Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.11.2017 N Ф01-4801/2017 по делу N А29-8853/2016
Требование: Об обязании Территориального управления Росимущества освободить лесные участки от древесины.
Обстоятельства: При выполнении работ по расширению просеки для высоковольтной линии подрядчики сетевой компании не обеспечили надлежащего складирования срубленной древесины, в связи с чем компании было выдано предписание очистить древесину от сучьев и обеспечить ее плотное прилегание к земле, отделив место складирования противопожарной полосой. Сетевая компания заявила, что складированную в охранной зоне древесину, являющуюся собственностью РФ, должно вывезти Управление.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку Управление уполномочено только на реализацию древесины, а вывозить древесину должен ее приобретатель.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.11.2017 N Ф01-4801/2017 по делу N А29-8853/2016
Требование: Об обязании Территориального управления Росимущества освободить лесные участки от древесины.
Обстоятельства: При выполнении работ по расширению просеки для высоковольтной линии подрядчики сетевой компании не обеспечили надлежащего складирования срубленной древесины, в связи с чем компании было выдано предписание очистить древесину от сучьев и обеспечить ее плотное прилегание к земле, отделив место складирования противопожарной полосой. Сетевая компания заявила, что складированную в охранной зоне древесину, являющуюся собственностью РФ, должно вывезти Управление.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку Управление уполномочено только на реализацию древесины, а вывозить древесину должен ее приобретатель.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N А29-8853/2016
Резолютивная часть объявлена 10.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 15.11.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Чернышова Д.В., Павлова В.Ю.
при участии представителей
от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания
единой энергетической системы" в лице филиала Северное ПМЭС:
Селькова М.В. (доверенность от 04.08.2015 N 144-15),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом по Республике Коми:
Коробовой С.А. (доверенность от 08.11.2017 N 323-Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой
энергетической системы" в лице филиала Северное ПМЭС
на
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017,
принятое судьями Савельевым А.Б., Поляковой С.Г., Тетерваком А.В.,
по делу N А29-8853/2016 Арбитражного суда Республики Коми
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания
единой энергетической системы" в лице филиала Северное ПМЭС
(ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению
государственным имуществом по Республике Коми
(ИНН: 1101486011, ОГРН: 1031100438335)
об обязании освободить лесные участки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
(ИНН: 1101481670, ОГРН: 1021100524345),
общество с ограниченной ответственностью "ЭсЛес"
(ИНН: 7805131030, ОГРН: 1027802724014),
общество с ограниченной ответственностью "Русэнергострой"
(ИНН: 7709628278, ОГРН: 1057748044496),
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
(ИНН: 7710723134, ОГРН: 1087746829994),
и
установил:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" в лице филиала Северное ПМЭС (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми (далее - Управление) об обязании освободить от древесины лесные участки, расположенные в границах охранной зоны ВЛ-220 кВ Микунь-Синдор в квартале 16, выделы 23, 25; квартале 17, выделы 13, 14, 15, 16, 19; квартале 18, выделы 4, 7, 8, 9, 15; квартале 19, выделы 2, 7, 8; квартале 12, выделы 32, 38; квартале 13, выделы 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23; квартале 14, выделы 8, 10, Сереговского участкового лесничества, а также квартале 179 (12а), выделы 26, 31, и квартале 136, выделы 57, 66, 67, 68, 74, Княжпогостского участкового лесничества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство), общество с ограниченной ответственностью "ЭсЛес" (далее - ООО "ЭсЛес"), общество с ограниченной ответственностью "Русэнергострой" (далее - ООО "Русэнергострой") и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 31.03.2017 удовлетворил исковые требования.
Второй арбитражный апелляционный суд
постановлением от 07.07.2017 отменил решение и отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что работы по расширению просеки выполнены с нарушением
пунктов 19 и
35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила), в части обеспечения надлежащего складирования срубленной древесины. Риск ответственности истца за нарушение этих требований в виде принудительного обязания вывоза древесины не может быть возложен на ответчика, поскольку полномочия последнего ограничены процессом реализации древесины.
Не согласившись с
постановлением апелляционной инстанции, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названный судебный акт и оставить в силе решение первой инстанции.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции необоснованно не применил
второй абзац пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, согласно которому на ответчика возлагаются полномочия собственника спорной древесины. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что работы выполнены с нарушением
пунктов 19 и
35 Правил в части обеспечения надлежащего складирования срубленной древесины, не мотивирован и противоречит фактам, установленным судом первой инстанции. Действующее законодательство не возлагает на сетевые организации обязанность по освобождению охранной зоны от срубленной древесины. Хранение ответчиком в охранной зоне древесины противоречит
подпункту "а" пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить
постановление апелляционной инстанции без изменения.
Суд округа рассмотрел и удовлетворил ходатайство Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о процессуальном правопреемстве, заменив Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Министерство).
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просило оставить жалобу без удовлетворения.
Суд округа удовлетворил ходатайство Министерства о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ООО "ЭсЛес", ООО "Русэнергострой" и Агентство не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность
постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном
статьями 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ООО "ЭсЛес" и ПАО "ФСК ЕЭС" заключили договор от 27.08.2014 N 348655, по условиям которого ООО "ЭсЛес" обязалось обеспечить выполнение комплекса работ по проектно-изыскательским работам, оформлению исходно-разрешительной документации и строительно-монтажным работам по расширению просек высоковольтной линии на объектах филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - Северное ПМЭС (ВЛ-220 кВ Микунь-Синдор).
ООО "Русэнергострой" выполняло предусмотренные указанным договором работы в качестве субподрядчика ООО "ЭсЛес".
Субподрядчик 11.12.2014 направил в ГУ РК "Железнодорожное лесничество" уведомление, содержащее информацию об объеме и породном составе вырубленной древесины, в письме от 10.03.2015 N 53/3 сообщил о завершении работ по рубке деревьев и кустарников в охранной зоне высоковольтной линии и предложил провести освидетельствование мест рубок.
В письме от 11.03.2015 N 1/213 ГУ РК "Железнодорожное лесничество" отказало в освидетельствовании мест рубок, указав, что осмотр лесного участка, на котором закончена рубка лесных насаждений, осуществляется только при таком виде использования, как "заготовка древесины".
В ходе проведения низового осмотра в охранной зоне ВЛ-220 кВ Микунь-Синдор 25 и 26.05.2016 выявлено, что до настоящего времени древесина, складированная в результате проведения работ по расширению просеки высоковольтной линии, не вывезена.
Истец в письме от 30.05.2016 потребовал от ответчика незамедлительно обеспечить вывоз древесины, а также сообщить, что информация о срубленной древесине была направлена органам лесного хозяйства.
Управление письмом от 14.06.2016 N 013-13/1924-03 отклонило требования Общества, отметив, что на Управление возложены только функции продавца, а также указало на отсутствие у него сведений о вырубленной древесине.
Согласно акту от 15.07.2016 в период с 04 по 15.07.2016 Министерство провело проверку соблюдения
Правил пожарной безопасности в лесах на лесных участках расположенных в квартале 16, выделы 23, 25; квартале 17, выделы 13 - 16, 19; квартале 18, выделы 4, 7 - 9, 15, 16; квартале 19, выделы 2, 7, 8; квартале 12, выделы 32, 38; квартале 13, выделы 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23; квартале 14, выделы 8, 10, Сереговского участкового лесничества, а также квартале 179 (12а), выделы 26, 31; квартале 136, выделы 57, 66, 67, 68, 74, Княжпогостского участкового лесничества. На указанных лесных участках располагается охранная зона ВЛ-220 кВ Микунь-Синдор.
По результатам проверки истцу выдано предписание от 15.07.2016 N 02/2016в/1 об очистке древесины от сучьев, об обеспечении плотного прилегания складированной заготовленной древесины к земле, об отделении места складирования древесины противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, сославшись на наличие у ответчика обязанности по вывозу древесины, являющейся собственностью Российской Федерации, складирование которой в охранной зоне создает для истца дополнительную обязанность по обеспечению древесины в пожаробезопасном состоянии.
На основании
части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со
статьей 21 названного кодекса.
Как предусмотрено
подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Из
части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации и
пункта 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, следует, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах.
В
пункте 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В
пункте 35 Правил указано, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины.
По смыслу данных норм, в целях соблюдения требований пожарной безопасности лица, осуществляющие использование лесов для эксплуатации линейных объектов, обеспечивают не только рубку лесных насаждений, но и складирование и уборку заготовленной древесины.
Суд апелляционной инстанции установили материалами дела подтверждается нарушение требований
пунктов 19 и
35 Правил, выразившееся в том, что при выполнении работ по расширению просеки высоковольтной линии подрядчики истца не обеспечили надлежащего складирования срубленной древесины, в связи с чем истцу выдано соответствующее предписание. При этом, как правильно указал апелляционный суд, на ответчика не может быть возложена обязанность по складированию и вывозу древесины, заготовленной при осуществлении работ по расширению просеки, поскольку
Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со
статьями 43 -
46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации", полномочия Росимущества фактически ограничены лишь процессом реализации древесины в качестве продавца, а вывозом древесины должен заниматься ее приобретатель.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчиком принимаются все меры по реализации древесины, находящейся в собственности Российской Федерации.
Оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
На основании
статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 по делу N А29-8853/2016 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" в лице филиала Северное ПМЭС - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.КИСЛИЦЫН
Судьи
Д.В.ЧЕРНЫШОВ
В.Ю.ПАВЛОВ