Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.04.2019 N Ф01-1028/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А43-25136/2018
Требование: О признании недействительным предписания управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А43-25136/2018
Требование: О признании недействительным предписания управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2018 г. по делу N А43-25136/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2018.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2018 по делу N А43-25136/2018, принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода" о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 09.04.2018 N 22/1/23.
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - Кодочигов С.В. по доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода" - Нагаева А.И. по доверенности от 09.06.2018 N 38 сроком действия до 31.12.2018.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Нижнего Новгорода по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление) от 13.03.2018 N 22 должностными лицами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Нижнему Новгороду Управления в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская больница N 33 Ленинского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности с целью контроля за выполнением Учреждением предписания по устранению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности от 10.11.2017 N 123/1/94 (пунктов 1, 5, 8, 9, 10, 12 - 17, 19 - 43, 46, 52 - 74, 76 - 79, 81 - 96, 98 - 119).
По результатам проверки должностными лицами Управления составлен акт проверки от 09.04.2018 N 22, в котором зафиксированы выявленные нарушения положений Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390) и Сводов правил в области пожарной безопасности, а именно
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, пр.Ленина, д. 54, литера Б (Главный корпус):
1) В проемах, предусмотренных в составе объекта класса Ф.1. помещений складского и технического назначения (складское помещение, помещения аптеки на 2-м этаже) не установлены противопожарные двери 2-го типа);
2) Покрытие пола в палатах N 77, 104, 130, 135, 140, 142, 145, 146, 148, 158, 163 выполнено материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (линолеум);
3) Отделка стен в палатах N 28 (токсилогочисекого отделения), N 77, 99, 103, 126, 130, 140, 142, 145, 146, 148, 158, 163 выполнена декоративно-отделочными материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (обои, панели ПВХ);
4) Противопожарные двери складского назначения отделения неврологии, отделения хирургии не имеют устройства самозакрывания;
5) Дверь, ведущая на кровлю здания на 4-м этаже выполнена не противопожарной 2-го типа;
6) Не отделена лестница, сообщающая подвальный этаж с помещениями категорий В4 и Д и первый этаж противопожарной дверью 2-го типа;
7) Помещения тамбуров перед туалетами, палаты N 58, 59, 60, 99, 103, 145, 147, 154, 155, 156, 157, кабинет N 150, кабинет мануальной терапии на 4-м этаже, помещение операционной травматологии, процедурный кабинет отделения урологии, перевязочная гнойной хирургии, кабинет заведующего терапевтического отделения, лифтовый холл на первом этаже у отделения диализа, тамбур выхода отделения диализа не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
8) В токсилогическом отделении (Ф1.1) система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
9) Двери лестничных клеток, ведущих в общие коридоры не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания (вторые створки);
10) Внутренняя открытая лестница, сообщающая 5 этажей не отделена от примыкающих к ней коридоров и других помещений противопожарными перегородками;
11) Светильники системы эвакуационного освещения в общих коридорах, и лестничных клетках частично неисправны;
12) Не в полном объеме проходы и лестницы, служащие для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек оборудованы эвакуационным освещением;
13) В помещениях отделения реабилитации (ординаторская, помещение для персонала, тамбур операционной травматологии, кабинет N 72 терапевтического отделения, комната для персонала терапевтического отделения, в общем коридоре "экстренной лаборатории" на первом этаже, помещение ассистентской на 2-м этаже установлено по одному извещателю автоматической пожарной сигнализации;
14) Количество речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивает уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей (5 этаж отделение реабилитации);
15) Не установлены эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения в общих коридорах длиной более 50 м. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;
16) Часть настенных речевых оповещателей располагается на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм;
17) Высота эвакуационного выхода из служебного помещения в свету выполнена менее 1,9 м;
18) Внутренние двери основного эвакуационного выхода токсикологического отделения открываются не по направлению выхода из здания;
19) Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (находятся в разобранном состоянии);
20) Не обеспечено исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижки с электроприводом и пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования (не подключена электрозадвижка и резервный насос к электороснабжению);
21) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) на 5 этаже эндокринологического отделения, на 4 этаже отделение неврологи, отделение урологии, ручной извещатель в отделении урологии (переход в поликлинику), отделение диализа;
22) Поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ Р;
23) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (установка пожарной сигнализации) - на 4-м этаже отделения неврологии неисправен извещатель;
24) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ;
25) Допускается фиксация самозакрывающихся дверей лестничных клеток и лифтовых холлов в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре);
26) Помещения технического этажа не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации;
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, пр.Ленина, д. 54, литера Б (Здание поликлиники):
27) Дверь складского назначения на 3-м этаже (лаборатория) выполнена не в противопожарном исполнении 2-го типа;
28) Двери лестничных клеток не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания;
29) Помещения поликлиники, физиотерапевтического отделения оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей 2-го типа. Требуется оснащение системой оповещения и управления эвакуацией людей 3-типа;
30) Помещения приема биоматериалов на 3-м этаже (лаборатория), тамбур перед туалетом на 1-м этаже (ФТО) не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
31) Запасная лестница, служащая для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, не оборудована эвакуационным освещением;
32) Светильники системы аварийного освещения в общих коридорах и лестничных клетках частично неисправны;
33) Не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м (1, 2-й этажи за подвесным потолком, помещение лаборатории на 3-м этаже);
34) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
35) Поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ Р - пункт 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009;
36) Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей физиотерапевтического отделения на 2-ом этаже (находятся в разобранном состоянии);
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, пр.Ленина, д. 54, литера П (Пристрой на 200 коек):
37) В проемах, предусмотренных в составе объекта класса Ф1.1, помещений складского и технического назначения (склад - в операционном блоке, техническое помещение ООО "Академия здоровья") не установлены противопожарные двери 2-го типа;
38) Противопожарные двери выходов на технический этаж и кровлю не имеют устройств для самозакрывания;
39) Покрытие пола в палатах N 201, 202, 402 выполнено материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (ламинат);
40) Отделка стен в палатах N 201, 210, 211, 218, 312, 314, 402 (выполнена декоративно-отделочными материалами с неустановленными показателями по пожарной опасности (обои);
41) Для отделки стен холла на 5-м этаже применены декоративно-отделочные материалы (обои). Требуется КМ1;
42) Для покрытия пола холла на 5-м этаже применены декоративно-отделочные материалы (линолеум). Требуется КМ1;
43) Высота эвакуационного выхода (между операционным блоком и административной частью на 5-м этаже в свету выполнена менее 1,9 м;
44) Двери запасной лестничной клетки не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания;
45) Запасная лестница, служащая для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, не оборудована эвакуационным освещением;
46) Светильники системы эвакуационного освещения в общих коридорах и лестничных клетках частично неисправны;
47) Не установлены эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения в общих коридорах длиной более 50 м; При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;
48) Двери лестничных клеток, ведущих в общие коридоры, не в полном объеме оборудованы приборами для самозакрывания;
49) Кабинет старшей медсестры, кабинет юриста на 5 этаже, служебного помещения, кабинет 424 на 4-ом этаже, помещения палаты N 314, служебное помещение на 2-м этаже у палаты N 215, палата N 214 не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
50) Резерв информационной емкости приемно-контрольного прибора N 4, предназначенного для работы с неадресными пожарными извещателями, составляет менее 10% - по факту 0%;
51) Допущена совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном;
52) Не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей (находятся в разобранном состоянии) помещений складского назначения;
53) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
54) Поэтажные планы эвакуации выполнены с нарушением требований ГОСТ Р;
55) Допущено использование помещения технического этажа для хранения различных материалов на первом этаже (ООО "Академия здоровья");
56) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (установка пожарной сигнализации) на 5 этаже у кабинета главной медсестры, неисправен извещатель, палата N 416 - оборван шлейф АПС, 3 шлейф АПС ПКП N 2 неисправен;
57) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) - на 5 этаже ручные пожарные извещатели, на 4-м этаже ручной пожарный извещатель напротив палаты N 413 находятся в нерабочем состоянии, речевые оповещатели у отделения нефрологии, у поста N 1 на 3-м, коридор на 1 -ом этаже у кабинета врача этаже находятся в нерабочем состоянии;
58) Внутренний противопожарный водопровод неисправен (пожарные насосы неисправны);
59) Допущено размещение в подвальном этаже, помещений складского назначения (архивы);
60) Допускается фиксация самозакрывающихся дверей лестничных клеток и лифтовых холлов в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре);
61) Помещения подвального этажа не в полном объеме защищены автоматической установкой пожарной сигнализации;
В отношении здание по адресу: г. Нижний Новгород, пр.Ленина, д. 54, Литеры С, С1 (ЛОР отделение):
62) Помещения лечебного корпуса оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа (способ оповещения - сирена). Требуется 3-го типа (способ оповещения - речевой);
63) Помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией 1 -й этаж ЦСО: помещения подвала;
64) В результате изменения проектных решений и возведения помещения кастелянши заужен путь эвакуации до 0,74 м из палаты N 4 второго этажа (требуется не менее 1 м). В результате изменения геометрии эвакуационного пути отсутствует возможность беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком;
65) В проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек, отсутствует эвакуационное освещение.
66) Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено аварийным освещением;
67) Для зданий лит. С, С1 (ЛОР отделение) и неэксплуатируемого здания, соединенных переходом, одна из стен зданий, в местах примыкания к ним перехода, не предусмотрена в виде противопожарной преграды (в проеме стены отделяющей 2 этаж лит. С, С1 (ЛОР отделение) и переход в неэксплуатируемое здание не установлена противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее EI60);
68) Запоры на дверях запасных эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (закрыты на ключ);
69) Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) стропильных конструкций в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений;
70) Не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты (установка пожарной сигнализации). На 2-м этаже в коридоре у палат N 4, 5, 6 пожарные извещатели находятся в неисправном состоянии;
71) Пожарные краны, размещенные в лестничной клетке, не укомплектованы пожарными рукавами и стволами;
72) Допущено размещение в подвальном этаже лечебного учреждения складов и кладовых, что запрещено;
В отношении здания пищеблока, Литер У:
73) Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) стропильных конструкций в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений;
74) Запоры на дверях запасных эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (закрыты на ключ);
75) Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено аварийным освещением;
76) В проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек отсутствует эвакуационное освещение;
В отношении подвала пищеблока:
77) Противопожарные двери, установленные в тамбур-шлюзах перед лестницей и грузовыми подъемниками, не имеют устройств для самозакрывания.
78) Системы противодымной защиты находятся в неработоспособном состоянии (при имитации срабатывания автоматической пожарной сигнализации путем нажатия ручных пожарных извещателей не включились вытяжная противодымная вентиляция и подпор воздуха в тамбур-шлюзы перед лестницей и подъемниками);
79) Дверь в ограждающей конструкции, отделяющей хозяйственный склад от коридора, не имеет требуемого предела огнестойкости не менее EI30;
80) Запоры на дверях запасных эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (закрыты на ключ);
81) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
82) Не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (систем противодымной защиты);
В отношении гаража, Литер Д:
83) Здание гаража не защищено системой автоматической пожарной сигнализации.
84) Здание гаража не оснащено системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
85) Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) стропильных конструкций в соответствии с инструкцией изготовителя и не составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода- изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений;
86) Не обеспечено устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций (слой штукатурки перекрытия частично нарушен);
87) Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона N 123-ФЗ;
В отношении дизель-генераторнойя (металлический контейнер):
88) Располагается на расстоянии менее 15 метров от здания гаража (временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен);
89) Не обеспечено наличие на двери помещения производственного назначения обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
В отношении прачечной, Литер Ж:
90) Здание не защищено системой автоматической пожарной сигнализации;
91) Здание не оснащено системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
В отношении дезкамеры, Литер В:
92) Здание не защищено системой автоматической пожарной сигнализации;
93) Здание не оснащено системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
В отношении здания по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Адмирала Нахимова, д. 12 (женская консультация);
94) Светильники системы освещения в общих коридорах неисправны;
95) Помещение, в котором установлен прибор приемно-контрольный пожарный, не обеспечено аварийным освещением.
Учреждению 09.04.2018 выдано предписание N 22/1/3 по устранению вышеназванных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с предписанием Управления от 09.04.2018 N 22/1/3, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 10.10.2018 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил требование Учреждения и признал недействительным предписание Управления в части пунктов 22, 35, 54, 59. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить в части удовлетворения требований Учреждения.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что отразить в предписании конкретные нарушения по каждому плану эвакуации невозможно. По мнению Управления, запрет размещения в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерских, складов и кладовых установлен пунктом 1.10 СНиП 2.08.02-89* и подпунктом "д" пункта 136 Правил N 390.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Поскольку Управление в апелляционной жалобе указывает на обжалование судебного акта только в части, а Учреждение не заявило возражений по поводу обжалования решения в иной части, то суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются положениями Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно
статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со
статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленного настоящей
статьей (
статья 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с положениями
статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
В
части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ также предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание от 09.04.2018 N 22/1/3 выдано уполномоченным органом в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу
статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ).
Федеральным законом N 123-ФЗ определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу
пунктов 1,
3 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в том числе при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом N 184-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным
законом N 123-ФЗ разработаны и утверждены своды правил, устанавливающие соответствующие требования пожарной безопасности: СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы; СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования; СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; СП 2.13130.2012. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты; СП 7.13130. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности; СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В пунктах 22, 35, 54 оспариваемого предписания от 09.04.2018 указано на несоответствие поэтажных планов эвакуации, расположенных в здании главного корпуса, здании поликлиники и здании пристроя на 200 коек, требованиям пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Требования, закрепленные в ГОСТ Р 12.2.143-2009, распространяются на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации, которые применяются, в том числе в зданиях, а потому названный ГОСТ согласно вышеприведенным положениям законодателя является нормативным документом по пожарной безопасности, обязательным для соблюдения.
Пунктом 3.11 ГОСТ Р 12.2.143-2009 под планом эвакуации понимается план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями 6.2 рассматриваемого стандарта.
В пункте 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 установлены требования к планам эвакуации.
Судом первой инстанции установлено, что в акте проверки от 09.04.2018 и в пунктах 22, 35, 54 предписания от 09.04.2018 N 22/1/3 указано на нарушение Учреждением пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009. Между тем, ни в акте, ни в предписании не указано, в чем именно выразились данные нарушения, не отражено какие нарушения требований пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 допущены при оформлении плана эвакуации и должны быть устранены Учреждением.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами, фактически планы эвакуации в Учреждении имеются. Данные планы эвакуации разработаны в соответствии с действующими на момент разработки требованиями ГОСТ Р 12.2.123-2002 действовал до вступления в силу ГОСТ Р 12.2.143-2009).
Действующее законодательство не содержит требований о замене планов эвакуации и знаков пожарной безопасности в связи с введением в действие ГОСТ Р 12.2.143-2009, что также следует из письма Управления от 2310.2015 N 13159-2-2-7.
В апелляционной жалобе Управление не привело доводов, опровергающих законность выводов суда первой инстанции.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности Управлением наличия со стороны Учреждения нарушений требований пункта 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 и фактической неисполнимости требования пунктов 22, 35, 54 предписания от 09.04.2018 N 22/1/3 в том виде, как они изложены в нем.
Суд первой инстанции также правильно посчитал незаконным пункт 59 предписания от 09.04.2018 N 22/1/3, согласно которому в нарушение подпункта "д" пункта 136 Правил N 390 Учреждением допущено размещение в подвальном этаже пристроя на 200 коек помещений складского назначения (архивы).
В силу подпункта "д" пункта 136 Правил N 390 запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады и кладовые.
В соответствии с представленным в материалы дела техническим паспортом на вышеуказанный пристрой, данное здание построено в 1993 году. Согласно данному техническому паспорту определено функциональное назначение помещений подвала, в том числе: кладовая (помещения 15, 29, 30), камера хранения (помещения 22-24), хранение инвентаря (помещение 34).
На момент постройки указанного здания (1993 год) требования, предъявляемые к зданиям здравоохранения, устанавливались СНиП 2.08.02-89*, действовавшими до 01.01.2010.
Согласно пунктам 3, 13 приложения 4* (обязательное) СНиП 2.08.02-89* допускается размещение кладовых и складских помещений (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей), медицинских архивов в подвальных и цокольных этажах общественных зданий.
В
части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений
статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
При таких обстоятельствах, поскольку здание пристроя на 200 коек построено и введено в эксплуатацию до вступления в законную силу Федерального
закона N 123-ФЗ и Правил N 390, к нему применяются требования, действовавшие в период его постройки и ввода в эксплуатацию.
В данной части выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.05.2015 N 301-КГ15-1460, от 23.03.2017
N 306-КГ17-1633.
В этой связи Учреждение имеет право использовать расположенный в здании пристроя на 200 коек подвальный этаж в соответствии с его изначально запроектированным и разрешенным функциональным назначением с учетом осуществляемого в здании процесса медицинской деятельности, в том числе для размещения кладовых и складских помещений, медицинских архивов.
Одновременно суд первой инстанции обоснованно счел, что Управлением не представлено документальных доказательств того, что дальнейшая эксплуатация спорных подвальных помещений здания пристроя на 200 коек приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание от 09.04.2018 недействительным в части пунктов 22, 35, 54, 59.
Доводы апелляционной жалобы признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании закона, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2018 по делу N А43-25136/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА