Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.04.2019 N Ф09-1574/19 по делу N А76-24023/2018
Требование: О признании незаконным отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Обстоятельства: Во включении объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов отказано со ссылкой на нарушение законодательства о противопожарном режиме.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как расстояние между предполагаемым к размещению нестационарным торговым объектом и многоквартирным домом менее предусмотренного законом.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.04.2019 N Ф09-1574/19 по делу N А76-24023/2018
Требование: О признании незаконным отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Обстоятельства: Во включении объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов отказано со ссылкой на нарушение законодательства о противопожарном режиме.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как расстояние между предполагаемым к размещению нестационарным торговым объектом и многоквартирным домом менее предусмотренного законом.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2019 г. N Ф09-1574/19
Дело N А76-24023/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Беляевой Н.Г., Татариновой И.А.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-24023/2018 принято 05.10.2018, а не 05.10.2019. | |
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Ивана Евгеньевича (далее - предприниматель Пономарев И.Е.) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2019 по делу N А76-24023/2018 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель Пономарев И.Е. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Златоустовского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Златоустовского городского округа, изложенного в протоколе Комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности от 27.04.2018 N 6.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2019 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 (судьи Тимохин О.Б., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пономарев И.Е. просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на необходимость применения в настоящем споре положений Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013). Заявитель указывает на возможность установления противопожарных преград, а также на то, что все нестационарные торговые объекты, размещаемые предпринимателем Пономаревым И.Е., изготавливаются из строго пожаробезопасных материалов. Кроме того, заявитель ссылается на включение в схему размещения нестационарных торговых объектов иных объектов без соблюдения противопожарного разрыва (противопожарного расстояния).
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что 04.04.2018 предприниматель Пономарев И.Е. обратился в администрацию с заявлением о включении нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру: г. Златоуст, пр. Мира, напротив дома 24 (вдоль автодороги) в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности на территории Златоустовского городского округа, утвержденную постановлением администрации от 18.04.2016 N 165-П.
По итогам рассмотрения заявки администрацией 27.04.2018 принято решение об отказе в удовлетворении заявления по причине нарушения заявителями законодательства противопожарного режима, а именно
пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390).
Указанное решение отражено в протоколе комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности от 27.04.2018 N 6.
Заявитель, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно
части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных норм права, а также исходя из
пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со
статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
(часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
(часть 3).
Постановлением администрации от 18.04.2016 N 165-П утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 N 5-П утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 5-П).
Согласно пункту 20 данного Порядка если в уполномоченный орган местного самоуправления поступило заявление физического или юридического лица о внесении изменений в Схему в части включения в Схему местонахождения новых нестационарных торговых объектов, уполномоченный орган местного самоуправления в срок не более 40 рабочих дней со дня поступления указанного заявления рассматривает его и принимает решение о включении в Схему местонахождения новых нестационарных торговых объектов или об отказе во включении его в Схему при наличии оснований, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.
Подпунктом 1 пункта 17 Порядка N 5-П в качестве основания для отказа во включении местонахождения новых нестационарных торговых объектов в проект Схемы установлено размещение нестационарного торгового объекта в месте, указанном в заявлении, размещение в котором не допускается в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
В силу
преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со
статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 36 статьи 2 Закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В силу
части 1 статьи 69 указанного Федерального закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
В
абзаце 1 пункта 74 Правил N 390 установлен запрет на использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 N 947 введен в действие с 26.09.2017
абзац 2 пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которому временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
При этом, как верно указали суды, такое требование касается любых временных объектов.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со
статьями 65,
71,
198,
200 АПК РФ, руководствуясь положениями
Закона N 69-ФЗ и
Закона N 123-ФЗ,
Правил N 390, установив нарушение предпринимателем Пономаревым И.Е. требований пожарной безопасности в части несоблюдения противопожарного разрыва (противопожарного расстояния) между предполагаемым к размещению нестационарным торговым объектом и существующим зданием - многоквартирным домом N 24, расположенным по адресу: г. Златоуст, пр. Мира, расстояние между которыми составило менее 15 м, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцом не представлено.
Доводы предпринимателя Пономарева И.Е. о необходимости применения в настоящем споре положений
Закона N 123-ФЗ и
СП 4.13130.2013, о возможности установления противопожарных преград, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя на включение в схему размещения нестационарных торговых объектов иных объектов без соблюдения противопожарного разрыва (противопожарного расстояния) несостоятельна, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы, по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (
части 1,
3 статьи 286 АПК РФ).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным
статьями 67,
68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно
статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной
статьями 286,
287 АПК РФ, как указано в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016
N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017
N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (
статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2019 по делу N А76-24023/2018 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Ивана Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
И.А.ТАТАРИНОВА