствующей отметкой в заявлении (заявке).
При обслуживании двух багажных (почтовых) вагонов одной группой сопровождающих вагоны ставятся в поезд только в сцепе.
2.3.12. При следовании вагона в составе скорого или пассажирского поезда лица, сопровождающие грузобагаж, находятся в оперативном подчинении у начальника поезда и поездного электромеханика в рамках исполнения их законных требований, связанных с организацией перевозки, в том числе касающихся безопасности движения.
2.3.13. Обеспечить представителям Перевозчика (членам Центральной пожарно-технической комиссии Перевозчика, работникам Центра контрольно-ревизионной деятельности Перевозчика, работникам подразделений корпоративной безопасности аппарата управления Перевозчика и аппаратов управления филиалов Перевозчика) доступ в кладовые/вагон для проведения ревизии (проверки) в случае отсутствия запорно-пломбировочных устройств на вагонах Отправителя, а также принять участие в составлении акта по итогам ревизии (проверки).
2.3.14 Обеспечить наличие у сопровождающих грузобагаж лиц следующих документов:
паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность;
перевозочные документы с указанием полного маршрута следования;
проездные документы на каждого сопровождающего, следование которого не предусмотрено технологическим процессом перевозки грузобагажа (
приложение N 46 к Тарифному руководству, утвержденному приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1);
спецификация на перевозимый грузобагаж, заверенная штампом багажной кассы станции отправления, с отметкой согласно пункту 2.3.6 настоящего Порядка;
копия технического паспорта пассажирского вагона или электронный паспорт на вагон, формируемый в АСУПВ на дату не ранее последнего вида ремонта вагона, заверенные ответственным работником предприятия управления вагона с указанием даты заверения, наименования должности, подписи, расшифровки подписи;
свидетельство о проверке знаний работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования на основании
Приказа Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 231 "Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии"., требований охраны труда, электробезопасности, правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (пожарно-технический минимум). При следовании в составе почтово-багажного поезда свидетельство о сдаче испытаний на право обслуживания хвостовых вагонов;
копия приказа (доверенности) Отправителя о назначении лица, ответственного за сопровождение грузобагажа;
рейсовый журнал (только для вагонов, в которых находятся лица, сопровождающие грузобагаж);
журнал формы ВУ-8, заполненный в установленном порядке.
2.3.16. Осуществлять перевозку грузобагажа на особых условиях, при:
массе одного неделимого места, превышающего 75 кг;
размере более 300 см по одному из трех измерений, который по своим размерам, упаковке и свойствам может быть без затруднений погружен и размещен в багажном вагоне;
перевозке мелких домашних животных;
перевозке продовольственных и скоропортящихся продуктов (под ответственность отправителя);
перевозке гроба с телом умершего.
2.3.18. Исключить.
2.3.20. Не допускать:
а) погрузки в вагон легковоспламеняющихся, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, запрещенных к перевозке в качестве грузобагажа предметов и веществ, в том числе финансовых документов, денег и других ценностей (драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них);
б) превышения грузоподъемности вагона;
в) перевозки предметов (в том числе домашних животных), подконтрольных ветеринарному и фитосанитарному контролю, без разрешения установленной формы;
г) несоответствия фактически перевозимого грузобагажа указанному Отправителем в спецификации;
д) действий или бездействия, влекущих нарушение графика движения поездов и создающих угрозу безопасности движения;
е) нахождения в вагоне, находящемся в пути следования, лиц без документов, удостоверяющих личность и (или) дающих право проезда в вагоне;
ж) наличия в вагоне предметов (веществ), перевозка которых запрещена в соответствии с
Правилами перевозок, а также провоза и размещения алкогольной продукции в качестве личных вещей в служебных помещениях вагона и в купе отдыха сопровождающих;
з) выгрузки в пути следования грузобагажа, масса одного неделимого места которого - от 75 до 500 кг и (или) размер более 300 см по одному из трех измерений, кроме гроба с телом умершего;
и) выгрузки грузобагажа на транзитных станциях (без отцепки вагона от состава поезда) при отсутствии договоров на организацию разгрузочных работ, заключенных с организациями, имеющими разрешение на выполнение соответствующих работ на инфраструктуре ОАО "РЖД", в зоне ответственности которых находится станция выгрузки;
к) курения в вагоне;
л) эксплуатации электроприборов, не предусмотренных конструкцией (модернизацией) вагона и (или) не внесенных в технический (электронный) паспорт вагона;
м) погрузки грузобагажа на транзитных станциях без отцепки вагона и оформления нового перевозочного документа на повагонную отправку;
н) перевозку в пассажирских и скорых поездах вагонов, имеющих дефекты кузова, угрожающие безопасности движения;
о) нахождение лиц сопровождения в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.);
п) загромождение тамбуров и выходов в вагоне, а также провоза в них опасных грузов (легковоспламеняющихся жидкостей, газов, взрывчатых и ядовитых веществ и т.п.).
2.3.21. Соблюдать требования порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также
порядка формирования аттестационной комиссии, утвержденного приказом Минтранса России от 11 июля 2012 г. N 231.
3.5. - исключить
3.6. Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузобагажа и других сведений, указанных в спецификации, заявлении (заявке), перевозочном документе, а также контролировать соблюдение требований настоящего Порядка. Проведение проверок осуществляется представителями Перевозчика.
Перевозчик имеет право производить фото- и видеосъемку выявленных нарушений, в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках. Проведение проверки в пути следования вагонов под пломбами осуществляется органами государственного контроля. Проведение проверок и ревизий вагонов от имени Перевозчика осуществляется:
- работниками Центра контрольно-ревизионной деятельности Перевозчика при наличии открытого листа формы 1-Ц и предписания на проведение проверки, заполненными в соответствии с нормами и правилами;
- работниками подразделений корпоративной безопасности аппарата управления Перевозчика и аппаратов управления филиалов Перевозчика при наличии служебного удостоверения и предписания на проведение проверки заполненными в соответствии с нормами и правилами."
3.7. Перевозчик имеет право отказать в прицепке вагонов Отправителя в случае выявления нарушений требований подпункта 2.3.8 настоящего Порядка, отказать в прицепке или отставить от движения вагоны Отправителя в случае выявления нарушений требований подпунктов "д", "п" пункта 2.3.20 настоящего Порядка, а также в следующих случаях:
получение предписаний от федеральных органов исполнительной власти или владельца инфраструктуры;
обнаружение технических неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов;
отказ Отправителя в доступе в кладовые/вагон лицам, осуществляющим ревизии (проверки) в пунктах отправления и назначения, который рассматривается как создающий потенциальную угрозу безопасности движения поездов;
провоз в качестве грузобагажа или ручной клади предметов, перевозка которых в скорых, пассажирских, почтово-багажных поездах запрещена (легковоспламеняющиеся, огнеопасные, ядовитые и др.);
нарушение условий погрузки грузобагажа, указанных в подпункте 2.3.15, пункте "б" подпункта 2.3.20 настоящего Порядка;
нахождение лиц, сопровождающих грузобагаж, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
отсутствие оплаты услуг, предоставляемых по настоящему Порядку; нарушение требований
Правил технической эксплуатации, пожарной безопасности.
Перевозчик реализует предусмотренное настоящим пунктом право при условии не устранения нарушений в ходе проверки.
3.8. Отправитель за нарушение требований, повлекшее за собой отставление вагона от движения, обязан возместить документально подтвержденные расходы Перевозчика, в том числе расходы на маневровые работы.
3.9 - 3.15 - исключить;
в приложении 1.2 к приложению 1 исключить слова "... до 500 кг".
Взыскать с Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЯТА" 4 500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Е.Б.РАСТОРГУЕВ
Судьи
А.И.ТРУБИЦЫН
Е.А.ПТАНСКАЯ