Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.04.2019 N Ф01-1028/2019 по делу N А43-25136/2018
Требование: О признании недействительным предписания органа МЧС России.
Обстоятельства: Выявив многочисленные факты нарушения требований пожарной безопасности (поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ, в подвальном этаже пристроя к зданию учреждения размещены архивы), орган МЧС России выдал учреждению предписание об устранении нарушений.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку законодательство не требует замены планов эвакуации, разработанных до введения в действие новых ГОСТов, и поскольку к пристрою применяются правила, действовавшие в период его постройки, согласно которым размещение архивов в подвальных помещениях допускалось.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.04.2019 N Ф01-1028/2019 по делу N А43-25136/2018
Требование: О признании недействительным предписания органа МЧС России.
Обстоятельства: Выявив многочисленные факты нарушения требований пожарной безопасности (поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ, в подвальном этаже пристроя к зданию учреждения размещены архивы), орган МЧС России выдал учреждению предписание об устранении нарушений.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку законодательство не требует замены планов эвакуации, разработанных до введения в действие новых ГОСТов, и поскольку к пристрою применяются правила, действовавшие в период его постройки, согласно которым размещение архивов в подвальных помещениях допускалось.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2019 г. по делу N А43-25136/2018
11 апреля 2019 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Чигракова А.И., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Нагаевой А.И. (доверенность от 11.01.2019 N 2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2018,
принятое судьей Соколовой Л.В., и
на
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-25136/2018
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Нижегородской области
о признании недействительным предписания
и
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Нижнему Новгороду (далее - Управление) от 09.04.2018 N 22/1/23 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда от 10.10.2018 заявленное требование удовлетворено частично: признаны незаконными и отменены пункты 22, 35, 54, 59 предписания; в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворении требования Учреждения и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, в связи с большим количеством эвакуационных планов в заданиях и требований к их выполнению, отразить в предписании конкретные нарушения невозможно. Ссылаясь на
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (далее - СНиП 2.08.02-89*),
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), указывает, что размещение в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерских, складов и кладовых не разрешено.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представитель Учреждения в судебном заседании не согласился с доводами заявителя.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и
постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Нижнего Новгорода по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 13.03.2018 N 22 должностные лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Нижнему Новгороду провели в отношении Учреждения внеплановую выездную проверку соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности в целях контроля за выполнением Учреждением предписания по устранению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности от 10.11.2017 N 123/1/94 (пунктов 1, 5, 8, 9, 10, 12 - 17, 19 - 43, 46, 52 - 74, 76 - 79, 81 - 96, 98 - 119).
По результатам проверки должностные лица Управления составили акт проверки от 09.04.2018 N 22, в котором зафиксировали выявленные нарушения положений Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ),
Правил N 390, и Сводов правил в области пожарной безопасности.
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 54, литера Б (Главный корпус):
1) В проемах, предусмотренных в составе объекта класса Ф.1. помещений складского и технического назначения (складское помещение, помещения аптеки на 2-м этаже) не установлены противопожарные двери 2-го типа);
2) Покрытие пола в палатах N 77, 104, 130, 135, 140, 142, 145, 146, 148, 158, 163 выполнено материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (линолеум);
3) Отделка стен в палатах N 28 (токсикологического отделения), N 77, 99, 103, 126, 130, 140, 142, 145, 146, 148, 158, 163 выполнена декоративно-отделочными материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (обои, панели ПВХ);
4) Противопожарные двери складского назначения отделения неврологии, отделения хирургии не имеют устройства самозакрывания;
5) Дверь, ведущая на кровлю здания на 4-м этаже выполнена не противопожарной 2-го типа;
6) Не отделена лестница, сообщающая подвальный этаж с помещениями категорий В4 и Д и первый этаж противопожарной дверью 2-го типа;
7) Помещения тамбуров перед туалетами, палаты N 58, 59, 60, 99, 103, 145, 147, 154, 155, 156, 157, кабинет N 150, кабинет мануальной терапии на 4-м этаже, помещение операционной травматологии, процедурный кабинет отделения урологии, перевязочная гнойной хирургии, кабинет заведующего терапевтического отделения, лифтовый холл на первом этаже у отделения диализа, тамбур выхода отделения диализа не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
8) В токсикологическом отделении (Ф1.1) система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
9) Двери лестничных клеток, ведущих в общие коридоры не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания (вторые створки);
10) Внутренняя открытая лестница, сообщающая 5 этажей не отделена от примыкающих к ней коридоров и других помещений противопожарными перегородками;
11) Светильники системы эвакуационного освещения в общих коридорах, и лестничных клетках частично неисправны;
12) Не в полном объеме проходы и лестницы, служащие для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек оборудованы эвакуационным освещением;
13) В помещениях отделения реабилитации (ординаторская, помещение для персонала, тамбур операционной травматологии, кабинет N 72 терапевтического отделения, комната для персонала терапевтического отделения, в общем коридоре "экстренной лаборатории" на первом этаже, помещение ассистентской на 2-м этаже установлено по одному извещателю автоматической пожарной сигнализации;
14) Количество речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивает уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей (5 этаж отделение реабилитации);
15) Не установлены эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения в общих коридорах длиной более 50 м. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;
16) Часть настенных речевых оповещателей располагается на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм;
17) Высота эвакуационного выхода из служебного помещения в свету выполнена менее 1,9 м;
18) Внутренние двери основного эвакуационного выхода токсикологического отделения открываются не по направлению выхода из здания;
19) Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (находятся в разобранном состоянии);
20) Не обеспечено исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижки с электроприводом и пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования (не подключена электрозадвижка и резервный насос к электроснабжению);
21) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) на 5 этаже эндокринологического отделения, на 4 этаже отделение неврологи, отделение урологии, ручной извещатель в отделении урологии (переход в поликлинику), отделение диализа;
22) Поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ Р;
23) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (установка пожарной сигнализации) - на 4-м этаже отделения неврологии неисправен извещатель;
24) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ;
25) Допускается фиксация самозакрывающихся дверей лестничных клеток и лифтовых холлов в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре);
26) Помещения технического этажа не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации.
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 54, литера Б (Здание поликлиники):
27) Дверь складского назначения на 3-м этаже (лаборатория) выполнена не в противопожарном исполнении 2-го типа;
28) Двери лестничных клеток не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания;
29) Помещения поликлиники, физиотерапевтического отделения оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа. Требуется оснащение системой оповещения и управления эвакуацией людей 3-типа;
30) Помещения приема биоматериалов на 3-м этаже (лаборатория), тамбур перед туалетом на 1-м этаже (ФТО) не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
31) Запасная лестница, служащая для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, не оборудована эвакуационным освещением;
32) Светильники системы аварийного освещения в общих коридорах и лестничных клетках частично неисправны;
33) Не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м (1, 2-й этажи за подвесным потолком, помещение лаборатории на 3-м этаже);
34) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ;
35) Поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ Р (
пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009);
36) Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей физиотерапевтического отделения на 2-м этаже (находятся в разобранном состоянии);
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 54, литера П (Пристрой на 200 коек):
37) В проемах, предусмотренных в составе объекта класса Ф1.1, помещений складского и технического назначения (склад - в операционном блоке, техническое помещение ООО "Академия здоровья") не установлены противопожарные двери 2-го типа;
38) Противопожарные двери выходов на технический этаж и кровлю не имеют устройств для самозакрывания;
39) Покрытие пола в палатах N 201, 202, 402 выполнено материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (ламинат);
40) Отделка стен в палатах N 201, 210, 211, 218, 312, 314, 402 (выполнена декоративно-отделочными материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (обои);
41) Для отделки стен холла на 5-м этаже применены декоративно-отделочные материалы (обои). Требуется КМ1;
42) Для покрытия пола холла на 5-м этаже применены декоративно-отделочные материалы (линолеум). Требуется КМ1;
43) Высота эвакуационного выхода (между операционным блоком и административной частью на 5-м этаже в свету выполнена менее 1,9 м;
44) Двери запасной лестничной клетки не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания;
45) Запасная лестница, служащая для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, не оборудована эвакуационным освещением;
46) Светильники системы эвакуационного освещения в общих коридорах и лестничных клетках частично неисправны;
47) Не установлены эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения в общих коридорах длиной более 50 м; При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;
48) Двери лестничных клеток, ведущих в общие коридоры, не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания;
49) Кабинет старшей медсестры, кабинет юриста на 5 этаже, служебного помещения, кабинет 424 на 4-м этаже, помещения палаты N 314, служебное помещение на 2-м этаже у палаты N 215, палата N 214 не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
50) Резерв информационной емкости приемно-контрольного прибора N 4, предназначенного для работы с неадресными пожарными извещателями, составляет менее 10 процентов - по факту 0 процентов;
51) Допущена совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном;
52) Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (находятся в разобранном состоянии) помещений складского назначения;
53) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ;
54) Поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ Р;
55) Допущено использование помещения технического этажа для хранения различных материалов на первом этаже (ООО "Академия здоровья");
56) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (установка пожарной сигнализации) на 5 этаже у кабинета главной медсестры, неисправен извещатель, палата N 416 - оборван шлейф АПС, 3 шлейф АПС ПКП N 2 неисправен;
57) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) - на 5 этаже ручные пожарные извещатели, на 4-м этаже ручной пожарный извещатель напротив палаты N 413 находятся в нерабочем состоянии, речевые оповещатели у отделения нефрологии, у поста N 1 на 3-м, коридор на 1-м этаже у кабинета врача этаже находятся в нерабочем состоянии;
58) Внутренний противопожарный водопровод неисправен (пожарные насосы неисправны);
59) Допущено размещение в подвальном этаже, помещений складского назначения (архивы);
60) Допускается фиксация самозакрывающихся дверей лестничных клеток и лифтовых холлов в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре);
61) Помещения подвального этажа не в полном объеме защищены автоматической установкой пожарной сигнализации.
В отношении здание по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 54, Литеры С, С1 (ЛОР-отделение):
62) Помещения лечебного корпуса оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа (способ оповещения - сирена). Требуется 3-го типа (способ оповещения - речевой);
63) Помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией 1-й этаж ЦСО: помещения подвала;
64) В результате изменения проектных решений и возведения помещения кастелянши заужен путь эвакуации до 0,74 м из палаты N 4 второго этажа (требуется не менее 1 м). В результате изменения геометрии эвакуационного пути отсутствует возможность беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком;
65) В проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, отсутствует эвакуационное освещение.
66) Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено аварийным освещением;
67) Для зданий литеры С, С1 (ЛОР-отделение) и неэксплуатируемого здания, соединенных переходом, одна из стен зданий, в местах примыкания к ним перехода, не предусмотрена в виде противопожарной преграды (в проеме стены отделяющей 2 этаж литеры С, С1 (ЛОР отделение) и переход в неэксплуатируемое здание не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее EI60);
68) Запоры на дверях запасных эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (закрыты на ключ);
69) Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) стропильных конструкций в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений;
70) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (установка пожарной сигнализации). На 2-м этаже в коридоре у палат N 4, 5, 6 пожарные извещатели находятся в неисправном состоянии;
71) Пожарные краны, размещенные в лестничной клетке, не укомплектованы пожарными рукавами и стволами;
72) Допущено размещение в подвальном этаже лечебного учреждения складов и кладовых, что запрещено;
В отношении здания пищеблока, Литера У:
73) Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) стропильных конструкций в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений;
74) Запоры на дверях запасных эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (закрыты на ключ);
75) Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено аварийным освещением;
76) В проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек отсутствует эвакуационное освещение.
В отношении подвала пищеблока:
77) Противопожарные двери, установленные в тамбур-шлюзах перед лестницей и грузовыми подъемниками, не имеют устройств для самозакрывания.
78) Системы противодымной защиты находятся в неработоспособном состоянии (при имитации срабатывания автоматической пожарной сигнализации путем нажатия ручных пожарных извещателей не включились вытяжная противодымная вентиляция и подпор воздуха в тамбур-шлюзы перед лестницей и подъемниками);
79) Дверь в ограждающей конструкции, отделяющей хозяйственный склад от коридора, не имеет требуемого предела огнестойкости не менее EI30;
80) Запоры на дверях запасных эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (закрыты на ключ);
81) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ;
82) Не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (систем противодымной защиты).
В отношении гаража, Литера Д:
83) Здание гаража не защищено системой автоматической пожарной сигнализации.
84) Здание гаража не оснащено системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
85) Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) стропильных конструкций в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений;
86) Не обеспечено устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций (слой штукатурки перекрытия частично нарушен);
87) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ.
В отношении дизель-генераторной (металлический контейнер):
88) Располагается на расстоянии менее 15 метров от здания гаража (временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен);
89) Не обеспечено наличие на двери помещения производственного назначения обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ.
В отношении прачечной, Литера Ж:
90) Здание не защищено системой автоматической пожарной сигнализации;
91) Здание не оснащено системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
В отношении дезкамеры, Литера В:
92) Здание не защищено системой автоматической пожарной сигнализации;
93) Здание не оснащено системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Адмирала Нахимова, д. 12 (женская консультация):
94) Светильники системы освещения в общих коридорах неисправны;
95) Помещение, в котором установлен прибор приемно-контрольный пожарный, не обеспечено аварийным освещением.
Учреждению 09.04.2018 выдано предписание N 22/1/3 по устранению названных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Учреждение не согласилось с названным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь
статьями 198,
200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статьями 1,
6,
6.1,
20,
37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ),
частями 2,
4 статьи 10,
статьей 12,
частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ),
частями 1 -
4 статьи 4,
частями 1,
3 статьи 6,
частью 1 статьи 88,
частями 1,
3 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ,
Правилами N 390,
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 12.2.143-2009),
СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным приказом МЧС РФ от 24.04.2013 N 288,
СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты",
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23.03.2009 N 171,
СНиП 2.08.02-89*, суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил частично: признал незаконными и отменил пункты 22, 35, 54, 59 предписания; в удовлетворении остальной части требования отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (
часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший (
часть 1 статьи 65,
часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Согласно
статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании
статей 37 и
38 Федерального закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (
статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ,
подпункт "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
Органы государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения, доказывать обоснованность своих действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае выявления нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (
статьи 17,
18 Федерального закона N 294-ФЗ).
Суды, применив указанные нормы, сделали правильный вывод о том, что предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению только тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. При этом такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми.
В пунктах 22, 35, 54 оспариваемого предписания указано на несоответствие поэтажных планов эвакуации, расположенных в здании главного корпуса, здании поликлиники и здании пристроя на 200 коек, требованиям
пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Признавая предписания в этой части незаконным, суды правомерно исходили из следующего.
Требования, закрепленные в
ГОСТ Р 12.2.143-2009, распространяются на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации, которые применяются, в том числе в зданиях, а потому названный
ГОСТ согласно вышеприведенным положениям законодателя является нормативным документом по пожарной безопасности, обязательным для соблюдения.
В
пункте 3.11 ГОСТ Р 12.2.143-2009 под планом эвакуации понимается план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.
В соответствии с
пунктом 4.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями 6.2 рассматриваемого стандарта.
В
пункте 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 установлены требования к планам эвакуации.
В акте проверки от 09.04.2018 и в пунктах 22, 35, 54 предписания от 09.04.2018 N 22/1/3 указано на нарушение Учреждением
пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009. Между тем, ни в акте, ни в предписании не указано, в чем именно выразились данные нарушения, не отражено какие нарушения требований
пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 допущены при оформлении плана эвакуации и должны быть устранены Учреждением.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ГОСТ Р 12.2.143-2002. "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля", а не ГОСТ Р 12.2.123-2002. | |
Суды установили и Управление не оспаривало, что фактически планы эвакуации в Учреждении имеются. Данные планы эвакуации разработаны в соответствии с действующими на момент разработки требованиями
ГОСТ Р 12.2.123-2002 действовал до вступления в силу
ГОСТ Р 12.2.143-2009).
Действующее законодательство не содержит требований о замене планов эвакуации и знаков пожарной безопасности в связи с введением в действие
ГОСТ Р 12.2.143-2009, что также следует из письма Управления от 2310.2015 N 13159-2-2-7.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управление не доказало наличие со стороны Учреждения нарушений требований
пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 и фактической неисполнимости требования пунктов 22, 35, 54 оспоренного предписания в том виде, как они изложены в нем.
В пункте 59 оспоренного предписания указано на нарушение Учреждением
подпункта "д" пункта 136 Правил N 390 в виду размещения в подвальном этаже пристроя помещений складского назначения (архивы).
В силу
подпункта "д" пункта 136 Правил N 390 запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады и кладовые.
В соответствии с представленным в материалы дела техническим паспортом на указанный пристрой, данное здание построено в 1993 году. Согласно данному техническому паспорту определено функциональное назначение помещений подвала, в том числе: кладовая (помещения 15, 29, 30), камера хранения (помещения 22-24), хранение инвентаря (помещение 34).
На момент постройки указанного здания (1993 год) требования, предъявляемые к зданиям здравоохранения, устанавливались
СНиП 2.08.02-89*, действовавшими до 01.01.2010.
Поскольку здание пристроя на 200 коек построено и введено в эксплуатацию до вступления в законную силу Федерального
закона N 123-ФЗ и
Правил N 390, к нему применяются требования, действовавшие в период его постройки и ввода в эксплуатацию.
Согласно
пунктам 3,
13 приложения 4* (обязательное) СНиП 2.08.02-89* допускается размещение кладовых и складских помещений (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей), медицинских архивов в подвальных и цокольных этажах общественных зданий.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение имеет право использовать расположенный в здании пристроя подвальный этаж в соответствии с его изначально запроектированным и разрешенным функциональным назначением с учетом осуществляемого в здании процесса медицинской деятельности, в том числе для размещения кладовых и складских помещений, медицинских архивов.
Доказательств того, что дальнейшая эксплуатация спорных подвальных помещений здания пристроя на 200 коек приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, Управление не представило.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что пункты 22, 35, 54, 59 предписания не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Учреждения, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки судов. По существу эти доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (
статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании
пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2018 и
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу А43-25136/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
А.И.ЧИГРАКОВ
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА