Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 18.01.2013 N ВАС-17107/12 отказано в передаче дела N А46-13842/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2012 по делу N А46-13842/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А46-13842/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела государственного пожарного надзора Называевского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А46-13842/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела государственного пожарного надзора Называевского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N А46-13842/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3122/2012) Администрации Черемновского сельского поселения Называевского района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2012 по делу N А46-13842/2011 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению Администрации Черемновского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области (ОГРН 1055525021738, ИНН 5523004834) к Территориальному отделу государственного пожарного надзора Называевского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела государственного пожарного надзора Называевского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области N 110/111/112 от 12.10.2011 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Черемновского сельского поселения Называевского района Омской области - Кайгородов Александр Петрович, предъявлен паспорт, решение о результатах выборов от 03.12.2007 N 22;
от Территориального отдела государственного пожарного надзора Называевского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Администрация Черемновского сельского поселения (далее по тексту - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела государственного пожарного надзора Называевского района УГПН ГУ МЧС России по Омской области (далее по тексту - административный орган, орган пожарного надзора) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.03.2012 по делу N А46-13842/2011 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2012 по делу N А46-13842/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ей требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а также судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела.
Податель жалобы указывает на то, что Администрация ограничена в бюджетных средствах и не имеет финансовой возможности для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Также заявитель указал, что в ходе проверки им были представлены возражения, однако, орган пожарного надзора данные возражения не принял во внимание.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания и письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Органом пожарного надзора в период с 01.09.2011 по 28.09.2011 была проведена плановая выездная проверка на объектах Администрации Черемновского сельского поселения, расположенных на территории Называевского района Омской области,
По результатам проверки, проведенной органом пожарного надзора 28.09.2011 в 11 час. 30 мин. на объектах, принадлежащих Администрации Черемновского сельского поселения, расположенных по адресу: Омская область, Называевский район, с. Черемновка, ул. Центральная, 25, ул. Центральная, 18, д. Фомиха ул. Центральная, 23, ул. Центральная, 16, д. Ростовка, д. Лески, выявлены нарушения требований
пунктов 16,
31,
36,
40,
51,
52,
53,
60,
75,
89,
91,
94,
108,
приложения 3 пункта 19 ППБ 01-03 утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003,
пунктов 2.1.6,
2.1.7,
4.30,
4.4 ВППБ 13-01-94 Правила пожарной безопасности для учреждений культуры российской федерации,
пункта 4 таблицы 1 пункта 10 НПБ 110-03 утвержденных приказом МЧС России N 315 от 18.06.2003.
таблицы 2 пункта 5 НПБ 104-03 утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, пунктов 5.18, 6.16, 6.18*, 7.4 Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), пункта 6.30 СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей, пункта 1.118 СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения, пункта 3.10* СНиП 2-35-76 Строительные нормы и правила нормы проектирования котельные установки, а именно:
1. в административном здании:
элементы несущей конструкции лестничного марша (металлическая балка) не имеет требуемого предела огнестойкости, отсутствуют подъезды с твердым покрытием (пирсами) 12 на 12 м у водоисточников для установки пожарного автомобиля в любое время года с. Черемновка, д. Лески, д. Ростовка, д. Фомиха, отсутствуют в населенных пунктах (д. Фомиха, д. Ростовка, д. Лески) пожарные мотопомпы, не выполнен план эвакуации, в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, двери лестничной клетки не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;
2. в здании Черемновского сельского дома культуры:
не отделено противопожарной перегородкой помещение котельной от актового зала возле сценической коробки, не отделены противопожарной перегородкой помещения различного функционального назначения (помещения банка и дома культуры), не обеспечено здание молниезащитными устройствами, допустили перепланировку помещения без согласования с государственным пожарным надзором, допустили без согласования с государственным пожарным надзором сдачу помещений в аренду, отсутствует аварийное освещение с аккумуляторными батареями, рассчитанными на работу аварийного освещения не менее 1-го часа, в фае отсутствует защитный стеклянный плафон на электросветильнике, не приведен в исправное состояние внутренний противопожарный водопровод, не укомплектованы пожарными рукавами и стволами пожарные краны противопожарного водопровода, на первом этаже здания установлена металлическая решетка, отделяющая помещения банка и дома культуры мешающая свободной эвакуации людей из помещений первого этажа, не выполнены двери выходов из зрительного зала самозакрывающимися с уплотнениями в притворах, не выполнен план эвакуации, в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, двери из помещений первого этажа в лестничную клетку открываются не по ходу эвакуации, под лестничным маршем здания находятся горючие материалы сценической коробки, лестница идущая на 2-й этаж не имеет требуемого предела огнестойкости;
3. в здании гаража администрации:
не пропитаны огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания, не смонтирована установка автоматической пожарной сигнализации, на окнах установлены глухие металлические решетки;
4. в Фоминском сельском доме культуры:
отсутствует аварийное освещение с аккумуляторными батареями, рассчитанными на работу аварийного освещения не менее 1-го часа, не обеспечено здание молниезащитными устройствами, допущена установка огнетушителей на высоте более 1.5 м* от пола (фактически 1.65 м), не достаточно первичных средств пожаротушения, эвакуационный выход со сцены зала менее 1,9 м (фактически 1,65 м), не выполнен план эвакуации, в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, не выполнены двери выходов из зрительного зала самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;
5. в здании торгового центра:
не отделено помещение котельной от магазина противопожарной перегородкой, элементы несущей конструкции потолочного перекрытия (металлические балки) не имеют требуемого предела огнестойкости, недостаточно первичных средств пожаротушения, не смонтирована установка автоматической пожарной сигнализации, не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, не выполнен план эвакуации, в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, эвакуационный выход не обозначен соответствующим знаком пожарной безопасности, на окнах установлены глухие металлические решетки, дымовая труба кочегарки не оборудована искрогасителем, выход из котельной не выполнен непосредственно наружу.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.09.2011 N 106.
Далее, административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях: от 28.09.2011 N 110 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 28.09.2011 N 111 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушениях, от 28.09.2011 N 112 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушениях.
12.10.2011 заместителем главного государственного инспектора Называевского района по пожарному надзору вынесено постановление N 110/111/112 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности на основании которого Администрация была привлечена к административной ответственности по
части 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.03.2012 по делу N А46-13842/2011 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим
Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей
главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с
частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое
решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (
часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 20 000 руб. до 30 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (
часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Такие требования установлены, в частности,
Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее по тексту - Правила).
Правила обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, их должностными лицами.
Пунктом 16 ППБ-01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
Пунктом 31 ППБ-01-03 установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.
Пунктом 36 ППБ-01-03 установлено, что обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Пунктом 40 ППБ-01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов.
устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 51 ППБ-01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пунктом 52 ППБ-01-03 установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Пунктом 60 ППБ-01-03 установлено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается:
использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Пунктом 75 ППБ-01-03 установлено, что дымовые трубы котельных установок, работающих на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасителями и очищаться от сажи в соответствии с
п. 67.
Встроенные в здания торговых учреждений котельные не допускается переводить с твердого топлива на жидкое.
Пунктом 89 ППБ-01-03 установлено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
Пунктом 91 установлено, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Пунктом 94 ППБ-01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Пунктом 108 ППБ-01-03 установлено, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с
приложением N 3.
Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в
приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
В соответствии с
пунктом 19 приложения N 3 ППБ 01-03 размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.
Пунктом 5.18 СНиП 21-01-97 установлено, что здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости согласно таблице 4*.К несущим элементам здания относятся конструкции, обеспечивающие его общую устойчивость и геометрическую неизменяемость при пожаре, - несущие стены, рамы, колонны, ригели, арки, фермы и балки перекрытий, связи, диафрагмы жесткости и т.п. К пределу огнестойкости несущих элементов здания, выполняющих одновременно функции ограждающих конструкций, например, к несущим стенам, в нормативных документах должны предъявляться дополнительные требования по потере целостности (Е) и теплоизолирующей способности (I) с учетом класса функциональной пожарной опасности зданий и помещений.
Пунктом 6.18 СНиП 21-01-97 установлено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и двери тамбур-шлюзов с постоянным подпором воздуха должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах, а двери тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре и двери помещений с принудительной противодымной защитой должны иметь автоматические устройства для их закрывания при пожаре и уплотнение в притворах.
Пунктом 6.16 СНиП 21-01-97 установлено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97 установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Пунктом 2.1.6 ВППБ 13-01-94 установлено, что производить всякого рода перепланировку помещений и возведение строений без согласования с органами Государственного пожарного надзора.
Пунктом 2.1.7 ВППБ 13-01-94 установлено, что во всех учреждениях культуры запрещается сдача помещений в аренду без согласования с органами Государственного пожарного надзора, а сдача памятников культуры - без дополнительного согласования со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры.
Пунктом 4.4 ВППБ 13-01-94 установлено, что для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа. Аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения.
Пунктом 4.30 ВППБ 13-01-94 установлено, что все здания музеев, картинных галерей, памятников культуры, клубов, библиотек и других учреждений культуры должны оборудоваться молниезащитными устройствами в соответствии с требованиями СНиП.
Пунктом 6.30 СниП 21-02-99 установлено, что автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы:
а) одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.29, в) или при количестве боксов до 5 включительно;
б) помещения, указанные в 5.3, кроме санузлов и венткамер.
в) обособленные боксы, отвечающие требованиям 5.40, и проезды между ними автостоянок при применении в боксах модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей);
г) помещения для сервисного обслуживания автомобилей, проектируемые по 5.6, - в соответствии с требованиями ВСН 01.
Помещения с круглосуточным пребыванием дежурного персонала допускается не оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.
Как было указано выше, в ходе проверки административным органом было установлено, что Администрацией допущено нарушение требований
пунктов 16,
31,
36,
40,
51,
52,
53,
60,
75,
89,
91,
94,
108,
приложения 3 пункта 19 ППБ 01-03 утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003,
пунктов 2.1.6,
2.1.7,
4.30,
4.4 ВППБ 13-01-94 Правила пожарной безопасности для учреждений культуры российской федерации,
пункта 4 таблицы 1 пункта 10 НПБ 110-03 утвержденных приказом МЧС России N 315 от 18.06.2003.
таблицы 2 пункта 5 НПБ 104-03 утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, пунктов 5.18, 6.16, 6.18*, 7.4 Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), пункта 6.30 СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей, пункта 1.118 СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения, пункта 3.10* СНиП 2-35-76 Строительные нормы и правила нормы проектирования котельные установки (нарушения описаны выше).
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Администрацией к административной ответственности на основании
частей 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
пунктами 1 и
2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае, актом проверки от 28.09.2011 N 106, протоколами об административных правонарушениях от 28.09.2011 N 110, от 28.09.2011 N 111 от 28.09.2011 N 112, подтверждается тот факт, что Администрацией не были соблюдены требования пожарной безопасности (нарушения, допущенные заявителем, перечислены выше в настоящем постановлении).
Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.
Согласно
части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу
части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Администрации имелась возможность по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности заявителем не представлено.
Отсутствие финансового обеспечения не освобождает Администрацию от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Нарушение порядка и срока давности привлечения заявителя к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Администрации содержится состав административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, необходимо указать следующее.
Так, Администрация в пояснениях к заявлению указывала на то, что административный орган неправомерно вменил ей нарушение
пункта 38 ППБ 01-03 (нарушение выявлено в торговом центре д. Фомиха), поскольку указанный торговый центр на основании договора аренды N 1 от 11.01.2011 передан в аренду Кайгородову Г.П.
Апелляционным судом установлено, что, действительно, торговый центр в д. Фомиха на основании договора аренды N 1 от 11.01.2011 передан в аренду Кайгородову Г.П. (л.д. 145).
Следовательно, учитывая, что согласно
статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в данном случае административный орган не представил безусловных доказательств того, что именно Администрация является лицом, за соблюдение требований пожарной безопасности в данном торговом центр, а не арендатор.
Кроме того, является является неправомерным вывод административного органа о нарушении Администрацией требований пункта 1.118 СНиП 2.08.02-89, поскольку данный нормативный документ утратил силу с 01.01.2010. в связи с изданием Приказа Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390, утвердившего настоящий документ в новой редакции, изменив его номер на СНиП 31-06-2009.
При этом, законодатель указал, что с целью исключения рисков переходного периода внедрения СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" действие данного документа продлено до 31 января 2011 года. Однако при разработке проектной документации в соответствии с требованиями данного документа необходимо учитывать, что государственная экспертиза проектной документации с 1 января 2012 года проводится в соответствии с требованиями СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (Письмо Минрегиона РФ от 21.09.2010 N 33303-ИП/08).
Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности привлечения Администрации к административной ответственности по
части 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения иных (нормы перечислены выше) требований правил пожарной безопасности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно
части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2012 по делу N А46-13842/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Черемновского сельского поселения Называевского района Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР