Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Верховного Суда РФ от 26.11.2021 N 2-АД21-6-К3
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт неисполнения администрацией своих обязательств по обеспечению очистки объекта защиты и прилегающей к нему территории от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности подтверждается надлежащими доказательствами и образует состав вменяемого ей правонарушения; порядок и срок привлечения к ответственности соблюдены.
Постановление Верховного Суда РФ от 26.11.2021 N 2-АД21-6-К3
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт неисполнения администрацией своих обязательств по обеспечению очистки объекта защиты и прилегающей к нему территории от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности подтверждается надлежащими доказательствами и образует состав вменяемого ей правонарушения; порядок и срок привлечения к ответственности соблюдены.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2021 г. N 2-АД21-6-К3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Кузнецова А.В., действующего в интересах администрации города Сокола, на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области от 19.07.2020 N 7/8,
решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 19.10.2020 N 12-263/2020 и
постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 16-2302/2021, состоявшиеся в отношении администрации города Сокола (далее также - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области от 19.07.2020 N 7/8, оставленным без изменения
решением судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 19.10.2020 N 12-263/2020 и
постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 16-2302/2021, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Кузнецов А.В. выражает несогласие с перечисленными выше актами, вынесенными в отношении администрации, ставя вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 указанного Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), в
пункте 17(1) определено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Согласно
пункту 77 названного нормативно-правового акта руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Как следует из материалов дела, администрации г. Сокола вменено нарушение приведенных выше норм
пунктов 17.1 и
77 Правил противопожарного режима, выразившееся в том, что органом местного самоуправления не произведена регулярная уборка мусора и покос травы, не обеспечена очистка объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, на территории земельных участков площадью 300 и 200 кв. м, расположенных в координатах, приведенных в обжалуемых актах, по адресу: Вологодская область, Сокольский район, г. Сокол, ул. 2-я Лентьевская (берег реки Сухона). Указанные обстоятельства выявлены при выезде на место в результате поступившего 25.03.2020 на пульт диспетчера пожарно-спасательной части N 17 по охране г. Сокола ФГКУ "3 отряд ФПС по Вологодской области" сообщения о пожаре сухой растительности.
Обстоятельства совершения администрацией вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных заместителем начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы должностного лица и судебных инстанций сомнений не вызывают.
Доводы поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы свидетельствуют о субъективном толковании заявителем правовых норм, направленном на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установленности и доказанности тех обстоятельств, что у администрации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (
статья 2.1 этого Кодекса).
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что администрация не является субъектом вмененного административного правонарушения, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Данные земельные участки, на которых были выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности, находятся в границах г. Сокола Сокольского муниципального района Вологодской области.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области от 19.07.2020 N 7/8,
решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 19.10.2020 N 12-263/2020 и
постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 16-2302/2021, состоявшиеся в отношении администрации города Сокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кузнецова А.В., действующего в интересах администрации города Сокола, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ