Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 08.02.2024 N 305-ЭС23-28748 отказано в передаче дела N А40-16420/2023 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2023 N Ф05-25883/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 N 09АП-38151/2023 по делу N А40-16420/2023
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: 1) О государственной регистрации права собственности на нежилое помещение; 2) О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение; 3) Об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обстоятельства: Документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции (разрешение на ввод), регистрирующему органу предпринимателем не были представлены.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 N 09АП-38151/2023 по делу N А40-16420/2023
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: 1) О государственной регистрации права собственности на нежилое помещение; 2) О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение; 3) Об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обстоятельства: Документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции (разрешение на ввод), регистрирующему органу предпринимателем не были представлены.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2023 г. N 09АП-38151/2023
Дело N А40-16420/23
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2023 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А. Яцевой,
судей: И.В. Бекетовой, И.А. Чеботаревой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИП Васаренко Владимира Михайловича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2023 по делу N А40-16420/23
по заявлению: ИП Васаренко Владимира Михайловича (ОГРНИП: 310774610601011)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 09.01.2023 N КУВД - 001/2022-15384450/9, об обязании,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сокольникова Н.В. по дов. от 24.11.2020;
от заинтересованного лица: Винокурцева Е.В. по дов. от 25.04.2023;
установил:
Индивидуальный предприниматель Васаренко Владимира Михайловича (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным Решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление) оформленного уведомлением от 09.01.2023 N КУВД-001/2022-15384450/9 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта 77:05:0001020:4261, о возложении обязанности на Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления регистрационных действий в отношение нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001020:4261, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Новоданиловская, д. 6, корп. 1 (далее - Объект).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя, судом первой инстанции сделаны необоснованные выводы о том, что при перепланировке нежилого помещения собственником проведена реконструкция нежилого помещения. Заявитель указывает, что у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий, в связи с чем оспариваемое решение регистрирующего органа является незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со
ст. ст. 266 и
268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0001020:4261, расположенное по адресу: г. Москва, наб. Новоданиловская, д. 6, корп. 1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
В рамках реализации своего права собственности заявитель принял решение о разделе нежилого помещения на два новых помещения, в связи с этим был подготовлен технический план.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N MFC-0558/2022-623411 от 13.04.2022 о приведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении двух помещений площадью 351,1 кв. м и 239, 7 кв. м с назначением нежилое по адресу: г. Москва, наб. Новоданиловская, д. 6, корп. 1.
Уведомлением Управление Росреестра по Москве от 14.09.2022 N КУВД-001/2022-39738958 заявитель поставлен в известность о приостановлении государственной регистрации на основании
п. 5,
7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
В целях устранения причин приостановления государственной регистрации кадастровым инженером был доработан технический план и направлен в Управление 01.06.2022.
Как следует из материалов дела, 06.06.2022 Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что уведомлением от 09.01.2023 заявителю отказано в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с Уведомлением Управления Росреестра по Москве об отказе государственного кадастрового учета причинами отказа является не представление заявителем документов соответствующих требованиям действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с
ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной
статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу
части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с
п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным
законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регулируются Административным
регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент) (
п. 1 Административного регламента).
Согласно
п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных
Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном
Законом о недвижимости порядке.
В соответствии с
п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В Управление представлены документы для осуществления учетно-регистрационных действий в связи с образованием двух объектов недвижимости расположенных по адресу: г. Москва, наб. Новоданиловская, д. 6, корп. 1.
Вновь образованные помещения расположены в здании с кадастровым номером 77:05:0001020:4284.
При внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о здании не было предусмотрено наличие систем водоснабжения и канализации в зоне расположения комнат N 23а, 236, 23в, 23д и 23к во вновь образованном помещении XXIII.
Таким образом, проведенные работы повлекли изменения технико-экономических показателей и в архитектурно-планировочном решении здания с кадастровым номером 77:05:0001020:4284, 2015 года постройки, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Новоданиловская, д. 6, корп. 1.
Также, согласно
СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденных приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/ПР, настоящий
свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально-ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения.
Требования настоящего
свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям. Размещение в общественных зданиях и сооружениях помещений иного назначения допускается при условии соблюдения экологических, санитарно-эпидемиологических требований и требований по безопасности, соответствующих общественным зданиям (
пункт 4.21 Правил).
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) регулирует требования пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу
ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 123-ФЗ здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества.
В силу
ч. 3 ст. 80 Федерального закона N 123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным
законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Наряду с этим, состав помещений и их площади определяются в соответствии с технологией функциональных процессов соответствующих типов общественных зданий и в соответствии с расчетными нормами, приведенными в настоящем своде правил (
п. 5.1 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения").
В соответствии со СНиП 1-2 "Строительная терминология", элемент здания (конструктивный) - конструкция, составляющая здание или сооружение (фундамент, стена, перекрытие, покрытие, лестница и т.п.).
СП 20.13330.2016 ("СНиП 2.01.07-85) "Нагрузки и Воздействия" разработан с учетом обязательных требований, установленных в федеральных законах от 27 декабря 2002 г.
N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 декабря 2009 г.
N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и содержит общие технические требования по назначению нагрузок, воздействий и их сочетаний при строительстве новых, расширении, реконструкции и перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений.
При этом, указанные работы затрагивают объемно-планировочные и конструктивные решения части здания (помещения), что ведет к изменению класса функциональной пожарной опасности, изменению пожарной нагрузки, а также ведет к изменения технико-экономических показателей объекта, что связано со всеми функциональными процессами указанного объекта.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что монтаж систем канализации и стояков водостока относятся к реконструкции здания с кадастровым номером 77:05:0001020:4284, расположенного по адресу: г. Москва, наб. Новоданиловская, д. 6, корп. 1., ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции (Разрешение на ввод) регистрирующему органу не представлены.
В силу
п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 (далее - ГрК РФ) реконструкцией является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Согласно
ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных
ч. 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Проведение реконструктивных и строительных работ в здании, регулируется
ГрК РФ. Разрешение на реконструкцию согласно
п. 5 ст. 8 ГрК РФ выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями
ст. 51 ГрК РФ. Результатом проведенных работ в соответствии со
ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, согласно
п. 37 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" границы помещения определяются границами геометрической фигуры, образованной внутренними поверхностями наружных стен такого помещения в соответствии с проектной документацией здания, сооружения (при ее наличии) или проектом перепланировки помещения в многоквартирном доме, графической части технического паспорта здания, сооружения, помещения, сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные". С учетом положений
части 6 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ,
частей 2 и
5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации примыкающие к жилому помещению (квартира, комната (в квартире) в многоквартирном доме балконы, лоджии, террасы, веранды и тому подобное в границы жилого помещения не включаются.
В нарушение
п. 37 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" в контур вновь образованных помещений включены вентиляционные шахты.
В соответствии с
п. 70 Административного регламента уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Таким образом, при проведении правовой экспертизы представленных документов выявлено, что согласованы не все виды проведенных работ.
В связи с вышеизложенным, у Управления имелись основания полагать, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0001020:4284 были проведены работы по реконструкции.
Документы, подтверждающие проведение вышеуказанных работ в соответствии с действующим законодательством не представлены.
06.06.2022 Управлением принято решение об отказе на основании
ст. 27 Закона о регистрации - ввиду не устранения причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Таким образом, решение об отказе в проведении заявленных учетно-регистрационных действий было принято в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с
ч. 1 ст. 198,
ч. 4 ст. 200,
ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь
статьями 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2023 по делу N А40-16420/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.ЯЦЕВА
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
И.А.ЧЕБОТАРЕВА