Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2018 N Ф05-21311/2017 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 N 09АП-43803/2017 по делу N А40-232079/16
В удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене представления органа прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства отказано правомерно, поскольку возведение стены (перегородки) с дверью, закрывающейся на ключ, в лифтовом холле, собственником которого является общество, нарушает требования законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, создает условия для возникновения угрозы жизни и здоровью людей при чрезвычайных ситуациях, при этом не представлены доказательства законности установленной перегородки, согласования перепланировки с уполномоченным органом.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 N 09АП-43803/2017 по делу N А40-232079/16
В удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене представления органа прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства отказано правомерно, поскольку возведение стены (перегородки) с дверью, закрывающейся на ключ, в лифтовом холле, собственником которого является общество, нарушает требования законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, создает условия для возникновения угрозы жизни и здоровью людей при чрезвычайных ситуациях, при этом не представлены доказательства законности установленной перегородки, согласования перепланировки с уполномоченным органом.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. N 09АП-43803/2017
Дело N А40-232079/16
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: Каменецкого Д.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Всероссийский научно-исследовательский и конструкторский институт деревообрабатывающего машиностроения"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2017 по делу N А40-232079/16, принятое судьей Кастальской М.Н. (153-1366)
по заявлению ОАО "Всероссийский научно-исследовательский и конструкторский институт деревообрабатывающего машиностроения"
к Басманной межрайонной прокуратуре ЦАО г. Москвы
о признании недействительным и отмене представления,
при участии:
от заявителя: Смирнова А.А. по дов. от 02.08.2017, Куприянова Ю.Н. по дов. от 02.08.2017;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский и конструкторский институт деревообрабатывающего машиностроения" (далее - заявитель, ОАО "ВНИИДМАШ", Общество, Институт) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене Представления N 7-3-2016 от 24 октября 2016 года об устранении нарушений требований законодательства (далее - Представление), вынесенное Басманной межрайонной прокуратурой ЦАО г. Москвы (далее - ответчик, Прокуратура).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2017, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению Общества, правовых и фактических оснований для выдачи Представления не имелось.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Басманной межрайонной прокуратурой на основании поручения Прокуратуры г. Москвы в связи с обращением председателя политической партии проведена проверка в ОАО "Всероссийский научно-исследовательский и конструкторский институт деревообрабатывающего машиностроения".
Проверкой, проведенной совместно со специалистом 4 РОНПР по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве, установлено, что ОАО "ВНИИДМАШ" является собственником помещений на 1 этаже здания, расположенного по адресу: г. Москва, Рубцовская наб., д. 3, стр. 1, в том числе лифтового холла.
В ходе проверки было установлено, что лифтовой холл представляет собой помещение с 6 лифтами и выходом в помещения, принадлежащие на праве оперативного управления Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
На момент проверки установлено, что лифтовой холл разделен на 2 части стеной (перегородкой) с дверью.
В первой части лифтового холла находятся 2 лифта, дверь, ведущая в помещения, принадлежащие Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, во второй части расположены 4 лифта.
Ключи от двери, разделяющей 2 части лифтового холла имеются у представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, на посту охраны, у главного инженера Института. У других собственников помещений в здании не имеется доступа в данную часть лифтового холла.
21.10.2016 Прокуратурой составлена справка о проведении проверочных мероприятий.
24.10.2016 Басманной межрайонной прокуратурой ЦАО г. Москвы Институту выдано Представление N 7-3-2016 от 24 октября 2016 года об устранении нарушений требований законодательства.
Полагая, что названное Представление незаконно и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого Представления Прокуратуры.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств судом первой инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах, в которых также указано на то, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ, Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 3 статьи 89 Закона N 123-ФЗ к эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку.
В силу пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009 двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
В пункте 6.18* СНиП 21-01-97* указано на то, что двери эвакуационных выходов из поэтажных корпусов, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Федеральный закон N 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, а также защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической направленности.
Таким образом, возведение стены (перегородки) с дверью, закрывающейся на ключ, в лифтовом холле на первом этаже здания по адресу: г. Москва, Рубцовская наб., д. 3, стр. 1, собственником которого является заявитель, нарушает указанные требования законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму, создает условия для возникновения угрозы жизни и здоровью людей при чрезвычайных ситуациях, в том числе в случаях пожара и террористического акта.
При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что заявителем на момент проверки не представлены доказательства законности установленной перегородки, согласование перепланировки с Территориальным бюро технической инвентаризации не подтверждено.
Исходя из вышеизложенного, внесенное Представление Прокурора соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Кроме того, Решением Басманного районного суда г. Москвы от 20.04.2017 суд, рассмотрев заявление Прокуратуры, обязал ОАО "ВНИИДМАШ" демонтировать возведенную стену (перегородку) в лифтовом холе на 1 этаже здания, расположенного по адресу: г. Москва, Рубцовская набережная д. 3, стр. 1. и обеспечить антитеррористическую и противопожарную защищенность объекта.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства угрозы антитеррористической и противопожарной защищенности объекта в связи с наличием стены (перегородку) в лифтовом холе на 1 этаже здания, расположенного по адресу: г. Москва, Рубцовская набережная д. 3, стр. 1, также установлены при рассмотрении Басманного районного суда г. Москвы.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Правовые и фактические основания выдачи заявителю Представления у Прокуратуры имелись.
Также отклоняются судом апелляционной инстанции доводы жалобы относительно незаконности пункта 2 Представления, так как его формулировка "рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности" не является императивным.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2017 по делу N А40-232079/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
В.А.СВИРИДОВ