Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2021 N Ф05-15509/2021 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 N 09АП-834/2021-ГК по делу N А40-266147/2019
Категория спора: 1) Признание права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: 1) Об обязании освободить земельный участок; 2) О признании самовольной постройкой; 3) О признании права собственности отсутствующим.
Требования лица, считающего себя собственником спорного имущества: 4) О признании права собственности на здание.
Обстоятельства: Уполномоченными органами было согласовано как строительство, так и принятие спорного объекта как капитального строения, оснований полагать, что обществом не предприняты надлежащие меры по легализации строения, не имеется.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 N 09АП-834/2021-ГК по делу N А40-266147/2019
Категория спора: 1) Признание права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: 1) Об обязании освободить земельный участок; 2) О признании самовольной постройкой; 3) О признании права собственности отсутствующим.
Требования лица, считающего себя собственником спорного имущества: 4) О признании права собственности на здание.
Обстоятельства: Уполномоченными органами было согласовано как строительство, так и принятие спорного объекта как капитального строения, оснований полагать, что обществом не предприняты надлежащие меры по легализации строения, не имеется.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2021 г. N 09АП-834/2021-ГК
Дело N А40-266147/19
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020
по делу N А40-266147/19-61-2136, принятое судьей Орловой Н.В.
по иску Правительства Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507), Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ООО "Брамс ЛТД" (ОГРН 1027700281795, ИНН 7729327350)
третьи лица - Управление Росреестра по Москве, Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Госинспекция по недвижимости города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Автомобильные дороги юго-западного административного округа"
о признании здания площадью 1005,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Теплый стан, д. 27, стр. 1, самовольной постройкой; о признании права отсутствующим; об обязании освободить земельный участок от здания.
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Асланукова С.С. по доверенностям от 11.11.2020 и от 16.12.2020, диплом N 107724 4463431 от 24.07.2020;
от ответчика: генеральный директор: Кузьмин А.А., согласно решению N 51 от 14.11.2018, Гуськова Е.Д. по доверенности от 04.12.2020, уд. адвоката N <...> от 29.10.2012;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (далее - истцы, Правительство и Департамент) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением, уточненным в порядке
ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью"Брамс ЛТД" (далее - ответчик, Общество) с требованием о:
- признании здания площадью 1005,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1 самовольной постройкой;
- обязании ответчика снести здание площадью 1005,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно
ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением на ответчика всех расходов, признании зарегистрированного права собственности ООО "Брамс ЛТД" на здание площадью 252,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1 отсутствующим;
- обязании ответчика освободить земельный участок от здания площадью 1005,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно
ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельных участков от незаконно возведенного объекта самовольного строительства, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением на ответчика всех расходов.
Определением суда от 21.01.2020, в порядке
ст. 132 АПК РФ, к совместному рассмотрению с первоначально заявленными требованиями принято встречное исковое заявление Общества к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности на нежилое 2-этажное здание общей площадью 1005,1 кв. м с кадастровым номером 77:06:0007008:6325, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Теплый стан, д. 27, стр. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-266147/19 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент и Правительство обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить первоначальные исковые требования в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов поддержал доводы, заявленные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в связи с изложенными в жалобе обстоятельствами. Ходатайствовал о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Представитель Общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Возражал против удовлетворения ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке
ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно акту Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по недвижимости от 02.07.2019 N 9068957, на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0007008:39 расположено двухэтажное здание площадью 1005,1 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Теплый стан, д. 27, стр. 1.
Ранее земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Теплый стан, д. 27, также предоставлялся Обществу на основании договора аренды земельного участка от 30.09.1998 N М-06-502934 сроком на 3 года; перезаключен 22.04.2002 г. N М-06-505392 сроком до 30.09.2006, для эксплуатации некапитального торгового павильона.
В ходе обследования установлено, что в 2000 году на земельном участке был размещен одноэтажный павильон из быстровозводимых конструкций площадью 252,4 кв. м, находящийся на государственном кадастровом учете с кадастровым номером - 77:06:0007008:6365, оформленный в собственность ООО "БРАМС Лтд".
По данным аэрофотосъемки на месте вышеуказанного павильона площадью 252,4 кв. м возведено двухэтажное здание площадью 1005,1 кв. м.
Здание поставлено на технический учет, а также на государственный учет с присвоением кадастрового номера - 77:06:0007008:6325.
Как следует из позиции Департамента и Правительства, Земельный участок (кадастровый номер 77:06:0007008:39) под цели строительства (реконструкции) не выделялся. Разрешение на строительство зданий и строений по адресу: г. Москва, ул. Теплый стан, д. 27, стр. 1, не оформлялось, проектная документация не предоставлялась, застройщик с заявлением об оформлении разрешений на строительство (реконструкцию) не обращался. Земельно-правовые отношения с целью строительства/реконструкции не оформлялись. Уполномоченными органами Правительства Москвы разрешения на строительство (реконструкцию) по указанному адресу не выдавались.
Таким образом, объект с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Теплый стан, д. 27, стр. 1, площадью 1005,1 кв. м, имеет признаки самовольного строительства.
Ввиду наличия признаков самовольного строительства, указанный объект в установленном порядке включен в
Приложение N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под номером
1797.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007008:39 по адресу: г. Москва, ул. Теплый стан, д. 27, стр. 1, находится в собственности субъекта РФ (неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании
п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") - города Москвы.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с первоначальным иском.
Общество, заявляя встречные исковые требования, указало, что спорное здание возведено при согласовании его строительства с органами государственной власти, принято в эксплуатацию как объект капитального строительства, в связи с чем право собственности на него подлежит признанию за ответчиком.
Определением суда от 11.06.2020 в порядке
ст. 82 АПК РФ была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено АНО "Судебная экспертиза", экспертам Амбарданову Дмитрию Игоревичу, Лоцманову Алексею Александровичу (всем или нескольким экспертам по выбору руководителя экспертного учреждения).
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, предусмотренной
ст. 307 УК РФ.
Согласно заключению эксперта двухэтажное здание, общей площадью 1005,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1, следует относить к капитальным объектам недвижимости по следующим характерным признакам: имеет прочную связь с землей; невозможно переместить объект без несоразмерного ущерба его назначению; предполагаемая при возведении длительная эксплуатация, долговечность объекта; здание имеет самостоятельное хозяйственное назначение, и является отдельным объектом гражданского оборота, при этом при создании объекта изначально не предполагалась возможность его передислокации.
На основании визуально-инструментального обследования, анализа имеющейся технической документации, в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации, было установлено, что двухэтажное здание, общей площадью 1005,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1, является недвижимым и капитальным объектом.
На момент обследования согласно
СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" и
ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", конструктивные элементы обследуемого здания находятся в исправном состоянии в данных конкретных условиях эксплуатации несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов, обеспечивается.
Здание площадью 1005,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1, соответствует нормативным техническим документам, действующим на территории Российской Федерации, пригодно к эксплуатации и может использоваться согласно его функциональному назначению.
Обследуемое здание и работающее в нем оборудование на момент проведения экспертизы отвечает нормативным требованиям, действующим на территории РФ: - Градостроительный
кодекс РФ; Федеральный
закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федеральный
закон N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; Федеральный
закон N 52-ФЗ (ред. от "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния";
СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений";
СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
СП 2.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты;
СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре";
СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
СП 5.13130.09 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";
СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации";
СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности";
СП 22.13330.2011 "Основания зданий и сооружений";
СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии";
СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение";
СП 48.13330.2011 "Организация строительства";
СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции";
СП 60.13330.2012 "Отопление вентиляция и кондиционирование";
СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий" ПУЭ "Правила устройства электроустановок";
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях";
ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях";
СанПиН 2971-84 "Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты";
ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Здание площадью 1005,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1 находящееся в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0007008:49, 77:06:0007008:18, 77:06:0007008:39, предоставленных по договору ООО "Брамс Лтд", соответствуют технологии строительного производства и требованиям градостроительных, строительно-технических, противопожарных, экологических, санитарно-гигиенических норм, действующих на территории Российской Федерации.
Обследуемое здание площадью 1005,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1 соответствует нормативным документам, а именно перечисленным в ответе на 2-й вопрос ГОСТ, СП, СНиП, являющимися частями Национальных Стандартов и Сводами Правил, входящими в перечень стандартов, обязательного исполнения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что объект недвижимости - здание площадью 1005,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Теплый стан, д. 27, стр. 1, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, эксплуатация здания и расположенного в нем оборудования возможна согласно его функциональному назначению.
На основании визуально-инструментального обследования конструктивных элементов торгового павильона по адресу: г. Москва, ЮЗАО, ул. Теплый Стан, вл. 27, стр. 1 и анализа имеющейся технической и проектной документации эксперты установили, что фактически выполненные строительно-монтажные работы полностью соответствуют принятым принципиальным решениям, отраженным в имеющейся проектной документации.
Определением суда от 20.08.2020 г. в судебное заседание для дачи пояснений по заключению были вызваны эксперты АНО "Судебная экспертиза" Амбарданов Дмитрий Игоревич, Лоцманов Алексей Александрович (на выбор руководителя экспертной организации, с учетом того, что эксперт сможет дать всесторонние пояснения относительно выполненного экспертного заключения и ответить на вопросы лиц, участвующих в деле).
В судебном заседании 06.10.2020 г. эксперт Амбарданов Дмитрий Игоревич дал пояснения по выполненному заключению.
Суд первой инстанции, основываясь на выводах судебной экспертизы, пришел к выводу, что рассматриваемое здание обладает признаками самовольной постройки, установленными
ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований.
Также самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении первоначального иска послужило истечение срока исковой давности, о применении которого было заявлено Обществом.
Установив, что спорное здание соответствует требованиям градостроительного законодательства, и Обществом представлены доказательства получения разрешения для его возведения, суд пришел к выводу о правомерности встречного иска.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с
п. п. 1,
2 ст. 222 ГК РФ под самовольной постройкой понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных
пунктом 3 настоящей статьи.
Конституционным Судом Российской Федерации в
п. 2 Определения от 03.07.2007 г. N 595-О-П, разъяснено, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в
п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в
п. 2 той же статьи последствия в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (
абзац 3 пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
Обращаясь в суд апелляционной инстанции с жалобой истцы указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, так как земельный участок, на котором расположено спорное строение не был предоставлен для целей строительства объектов носящих капитальный характер, а разрешительная документация на данное возведение ответчиками не получена.
Судебная коллегия рассмотрев данные доводы, приходит к выводу о их несостоятельности в силу следующих причин.
Так, согласно
п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) указано, что суд, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Как указал ответчик и нашло свое отражение в экспертном заключении по настоящему делу, объект застройки соответствует требованиям действующего законодательства и его сохранение не создает угрозу для жизни и здоровья для неопределенного круга.
Обращаясь в суд апелляционной инстанции с жалобой, соистцы указывают, что суд первой инстанции необоснованно принял заключение эксперта, как надлежащее, так как экспертиза проведена с существенными нарушениями, и выводы, содержащиеся в нем, не соответствуют документам представленными в материалы дела.
Проверив представленное в материалы дело заключение строительно-технической экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал соистцам в назначении по делу повторной судебной экспертизы, в связи со следующим.
Согласно
п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Оспариваемая Департаментом и Правительством экспертиза проведена по инициативе истцов, с постановкой вопросов, которые были предложены истцами.
При этом суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы, руководствовался положениями
ст. ст. 71,
72,
86,
87 АПК РФ и, а также исходил из того, что основания для назначения повторной экспертизы, предусмотренные
ч. 2 ст. 87 АПК РФ, а именно: сомнения в обоснованности заключения экспертов или наличия противоречий в выводах экспертов, отсутствуют.
Судебная коллегия, давая правовую оценку данному заключения эксперта считает необходимым указать, что исследование проведено экспертом объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, в заключение эксперт основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Таким образом, экспертом в полной мере соблюдены базовые принципы судебно-экспертной деятельности - принципы научной обоснованности, полноты, всесторонности и объективности исследований, установленные
статьей 8 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ.
В соответствии со
статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Проведение судебной экспертизы должно соответствовать требованиям
ст. ст. 82,
83,
86 АПК РФ, в заключении эксперта должны быть отражены все предусмотренные
ч. 2 ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, экспертное заключение должно быть основано на материалах дела, являться ясным и полным.
Оценив, данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям
ст. 82,
83,
86 АПК РФ, отражающим все предусмотренные
ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения, основанным на материалах дела, и приходит к выводу, об отсутствии оснований не доверять выводам экспертов, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела и иными доказательствами по делу, в этой связи данное экспертное заключение, суд считает надлежащим доказательством по делу.
Частью 2 статьи 87 АПК РФ предусмотрено, что в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Поскольку эксперт дал обоснованные ответы на поставленные вопросы, и принимаю во внимание, что эксперт, допрошенный в судебном заседании, дал исчерпывающие пояснения относительно выводов экспертизы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцы не привели убедительных доводов, которые позволили считать экспертное заключение неполным и не соответствующим требованиям закона, в связи с чем оснований для назначения и проведения повторной экспертизы в рамках апелляционного производства у суда не имеется.
Относительно доводов заявителя жалобы о том, что земельный участок не был предоставлен для целей строительства объектов капитального строительства, судебная коллегия полагает обоснованным указать следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 77:06:0007008:39 по адресу: г. Москва, ул. Теплый стан, вл. 27, предоставлен по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 29.04.2004 N М-06-506708 до 21.05.2013 ООО "БРАМС ЛТД" для строительства и эксплуатации некапитального торгового павильона.
В период получения разрешения на возведение спорного строения и на момент действия вышеуказанного Договора отсутствовало легальное понятие "капитального строения и сооружения".
На основании
ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным
законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как указано в
ст. 5 Устава г. Москвы, исполнительными органами государственной власти города Москвы являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.
В собственности города Москвы находятся земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников (
ст. 20 Устава г. Москвы).
Согласно
Закону г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с
п. п. 1.1,
1.2 Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, префектура является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, Префектура в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет в пределах установленных законами и иными правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории административного округа.
Согласно
п. 22 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
На основании
п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Термины "временный" и "некапитальный" не исключают отнесение объекта строительства к недвижимости по смыслу
ст. 130 ГК РФ.
Понятие недвижимости, ее признаки и особенности правового статуса определяются гражданским законодательством и законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые согласно
ст. 3 ГК РФ и
ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) находятся в ведении Российской Федерации, а не субъектов РФ.
В соответствии с
п. 2 ст. 3 Закона N 122-ФЗ субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты только о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (данный
пункт утратил силу с 1 марта 2010 года - Федеральный
закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ).
Дополнительным
требованиям к порядку размещения и строительства некапитальных объектов на территории города Москвы
(пункт 5.12), утвержденным Распоряжением Мэра Москвы от 30.03.1998 N 299-РМ, приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов (площадью свыше 20 кв. метров) производится государственной комиссией в порядке, установленном для капитальных зданий и сооружений, с обязательным участием Инспекции Госархстройнадзора г. Москвы и подтверждается актом приемки, утвержденным префектом административного округа.
Пунктом 10 Постановления Правительства Москвы от 01.12.1998 N 915 "О выполнении Программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" прямо предусмотрена государственная регистрация прав на некапитальные (временные) сооружения.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Понятие "объекта капитального строительства" появилось в 2004 г. с введением в действие "Градостроительного
кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрдК РФ).
Согласно
п. 10 ст. 1 ГрдК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу
п. 1.1 ГСН 81-05-01-2001 "Сборника сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений", к временным зданиям и сооружениям относятся специально возведенные или приспособленные на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Таким образом, назначение объекта и его конструктивные характеристики не подпадают под определение временных зданий и сооружений.
Суд первой инстанции указал, что предоставление в пользование ответчику Земельного участка под проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию малого рынка не может свидетельствовать о нарушении ответчиком арендных обязательств, поскольку указанный объект был возведен в соответствии с нормами действовавшего градостроительного законодательства и в соответствии с согласованными проектами, что также подтверждено Заключением Эксперта.
При этом Главным Архитектурно-планировочным управлением Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы утверждено Градостроительное заключение N 091-41/1164 от 18.07.1997 г. Протоколом N 39 от 24.12.1997 г., утвержденным Председателем Москомархитектуры 12.01.1998 г., одобрен представленный ООО "БРАМС Лтд" эскизный проект одноэтажного торгового павильона из быстровозводимых металлических конструкций. 30.09.1998 г. был заключен договор N М-06-502934 краткосрочной аренды земельного участка площадью 430 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, вл. 27, предоставленного в аренду для размещения и последующей эксплуатации торгового павильона, сроком на 3 года.
Договор расторгнут 22.04.2002 г. по соглашению сторон.
Впоследствии был заключен Договор краткосрочной аренды земельного участка от 22.04.2002 г. N М-06-505392 для эксплуатации некапитального торгового павильона, номер регистрации договора 05-04/2002-5553 от 08.07.2002 г.
Договор расторгнут 29.04.2004 г. по соглашению сторон.
Строительство объекта велось с февраля по сентябрь 2000 года, после чего он был поставлен на технический учет, оформлена экспликация БТИ, получен техпаспорт БТИ, составлена справка БТИ о состоянии здания, из которых следует, что построено отдельно стоящее одноэтажное отапливаемое здание с водопроводом, центральной канализацией, электричеством и калориферным отоплением, из кирпича и стеклопакетов, площадью 252,4 кв. м.
Распоряжением N 219-РЗП от 03.07.2000 г. Первого Заместителя префекта ЮЗАО Мэрии Москвы в связи с окончанием строительства торгового павильона была назначена Государственная комиссия по приемке в эксплуатацию объекта.
10.08.2000 составлен Акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, вл. 27, утвержденный Распоряжением Первого заместителя Префекта ЮЗАО от 15.08.2000 г. N 304-РПЗ. 10.10.2000 г.
ООО "БРАМС Лтд" выдано Свидетельство о государственной регистрации права 77 НН 116302 на здание площадью 252,4 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, д. 27, стр. 1, кадастровый номер: 77-06-07008-000-2800615.
На основании Выписки из Протокола N 18 пункт N 24 от 31.05.2001 г. заседания комиссии по представлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮЗАО г. Москвы, было решено дополнительно предоставить ООО "БРАМС Лтд" земельный участок площадью 0,015 га под размещение павильона из быстровозводимых конструкций в комплексе с существующим торговым объектом по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, вл. 27 для оказания бытовых услуг населению; заказчику разработать и согласовать в установленном порядке проектную документацию.
Впоследствии Решением окружной комиссии от 13.03.2003 г. изменено функциональное назначение объекта на "торговый павильон", и площадь земельного участка вместо около 0,015 га - "0,063 га с благоустройством прилегающей территории площадью 0,0278 га", а также продлен срок действия решения для оформления материалов ИРД до 20.08.2003 г. (Выписка из протокола N 9 п. 29 от 13.03.2003 г. заседания комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮЗАО г. Москвы).
На основании Выписки из решения заседания Архитектурно-планировочной комиссии Москомархитектуры по рассмотрению исходно-разрешительной документации протокол N 10 от 12.07.2002 г., рассмотрена и согласована заявка для разработки ИРД на строительство временного торгового 2-этажного павильона, площадь объекта 1173,5 кв. м.
На заседании Архитектурно-планировочной комиссии Москомархитектуры по рассмотрению исходно-разрешительной документации, Протокол N 34 от 01.10.2003 г. уточнены технико-экономические показатели - площадь отводимого земельного участка - 0,106 га, площадь застройки 500 кв. м, суммарная поэтажная площадь объекта 1173.5 кв. м, 2 этажа.
15.10.2003 г. получено положительное Градостроительное заключение N 205-41/1327-2003, содержащее перечень всех полученных ООО "БРАМС Лтд" согласований и полученных положительных заключений по ИРД: Департамент ПиООС Правительства Москвы - 5-32-903/3 от 30.07.2003 г.; Департамент имущества г. Москвы - 2406-Уч от 14.07.2003 г.; Управа района "Теплый Стан" от 26.06.2003 г.; Заключение Москомзема - ЗЗ-иоб-4981/1 от 16.07.2003 г; НИиПИ Генплана - от 18.06.2003 г.; Заключение УГПС г. Москвы МЧС России N 43882 от 04.08.2003 г.; заключение Штаба по делам ГО и ЧС N 21/3502 от 11.09.2003 г.; Заключение МГЦ Санэпиднадзора N 147/2 от 29.07.2003 г.; Заключение Отдела согл. и выдачи поруб. билетов Департамента ПиОС Правительства Москвы N 96-49/6236 от 14.07.2003 г. Приложениями к Градостроительному заключению являлись: Согласованная Схема расположения отводимого земельного участка; Заключение по обследованию объекта недвижимости; Заключение по условиям проектирования; Заключение по отводу земельного участка под строительство от 29.07.2003 г. Градостроительное заключение содержит требования и рекомендации для проектирования объекта, требования к оформлению земельных отношений и выдано на 1 год.
Таким образом, исходно-разрешительная документация на размещение некапитального объекта (торгового павильона) была согласована для разработки проектной документации. 28.07.2004 г. за N 77-ГГК/100-185/04-1898 ООО "БРАМС Лтд" для согласования рабочего проекта строительства была получена кадастровая справка, содержащая фрагмент топографического плана с границами участков, контурами зданий, сооружений, нанесенными в соответствии с ранее выпущенной ИРД.
Рабочий проект строительства торгового павильона выполнен ООО "АМД строй+", по нему получено положительное Заключение Москомэкспертизы от 29.06.2005 г. N 26-4/05-МГЭ. Инвестору проекта ООО "БРАМС Лтд" Службой Государственного Градостроительного Кадастра выдано Свидетельство серии МГ N 00137 от 19.07.2005 г. о регистрации рабочего проекта строительства здания по адресу: Москва, ЮЗАО, район Теплый Стан, ул. Теплый Стан, владение N 27 в государственном градостроительном кадастре города Москвы.
Распоряжением Префекта ЮЗАО г. Москвы от 01.04.2004 г. N 525-РП ООО "БРАМС Лтд" предоставлен земельный участок площадью 0,1060 га во владении 27 по ул. Теплый Стан для строительства и эксплуатации некапитального торгового павильона на условиях аренды сроком на 5 лет.
Заключенный Договор аренды земельного участка площадью 1060 кв. м сроком на 5 лет от 29.04.2004 г. N М-06-506708, зарегистрирован в установленном порядке 08.12.2004 г., N регистрации 77-01/05-1053/2004-884.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 29.04.2004 г. N 06/04-0343 земельный участок площадью 1060 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, вл. 27, имеет кадастровый номер 77:06:07008:039, относится к землям поселений и используется фактически под строительство и эксплуатацию некапитального торгового павильона.
Согласно Акту от 21.11.2005 года и схематических чертежей, составленного ГУП "Мосгоргеотрест" Москомархитектуры, произведена проверка посадки строящегося 18 здания торгового павильона по адресу: ул. Теплый Стан, вл. 27, и установлено, что плановое положение соответствует согласованному генплану, отклонение от проекта незначительно и составляет до 0,6 м.
Строительство здания выполнялось по поручению заказчика ООО "БРАМС Лтд" на основании договоров подряда ООО "Стройградсервис-2000".
В установленном порядке выдавались Ордера на производство земляных и строительных работ (Ордер N 05060165/5; N 05060165) В связи с завершением строительных работ, было издано Распоряжение Префекта ЮЗАО г. Москвы от 09.10.2006 г. N 2058-РП о назначении приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.
25.12.2006 г. Государственной приемочной комиссией подписан Акт приемки в эксплуатацию законченного строительством некапитального объекта - торгового павильона по адресу: ул. Теплый Стан, вл. 27, который утвержден Распоряжением префекта от 30.12.2006 г. N 2785-РП.
В Акте указано, что строительство велось по проекту ООО "АМД строй+", построенный объект имеет общую площадь 917 кв. м, 2 этажа, выполнено благоустройство прилегающей территории в соответствии с проектом, наружные коммуникации, инженерные сооружения смонтированы, испытаны и приняты городскими эксплуатационными организациями по актам приемки N Д837/103-06 от 29.06.2006 г.
Государственной приемочной комиссии предъявлена вся документация в полном объеме, является приложением к Акту приемки, объект принят в эксплуатацию. 28.05.2009 г. за N 176-4656.
Главным Архитектурно-планировочным управлением Комитета по Архитектуре и градостроительству г. Москвы составлено Заключение по объекту о фактическом состоянии временного модульного или сборно-разборного объекта по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, вл. 27, стр. 1.
При этом для подготовки заключения представлена документация: договор аренды земельного участка от 29.04.2004 г.; Акт приемки в эксплуатацию от 25.12.2006 г.; исходно-разрешительная документация от 15.10.2003 г. N 205-41/1327-2003; проект торгового павильона и др. Заключением установлено, что внешний вид павильона и благоустройство территории соответствует представленной документации - рабочему проекту торгового павильона, проекту благоустройства территории, колористическому решению.
28.10.2009 г. Управлением Роснедвижимости по г. Москве на основании Распоряжения Главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 24.10.2009 г. N 2332, составлен Акт проверки в отношении ООО "БРАМС Лтд" по использованию земельного участка площадью 1060 кв. м с кадастровым номером 77:06:007008:39.
Актом установлено, что фактические границы земельного участка соответствуют земельно-кадастровой информации; нарушений использования земельного участка не выявлено. К акту приложены результаты обмера и фото-таблица.
В соответствии с Уведомлением Префектуры ЮЗАО г. Москвы от 06.04.2012 г. N 02-01-43/2-41 здание включено в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов, по решению Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка и услуг при Правительстве Москвы от 14.04.2011 г. и в порядке, предусмотренном
Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
Обществу предложено разработать проект модернизации внешнего вида торгового павильона. Выпиской из Протокола N 14 от 10.04.2012 г. Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы был утвержден проект модернизации фасадов торгового павильона. Между ООО "БРАМС Лтд" и Префектурой ЮЗАО г. Москвы заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N м0-06-07-008-467, согласно прилагаемым ситуационному плану размещения торгового объекта и проекту модернизации внешнего вида, со специализацией "промышленные товары, продовольственные товары, услуги".
В техпаспорт БТИ в связи со строительством были внесены изменения, здание площадью 1005,1 кв. м, инвентарный номер 45:293:002:000247850, реестровый номер 030713:002:000247850 поставлено на технический учет, что подтверждается данными технического паспорта здания по состоянию на 03.07.2013 года.
Выполнен технический план здания от 13.08.2013 г. Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Как установлено по результатам технической инвентаризации, построенное в строгом соответствии с утвержденным и согласованным проектом здание оказалось капитальным строением.
Нежилое 2-этажное здание с кадастровый номер 77:06:0007008:6325 по адресу: г. Москва, ул. Теплый стан, вл. 27, стр. 1, поставлено на кадастровый учет, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости- 10.09.2013.
При этом в силу
ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в
ст. 125 ГК РФ.
На основании
ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным
законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как указано в
ст. 5 Устава г. Москвы, исполнительными органами государственной власти города Москвы являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.
В собственности города Москвы находятся земля и природные ресурсы в границах города Москвы, не находящиеся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других определенных законом собственников (
ст. 20 Устава г. Москвы).
Согласно
Закону г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с
п. п. 1.1,
1.2 Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, префектура является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, Префектура в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет в пределах установленных законами и иными правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории административного округа.
Согласно
п. 22 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
На основании
п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Термины "временный" и "некапитальный" не исключают отнесение объекта строительства к недвижимости по смыслу
ст. 130 ГК РФ.
Понятие недвижимости, ее признаки и особенности правового статуса определяются гражданским законодательством и законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые согласно
ст. 3 ГК РФ и
ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) находятся в ведении Российской Федерации, а не субъектов РФ.
В соответствии с
п. 2 ст. 3 Закона N 122-ФЗ субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты только о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (данный
пункт утратил силу с 1 марта 2010 года - Федеральный
закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ).
Дополнительным
требованиям к порядку размещения и строительства некапитальных объектов на территории города Москвы
(пункт 5.12), утвержденным Распоряжением Мэра Москвы от 30.03.1998 N 299-РМ, приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов (площадью свыше 20 кв. метров) производится государственной комиссией в порядке, установленном для капитальных зданий и сооружений, с обязательным участием Инспекции Госархстройнадзора г. Москвы и подтверждается актом приемки, утвержденным префектом административного округа.
Пунктом 10 Постановления Правительства Москвы от 01.12.1998 N 915 "О выполнении Программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" прямо предусмотрена государственная регистрация прав на некапитальные (временные) сооружения.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Понятие "объекта капитального строительства" появилось в 2004 г. с введением в действие "Градостроительного
кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрдК РФ).
Согласно
п. 10 ст. 1 ГрдК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу
п. 1.1 ГСН 81-05-01-2001 "Сборника сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений", к временным зданиям и сооружениям относятся специально возведенные или приспособленные на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Таким образом, назначение объекта и его конструктивные характеристики не подпадают под определение временных зданий и сооружений.
Суд первой инстанции указал, что предоставление в пользование ответчику Земельного участка под проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию малого рынка не может свидетельствовать о нарушении ответчиком арендных обязательств, поскольку указанный объект был возведен в соответствии с нормами действовавшего градостроительного законодательства и в соответствии с согласованными проектами, что также подтверждено Заключением Эксперта.
Учитывая, что уполномоченными органами было согласовано как строительство, так и принятие спорного объекта как капитального строения, оснований полагать, что Обществом не предприняты надлежащие меры по легализации строения не имеется.
Обращаясь в суд апелляционной инстанции с жалобой, Департамент указывает, что суд первой инстанции неверно применил срок исковой давности к заявленным требованиям.
В то же время, в соответствии с
п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со
ст. 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с
п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно
п. 22 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 общие положения Гражданского
кодекса Российской Федерации об исковой давности не применяются в случаях, когда предъявляется требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан.
Как указано ранее, согласно выводам заключения эксперта спорные помещения угрозы жизни и здоровью граждан, третьих лиц не создают.
Данное заключение эксперта принято судом в качестве надлежащего доказательства, в порядке
ч. 2 ст. 64 АПК РФ.
Истец указывает, что Департамент городского имущества г. Москвы, как органа исполнительной власти, создан только в 2013 году, а, следовательно, о результатах проверки Госинспекция по недвижимости от 09.08.2012 ему не может быть известно.
Суд апелляционной инстанции, проверив заявленный довод, приходит к выводу о его несостоятельности в силу следующего.
Земельный участок, на котором возведены спорные объекты, находится в собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
В соответствии с
пунктом 5 части 3 статьи 8,
частью 2 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
частью 4 статьи 49 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" выдача разрешений на строительство (на выполнение подготовительных и основных строительно-монтажных работ) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Москвы.
Распоряжениями мэра Москвы от 31.03.1993
N 197-РМ и от 03.02.1998
N 100-РМ полномочия по выдаче разрешений на строительство капитальных объектов и контроль соответствия возводимых строений нормативно-технической и проектной документации были возложены на Инспекцию Государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы.
Впоследствии
Постановлением Правительства Москвы от 02.05.2006 N 311-ПП создан орган исполнительной власти Москвы - Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор), правопреемник инспекции, осуществляющий функции государственного строительного надзора и выдачи разрешений на строительство.
Из
статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" следует, что правительство Москвы является высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям мэра Москвы.
Департамент городского имущества г. Москвы как и Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы включены в перечень органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы.
Как верно указал суд первой, построенный в 2006 году объект обладает признаками капитального строения и является недвижимым имуществом, расположенным на не отведенном для этих целей земельном участке, контролирующим органам должно было быть известно при подготовке положительного Заключения Мосэкспертизы от 29.06.2005 г. N 26-4/05-МГЭ по Рабочему проекту строительства торгового павильона выполнен ООО "АМД строй+", а также 25.12.2006 г. при подписании Государственной приемочной комиссией Акта приемки в эксплуатацию законченного строительством некапитального объекта - торгового павильона по адресу: ул. Теплый Стан, вл. 27, который утвержден Распоряжением префекта от 30.12.2006 г. N 2785-РП.
28.05.2009 г. при подготовке Главным Архитектурно-планировочным управлением Комитета по Архитектуре и градостроительству г. Москвы Заключения по объекту о фактическом состоянии временного модульного или сборно-разборного объекта по адресу: г. Москва, ул. Теплый Стан, вл. 27, стр. 1.; 05.02.2013 г. после направления Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в адрес ООО "БРАМС Лтд" письма исх. N ЗЗ-И-735/13-1298 об отказе от договора аренды земельного участка; после выполнения технического плана здания 13.08.2013 г. Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и постановке здания площадью 1005,1 кв. м, инвентарный номер 45:293:002:000247850, реестровый номер 030713:002:000247850 на кадастровый учет.
После принятия
Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", где в
Приложении N 2 под номером
1797 указано спорное строение; 23.04.2015 года, когда за N 9064162 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы был составлен Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта на земельном участке; 1.03.2016 г., когда Госинспекция по недвижимости исх. N ГИН-исх-5282/16 сообщила письмом, что вопрос о возможности сохранения самовольно возведенного объекта будет внесен для рассмотрения на Рабочей группе Градостроительно-земельной комиссии по вопросам градостроительной деятельности.
При названных обстоятельствах Правительство Москвы, являющееся соистцом, вправе было обратиться с иском о сносе спорных конструкций, возведенных без разрешения на строительство в установленный законом срок.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы". | |
Следовательно, момент возникновения у Департамента, как у компетентного органа полномочий на обращения в суд с иском о признании постройки самовольной, на основании
Постановления Правительства Москвы от 20.02.2003, не имеет правового значения.
Также судебная коллегия считает, что ссылка истца на
п. 49 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22, является несостоятельной.
Согласно
п. 49 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 в силу
статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
Данные положения применяются со ссылкой на
ст. 304 ГК РФ, согласно которой Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со
ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При этом доказательств того, что Департамент, в связи с выявленным фактом ненадлежащего использования Обществом земельного участка, произвел изменение его целевого назначения, либо обратился к ответчику с требованием о внесении изменений в Договор, в материалы дела не представлено.
Таким образом, положения
ст. 308, и
п. 49 Постановления подлежат применению только при возникновении противоречий между собственником и третьим лицом, не находящимся с собственником в каких-либо правоотношениях.
Следовательно, правовых оснований для применения вышеуказанных правовых норм к настоящим правоотношениям не имеется.
Исковое заявление подано истцами в Арбитражный суд города Москвы 07 октября 2019 года, что подтверждается штампом на исковом заявлении, то есть за пределами срока исковой давности.
Из вышеизложенного следует, что вывод суда первой инстанции о пропуске истцами срока исковой давности является верным и обоснованным.
Поскольку истцами пропущен срок исковой давности для признания спорного здания объектом самовольного строительства, а срок действия заключенного сторонами договора аренды истек, в случае отказа ответчику в иске о признании за ним права собственности на самовольно возведенное строение, неопределенность в статусе спорного объекта приведет к тому, что Общество не сможет оформить права на земельный участок, занятый имуществом.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-266147/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
О.В.САВЕНКОВ
Судьи
Н.И.ПАНКРАТОВА
А.И.ПРОЦЕНКО