Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.08.2014 N Ф09-5545/14 по делу N А60-49591/2013
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, так как совершение правонарушения подтверждено, вина лица, привлекаемого к ответственности, установлена, штраф снижен до минимального размера.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.08.2014 N Ф09-5545/14 по делу N А60-49591/2013
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, так как совершение правонарушения подтверждено, вина лица, привлекаемого к ответственности, установлена, штраф снижен до минимального размера.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. N Ф09-5545/14
Дело N А60-49591/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Алтун" (далее - общество, заявитель; 6628014101, ОГРН 1076628000250) на
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2014 по делу N А60-49591/2013 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности Режевского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - Отдел, административный орган; ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) о признании незаконным постановления от 02.12.2013 N 85 о привлечении к ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Режевской городской прокуратуре о признании незаконным постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.11.2013.
Решением арбитражного суда от 24.02.2014 (судья Колосова Л.В.) в части требований о признании незаконным постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.11.2013 производство по делу прекращено. Постановление административного органа от 02.12.2013 N 85 о привлечении к административной ответственности в части штрафа, превышающего 150 000 руб., признано незаконным и отменено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 (судьи Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные
акты отменить полностью, производство по делу прекратить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, утверждает, что оно является арендатором спорного объекта, а не собственником, и, соответственно, не должно быть привлечено к административной ответственности.
Проверив законность обжалуемых судебных
актов в порядке, предусмотренном
ст. 274,
284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
При исследовании материалов дела судами установлено, что 08.11.2013 по заданию прокуратуры Свердловской области помощником Режевской городской прокуратуры совместно со специалистом Отдела проведена проверка исполнения законодательства о промышленной и пожарной безопасности предприятиями лесоперерабатывающего комплекса, в том числе, в лесопильном цехе ООО "Режевской леспромхоз", находящемся по адресу: Режевской район, с. Останино, ул. Центральная, д. 10, деятельность в котором осуществляет заявитель.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, на дверях цеха отсутствуют обозначения их категорий по пожарной безопасности (
п. 20 ППР), светильники в цехе эксплуатируются со снятыми колпаками (
п. 42 "в" ППР), пожарный щит в цехе не укомплектован (
п. 481 ППР), в цехе отсутствуют огнетушители (
п. 70 ППР).
Установленные нарушения зафиксированы в акте от 19.11.2013 и явились основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении по
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, о чем прокуратурой от 19.11.2013 вынесено постановление.
Постановлением отдела от 02.12.2013 N 85 общество привлечено к ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде наложения штрафа в размере 155 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды исходили из доказанности Отделом в действиях общества состава административного правонарушения, однако посчитали возможным, исходя из конкретных обстоятельств дела, снизить размер штрафа до минимально возможного - 150 000 руб.
Прекращая производство по делу в отношении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, суд первой инстанции исходил из того, что такое постановление не является правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
ст. 8.32,
11.16 Кодекса и
ч. 3 -
8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
На основании
ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Суды, на основании совокупности имеющихся в деле доказательств, в том числе, акта проверки и постановления прокурора (имеющего силу протокола об административном правонарушении), исследованных и оцененных в соответствии с требованиями норм
гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о доказанности в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
Суды, руководствуясь
ст. 2.1 Кодекса, верно указали на правомерность выводов административного органа о том, что установленный факт правонарушения свидетельствует - обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении правонарушений является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований в части штрафа, не превышающего 150000 руб.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности судами проверено, его нарушения не установлено.
Процесс привлечения к административной ответственности прокурором и Отделом соблюдены.
В применении положений о малозначительности совершенного правонарушения (
ст. 2.9 Кодекса) судами отказано.
Довод общества о том, что оно не является собственником спорного объекта, а является арендатором, был рассмотрен апелляционным судом, который правомерно его отклонил со ссылкой на
ст. 38 Закона N 69-ФЗ.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В той части, в которой судами прекращено производство по делу, кассационная жалоба доводов по существу не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных
актов, не выявлено.
Руководствуясь
ст. 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2014 по делу N А60-49591/2013 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Алтун" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ