Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2024 N Ф01-1150/2024 по делу N А43-1949/2023
Требование: О признании недействительным решения министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка для разведки и добычи полезных ископаемых; о признании приказа департамента лесного хозяйства незаконным в части предоставления учреждению территории на праве бессрочного пользования.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок пересекается с землями лесного фонда; лесной участок входит в территорию, предоставленную на праве бессрочного пользования учреждению для осуществления рекреационной деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку участок пересекается с землями лесного фонда с целевым назначением "защитные леса".
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2024 N Ф01-1150/2024 по делу N А43-1949/2023
Требование: О признании недействительным решения министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка для разведки и добычи полезных ископаемых; о признании приказа департамента лесного хозяйства незаконным в части предоставления учреждению территории на праве бессрочного пользования.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок пересекается с землями лесного фонда; лесной участок входит в территорию, предоставленную на праве бессрочного пользования учреждению для осуществления рекреационной деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку участок пересекается с землями лесного фонда с целевым назначением "защитные леса".
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2024 г. по делу N А43-1949/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Терра"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2023 и
на
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024
по делу N А43-1949/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терра" о признании недействительным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области и приказа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Терра" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство), формализованного в ответе от 28.10.2022, об отказе в предоставлении Обществу земельного участка в аренду для целей разведки и добычи полезных ископаемых; о признании незаконным приказа департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) от 23.03.2021 N 142 в части предоставления государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования "Нижегородская областная спортивная школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью" (ИНН: 5260055106, ОГРН: 1025203032106) на праве бессрочного пользования территории, включающей в себя земельный участок - участок недр, расположенный в 1,5 километра юго-восточнее поселка Большое Козино Балахнинского района Нижегородской области, со статусом горного отвода, согласно лицензии НЖГ N 02024 вид ТЭ от 16.03.2022, с географическими координатами угловых точек, указанными в заявлении.
Заявление основано на
статьях 198,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и мотивировано тем, что Общество имеет исключительное право на осуществление в границах спорного земельного участка пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, государственное бюджетное учреждение "Нижегородская областная спортивная школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью" (далее - Учреждение).
Арбитражный суд Нижегородской области
решением от 03.10.2023, оставленным без изменения
постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024, отказал в удовлетворении заявления.
Суды установили, что истребуемый Обществом земельный участок пересекается с землями лесного фонда с целевым назначением - "защитные леса", в связи с чем его предоставление в аренду для разведки и добычи полезных ископаемых невозможно.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
Кассатор считает, что Департамент, который принял оспариваемый приказ, знал о наличии у Общества лицензии на пользование участком недр, расположенным в границах спорного земельного участка, и сознательно нарушил его исключительное право. По мнению заявителя, доказательства наложения истребуемого участка с землями лесного фонда достоверно не установлены.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании
части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и
постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент приказом от 23.03.2021 N 142 предоставил Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок общей площадью 176,3780 гектара, расположенный в Балахнинском межрайонном лесничестве Департамента.
Общество имеет лицензию серия НЖГ N 02024 вид ТЭ от 16.03.2020 на участок недр, расположенный в полутора километрах юго-восточнее поселка Большое Козино Балахнинского района Нижегородской области, на срок до 16.03.2040, с целевым назначением и видами работ - "для разведки и добычи полезных ископаемых" (разведка и добыча полезных ископаемых открытого Высоковского месторождения формовочных песков).
Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах, предусмотренных лицензией.
Министерство 28.10.2022 отказало Обществу в предоставлении данного земельного участка в аренду и указало, что он имеет пересечения с землями лесного фонда и расположен в Балахнинском межрайонном лесничестве, в кварталах N 23 (выделы 19, 20, 21, 24, 29, 32), N 36 (выдел 9) защитных лесов, выполняющих функции защиты природных объектов - леса, расположенные в лесопарковых зонах Козинского участкового лесничества.
Министерство сообщило, что спорный лесной участок входит в территорию, предоставленную на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению для осуществления рекреационной деятельности на основании приказа Департамента от 23.03.2021 N 142.
Общество посчитало, что в связи с указанными обстоятельствами нарушаются его права в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с положениями
статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно
статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со
статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и
Законом о недрах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В
пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю
(подпункт 20).
Согласно
части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
В соответствии с
частью 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов; 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 3) ведение сельского хозяйства; 4) разведка и добыча полезных ископаемых; 5) строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства, и гидротехнических сооружений.
В силу
частей 1 и
4 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Согласно
пункту 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).
Применительно к отношениям, связанным с договором аренды,
частью 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, Земельным
кодексом, если иное не установлено Лесным
кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу
части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со
статьями 81 -
84 данного кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с
частью 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со
статьей 9 данного кодекса.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (
часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (
часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации). В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями (
часть 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 3.1.16 постановления Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 N 185 "Об утверждении положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области" к функциям Министерства в сфере лесных отношений относится, в том числе, в пределах компетенции, установленной законодательством, распоряжаться лесными участками, за исключением лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов: 1) путем предоставления лесных участков в: постоянное (бессрочное) пользование; безвозмездное пользование; аренду по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса; аренду без проведения торгов; 2) путем принятия решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключения соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков, принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Следовательно, органом, уполномоченным на территории Нижегородской области распоряжаться лесными участками путем их предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду по результатам торгов, аренду без проведения торгов, является Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в
статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что заявление не подлежит удовлетворению.
Суды исходили из того, что отказ Министерства правомерен, поскольку обусловлен пересечением границ спорного участка недр и земель лесного фонда, относящихся к защитным лесам, что в силу
пункта 4 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации исключает возможность его предоставления в аренду для разведки и добычи полезных ископаемых.
Пересечение участка недр по выданной лицензии и земель лесного фонда, а именно кварталов N 23 (выделы 19, 21, 24, 29, 32) и 36 (часть выдела 9) Козинского участкового лесничества, Балахнинского межрайонного лесничества с целевым назначением - "защитные леса", категорией защищенности - "леса, расположенные в лесопарковых зонах", подтверждается представленными Министерством в материалы дела схемами.
Категория защищенности указана в Лесохозяйственном регламенте Балахнинского межрайонного лесничества, утвержденном приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области N 133 от 16.02.2018.
Оценивая законность приказа Департамента от 23.03.2021 N 142 в части предоставления Учреждению земельного участка на праве бессрочного пользования, суды исходили из следующего.
Согласно приказу Департамента от 23.03.2021 N 142 испрашиваемый Обществом земельный участок входит в территорию, предоставленную Учреждению для целей осуществления рекреационной деятельности в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предоставления земельного участка с кадастровым номером 52:17:0000000:1005 в постоянное (бессрочное) пользование Учреждения регламентирован
приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование" (далее - Регламент N 558).
Учреждением в соответствии с
пунктом 2.7 Регламента N 558 подано заявление о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование по форме, установленной
приложением N 2, и содержащее предусмотренные Регламентом N 558 сведения.
По результатам рассмотрения заявления Учреждения и приложенных к нему документов Департаментом издан приказ от 23.03.2021 N 142 о предоставлении Учреждению испрашиваемого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и подписан акт приема-передачи указанного в приказе лесного участка.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 52:17:0000000:1005 включены в реестр 12.08.2021.
Таким образом, основания считать приказ Департамента незаконным и нарушающим права заявителя, отсутствуют.
С учетом данных обстоятельств, а также того, что истребуемый Обществом земельный участок пересекается с землями лесного фонда, его предоставление в аренду для разведки и добычи полезных ископаемых невозможно.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что заявление не подлежит удовлетворению.
Оснований для иного вывода у суда округа, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами дела, не опровергают выводов судов, сделанных на основании установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, и не свидетельствуют о наличии в решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права.
Несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и сделанными выводами достаточным основанием для отмены состоявшихся судебных актов не является, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств, которая в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустима.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со
статьями 110 и
112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2023 и
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А43-1949/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в
статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.КИСЛИЦЫН
Судьи
С.В.БАБАЕВ
О.Н.ГОЛУБЕВА