Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2022 N Ф01-1321/2022 по делу N А43-22303/2021
Требование: О признании частично недействительным предписания органа МЧС России.
Обстоятельства: В ходе проверки общества был выявлен факт нарушения на производственном объекте обязательных требований пожарной безопасности: системы общеобменной вытяжки из зон вокруг взрывоопасного оборудования (зон с производствами категорий А, Б или Е), размещаемого в помещениях с производствами категорий В, Г и Д, спроектированы не отдельными от общеобменных систем вытяжной вентиляции этих помещений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку проектирование и строительство систем вентиляции выполнено в раздельном исполнении.
Дополнительно: В деле также рассмотрен вопрос о признании предписания недействительным по другим основаниям.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2022 N Ф01-1321/2022 по делу N А43-22303/2021
Требование: О признании частично недействительным предписания органа МЧС России.
Обстоятельства: В ходе проверки общества был выявлен факт нарушения на производственном объекте обязательных требований пожарной безопасности: системы общеобменной вытяжки из зон вокруг взрывоопасного оборудования (зон с производствами категорий А, Б или Е), размещаемого в помещениях с производствами категорий В, Г и Д, спроектированы не отдельными от общеобменных систем вытяжной вентиляции этих помещений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку проектирование и строительство систем вентиляции выполнено в раздельном исполнении.
Дополнительно: В деле также рассмотрен вопрос о признании предписания недействительным по другим основаниям.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2022 г. по делу N А43-22303/2021
20 апреля 2022 года
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителей
от заявителя: Сергеевой И.А. (доверенность от 02.09.2020),
Кириллова С.В. (доверенность от 26.07.2021),
от заинтересованного лица: Галанина Д.А. (доверенность от 14.01.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области и общества с ограниченной ответственностью "Синтез-ПКЖ"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2021 и
на
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021
по делу N А43-22303/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синтез-ПКЖ"
(ИНН: 5249074105, ОГРН: 1045206819041)
о признании частично недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 09.04.2021 N 18/50/1/40
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Синтез-ПКЖ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление) от 09.04.2021 N 18/50/1/40 в части пунктов 1, 30, 66, 67 и 68.
Решением суда от 08.10.2021 заявленное требование удовлетворено частично, пункт 68 предписания признан недействительным и отменен. В удовлетворении требования о признании недействительными остальных пунктов предписания отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Управление и Общество не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду СНиП II-90-81 "Нормы проектирования. Производственные здания промышленных предприятий", а не СНиП П-90-81. | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеются в виду СНиП II-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования", а не СНиП П-33-75. | |
Общество считает, что суды первой и апелляционной инстанций неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам, неправильно применили нормы материального права. По мнению заявителя, Свод
правил "Пожарная охрана предприятий. Общие требования", утвержденный приказом МЧС России от 03.07.2015 N 341 (далее - СП 232.1311500.2015) носит добровольный, а не обязательный характер исполнения; суды не дали оценку Плану тушения пожаров, согласованному и подписанному в том числе, должностными лицами контролирующих организаций, в котором указано количество привлекаемой в случае пожара техники; не приняли во внимание План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (ОПО) от мая 2020 года. Общество считает, что в корпусах 470 и 451 имелась вытяжная противодымная вентиляция, указывает, что на момент проектирования и строительства корпуса 451 требования действующих на тот период
СНиП П-90-81 и СНиП П-33-75, соблюдены. Кроме того, заявитель обращает внимание суда на то, что требования
пункта 2.9 СНиП П-90-81 не применяются в отношении корпуса 451. Согласно схеме системы противодымной вентиляции выполнены в раздельном исполнении, как и требуется в соответствии с пунктом 4.34 СНиП П-33-75.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Управление считает, что суды неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам; указывает на отсутствие правовых оснований для признания недействительным предписания в части пункта 68. По мнению заявителя, в корпусе 466 на момент проверки отсутствовала противодымная вентиляция; устранение данного нарушения после проверки не является основанием для признания спорного пункта недействительным.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы Управления.
Представленные Обществом к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возврату заявителю с учетом компетенции суда округа, установленной в
статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и
постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление, на основании распоряжения от 09.03.2021 N 50 провело в отношении Общества плановую выездную проверку.
В ходе проведения проверки Управление выявило нарушения на производственном объекте, расположенном по адресу Нижегородская область, город Дзержинск, Восточный промрайон Синтез, Восточное шоссе, требований, в том числе
части 4 статьи 4,
частей 1 и
3 статьи 6,
статей 85,
87,
97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
СП 232.1311500.2015, Свода правил
СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного приказом МЧС России от 12.03.2020 N 151 (далее - СП 2.13130.2020), Свода правил
СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее - СП 7.13130.2013).
Согласно пункту 1 предписания количество пожарных автомобилей и численность личного состава подразделения пожарной охраны, привлекаемого для тушения, а также организации и осуществления профилактики пожаров на производственном объекте не соответствует требованиям
СП 232.1311500.2015.
Пределы огнестойкости конструкций перехода между корпусами 466 (II степени огнестойкости) и 454 (II степени огнестойкости) не соответствуют требованиям, предъявляемым к соответствующим конструкциям зданий этой степени огнестойкости (несущие конструкции перехода выполнены не защищенными металлическими конструкциями) (пункт 30 предписания).
В силу пунктов 66 - 68 предписания производственные, газогенераторное помещения (корпуса 470, 451, 466) не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.04.2021 N 18/50.
Управление выдало Обществу предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 09.04.2021 N 18/50/1/40, которым обязало в срок до 01.04.2022 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части пунктов 1, 30, 66 - 68, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
Закона N 123-ФЗ, Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ),
СП 232.1311500.2015,
СП 2.13130.2020,
СП 7.13130.2013,
СНиП 2.08.02-89*, СНиП 2.08.02.85 и
СНиП II-90-81, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление не доказало законность предписания в части пункта 68 и удовлетворил заявленное требование частично.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании
статей 37 и
38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (
статья 6 Закона N 69-ФЗ,
подпункт "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 Закона N 123-ФЗ) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений данного
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования данного
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии со
статьей 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 184-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности
(часть 1).
В соответствии с
пунктом 1 части 1.1 статьи 97 Закона N 123-ФЗ подразделения пожарной охраны и пожарные депо размещаются на производственных объектах с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А, Б и В1 по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 000 тонн. Числовые значения объема зданий, помещений и массы технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 000.
Согласно
части 1.2 статьи 97 Закона N 123-ФЗ подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями исходя из специфики производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учетом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов. Тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на производственных объектах определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств пожарно-спасательного гарнизона поселения или городского округа исходя из установленного
частью 1 статьи 76 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности условия прибытия к месту пожара.
В соответствии с
частью 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
СП 232.1311500.2015 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденный
приказом Росстандарта от 14.07.2020 N 1190.
Пожарная охрана в обязательном порядке создается на предприятиях в соответствии со
статьей 97 Закона N 123-ФЗ (
пункт 4.1 СП 232.1311500.2015).
Тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на предприятиях определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств гарнизона пожарной охраны поселения или городского округа (
пункт 4.2 СП 232.1311500.2015).
Допускается создание одного подразделения пожарной охраны по защите от пожаров объектов нескольких предприятий. При этом численность профилактического состава определяется с учетом пожарной опасности объектов каждого предприятия, а численность дежурных смен группы пожаротушения по наиболее пожароопасному объекту и при условии возникновения единовременно только одного пожара на защищаемых предприятиях (
пункт 4.3 СП 232.1311500.2015).
Подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями по
ГОСТ Р 53247, исходя из специфики производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учетом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов (
пункт 4.5 СП 232.1311500.2015).
Методика определения численности пожарной охраны предприятия для организации и осуществления профилактики пожаров указана в
пункте 5 СП 232.1311500.2015.
Суды установили, что суммарный объем зданий категорий А по пожарной и взрывопожарной опасности производственного объекта Общества составляет 14 118 квадратных метров.
На территории Общества располагается 21 здание (корпуса N 450 (склад готовой продукции), N 451 (газогенераторное отделение), N 452 (печи восстановления Х-1, Х-2), N 452А (печи восстановления Х-3), N 455 (печи восстановления Х-4, Х-5), N 466 (основной корпус производства карбонильного железа), N 454 (административный корпус), N 470 (отделение классификации порошков, отделение фосфиды, отделение композитных материалов), N 471 (склад петакарбонильного железа), N 474 (комплектная автоматизированная стационарная энергетическая установка (котельная)), N 479 (склад жидкого аммиака), N 507 (водооборот, машинный зал с вспомогательными помещениями), N 509 (станция фекальных стоков), N 469 (газгольдер свежей окиси углерода), N 469А (газгольдер возвратной окиси углерода), N 468 (газгольдер азота), N 469Б (газгольдер сдувок), N 454 (блочно-модульное здание офиса), N 507А (градирня), N 507Б (градирня), N 467А (подвал)). Общая площадь территории предприятия - 149 142 квадратных метров.
Указанные данные Управление использовало при осуществлении расчета численности пожарной охраны Общества на основании формул, указанных в
СП 232.1311500.2015, и документов, представленных Обществом.
Исходя из расчета, необходимая численность личного состава пожарной охраны для выполнения пожарно-профилактической работы должна составлять три человека; время начала эффективных действий по тушению пожара (интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащего вещества в очаг пожара) должен составлять 10 минут; для устранения пожара в корпусе N 466 необходимо количество стволов - 3 ГПС 600, количество пожарных автомобилей - 2; численность состава пожарной охраны - 62 человека.
Таким образом, учитывая, что из числа подразделений пожарной охраны, входящих в состав пожарно-спасательного гарнизона г.о.г. Дзержинск данному требованию отвечает только 223 Пожарная часть 2-ОПО, на территории Общества должно быть подразделение пожарной охраны, численность которого составляет 72 человека, в том числе 4 человека в целях профилактики пожаров, за вычетом сил и средств 223 Пожарной части 2-ОПО.
План тушения пожара от 2018 года, представленный Обществом обоснованно не принят во внимание судом, поскольку он не относится к нормативно-правовым актам, а указанные в нем сведения не соответствуют фактическому состоянию объекта защиты.
В рамках проведения проверки произведен расчет численности пожарной охраны Общества согласно
приказу МЧС России от 03.07.2015 N 341, обоснованность которого Обществом не опровергнута.
Ссылка Общества на заключенный 31.12.2018 с ООО "ОПО-2" договор на оказание услуг по пожарной безопасности и обеспеченность данной организации двумя пожарными автомобилями, судами обоснованно отклонена, как противоречащая представленным в материалы дела доказательствам.
Так, из ответа ООО "ОПО-2" на запрос Управления следует, что в состав караула ПЧ-223, заступающего на дежурные сутки, составляет 5 человек при общей численности штата 23 человека. В боевом расчете ПЧ-223 находится одна единица пожарной техники; ПЧ-213 содержится за счет предприятий ООО "Ситез-Ока" и ООО "ИП Ока-Полимер", долевого участия в содержании ПЧ-213 Общество не осуществляет; в случае привлечения к тушению пожаров ПЧ-213 по повышенному рангу пожара на территории Общества время фактического следования до объекта, с учетом имеющихся 4 железнодорожных переездов, составит 14 - 15 минут.
Довод Общества о том, что ОПО-2 не довело до него сведения об уменьшении техники и персонала в целях внесения изменений в План пожаротушения по численности, имеющейся в ПЧ-223 и ПЧ-213, а действующий договор не расторгнут в связи с невозможностью его исполнения, не опровергает вывод о соответствии законодательству пункта 1 оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, пункт 1 предписания суды верно признали законным.
В силу
статьи 85 Закона N 123-ФЗ в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Использование приточной вентиляции для вытеснения продуктов горения за пределы зданий и сооружений без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается. Не допускается устройство общих систем для защиты помещений с различными классами функциональной пожарной опасности.
Конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.
Необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений.
В соответствии с
пунктом 7.2 СП 7.13130.2013 удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать в том числе, из производственных и складских категорий А, Б, В; из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами, если эти помещения отнесены к категориям А, Б, В1, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости.
Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 квадратных метров: производственных категорий В1, В2, В3, а также предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов.
Позиция Общества о том, что действие указанных СП не распространяется на корпусы N 470 и 451, поскольку их строительство осуществлено с января 1983 года по декабрь 1986 года является неверной.
Как правильно указали суды, ранее действовали
СНиП 2.09.02-85* (дата введения в действие - 01.01.1987) и
СНиП II-90-81 "Производственные здания промышленных предприятий" (срок введения в действие - 01.01.1982).
Согласно
пункту 2.15 СНиП 2.09.02-85* и
пункту 2.9 СНиП II-90-81 в помещениях без светоаэрационных и аэрационных фонарей, в которых предусматривается размещение производств категорий А, Б и В, должны быть дымовые вытяжные шахты из несгораемых материалов с клапанами с автоматическим и ручным (с уровня пола) открыванием при пожаре.
До вступления в действие положений
подпункта "б" пункта 4.69 СНиП 2.04.05-86 (дата введения в действие - 01.01.1988) действовали положения пункта 4.34 СНиП II-35-77 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" (дата введения в действие - 01.07.1976), в соответствии с которым системы общеобменной вытяжки из зон вокруг взрывоопасного оборудования (зоны с производствами категорий А, Б или Е), размещаемого в помещениях с производствами категорий В, Г и Д, следует проектировать отдельными от общеобменных систем вытяжной вентиляции этих помещений.
Суды обоснованно указали, что необходимость устройства систем вытяжной противодымной вентиляции в корпусах N 470 и 451 предусмотрена требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности как в период проектирования и строительства корпуса, так и в настоящее время.
Доказательств устройства в указанных корпусах системы вытяжной противодымной вентиляции Общество не представило.
В связи с этим, пункты 66 и 67 предписания правомерно признаны действительными.
Довод Управления о необоснованном признании судами недействительным пункта 68 предписания подлежит отклонению.
Суды установили, корпус 466 был сдан в эксплуатацию в 1986 году, поэтому на него распространялся пункт 4.34 СНиП II-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", который введен в действие с 01.07.1976.
В соответствии с указанным пунктом системы общеобменной вытяжки из зон вокруг взрывоопасного оборудования (зоны с производствами категорий А, Б или Е), размещаемого в помещениях с производствами категорий В, Г и Д, следует проектировать отдельными от общеобменных систем вытяжной вентиляции этих помещений.
Общество в качестве доказательств выполнения указанного СНиП представило схемы системы вентиляции - план на отметке 0 экспликации помещений предприятия ПЯ А-1909 (производство карбонильного железа 75-10-466-АВ), экспликации помещений корпуса 466, из которых следует, что проектирование и строительство систем вентиляции выполнено в раздельном исполнении, как и требуется в соответствии с нормативным документом СНиП П-33-75.
Факт выполнения требований указанного СНиП по корпусу 466 подтвердил представитель административного органа.
Таким образом, нарушение, указанное в пункте 68 предписания, вменено Обществу незаконно и правомерно признано недействительным.
Довод Управления о том, что в корпусе 466 отсутствует общеобменная вытяжка из зон вокруг взрывоопасного оборудования и не открываются окна в наружных стенах, отклоняется судом округа ввиду недоказанности.
Исследовав и оценив доказательства в порядке
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная
статьями 198,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания предписания Управления от 09.04.2021 N 18/50/1/40 в части пунктов 1, 30, 66, 67 недействительным. Напротив, в части пункта 68 обозначенная совокупность условий имеется.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителями положений законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятых судебных акта в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационных жалобах, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Общества относятся на заявителя.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Управления судом не рассматривался ввиду того, что административный орган освобожден от ее уплаты на основании
подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2021 и
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А43-22303/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области и общества с ограниченной ответственностью "Синтез-ПКЖ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в
статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Н.ДОМРАЧЕВА