Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2017 N Ф09-10739/16 по делу N А60-495/2016
Требование: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Государственному учреждению здравоохранения предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности (выполнить покрытие пола в общих коридорах здания с применением материалов с надлежащими показателями пожарной безопасности, выполнить конструктивную огнезащиту деревянных конструкций мансардного этажа здания).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку материал (ламинат), использованный учреждением для покрытия пола, не соответствовал нормативным показателям, деревянные конструкции мансардного этажа конструктивной огнезащиты не имели.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2017 N Ф09-10739/16 по делу N А60-495/2016
Требование: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Государственному учреждению здравоохранения предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности (выполнить покрытие пола в общих коридорах здания с применением материалов с надлежащими показателями пожарной безопасности, выполнить конструктивную огнезащиту деревянных конструкций мансардного этажа здания).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку материал (ламинат), использованный учреждением для покрытия пола, не соответствовал нормативным показателям, деревянные конструкции мансардного этажа конструктивной огнезащиты не имели.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2017 г. N Ф09-10739/16
Дело N А60-495/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства России (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2016 по делу N А60-495/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Лежнин И.В. (доверенность от 18.12.2015).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Отделение надзорной деятельности городского округа Нижняя Салда Главного Управления МЧС России по Свердловской области (далее - Министерство) от 29.12.2015 N 151/1/50.
Решением суда первой инстанции от 15.04.2016 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными п. 2, 6 оспариваемого предписания. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 (судьи Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты изменить в части, признать недействительными п. 3, 7, 8 предписания Министерства от 29.12.2015 N 151/1/50, ссылаясь на неприменение закона подлежащего применению.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление мирового судьи Нижнесалдинского городского суда от 29.02.2016 по делу N 5-39/2016, считает, что п. 39 оспариваемого предписания недействителен.
Кроме того, учреждение указывает на то, что показатели токсичности (Т, Г) в 2007 г. не указывались вплоть до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) и СП 1.13130.2009, а также в период монтажа ламината в 2007 г. названный материал не подлежал обязательной сертификации вплоть до 2010 г. В связи с этим учреждение считает, что п. 3, 8 оспариваемого предписания незаконны.
Учреждение также обращает внимание на то, что при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности выдается новое предписание, в котором: устанавливаются новые сроки устранения невыполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности; переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и неистекшие сроки. Однако, как полагает учреждение, требования оспариваемого предписания безосновательно полностью изменены Министерством и незаконно констатированы как неисполненные.
Поскольку заявитель кассационной жалобы просит изменить судебные акты в части и признать недействительными п. 3, 7, 8 предписания Министерства от 29.12.2015 N 151/1/50 законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы заявителя (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в период с 25.12.2015 по 29.12.2015 на основании распоряжения от 02.12.2015 N 151 проведена внеплановая выездная проверка учреждения, расположенного по адресу: г. Нижняя Салда Свердловской области, ул. Строителей, д. 68, с целью контроля за исполнением ранее выданного Предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 25.12.2014 N 27/1/7.
По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки от 29.12.2015 N 151 и выдано предписание от 29.12.2015 N 151/1/50.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что ряд нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от 25.12.2014 N 27/1/7, не устранены. В связи с этим, в соответствии с п. 59 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности названные нарушения отражены в предписании от 29.12.2015 N 151/1/50 (состоящим из 8 пунктов), в котором учреждению предписывалось: п. 1 обеспечить подачу системы пожарной сигнализации в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2 с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации до 01.04.2016; п. 2 выполнить эвакуационный выход в лестничную клетку у кабинета N 203 шириной не менее ширины лестничного марша до 01.04.2016; п. 3 в общем коридоре на втором этаже неврологии покрытие пола выполнить с показателями пожарной безопасности не менее чем Г1, В1, РП1, Д3, Т2 до 01.04.2016; п. 4 отделку стен в коридоре пищеблока выполнить с показателями пожарной безопасности не менее чем Г1, В1, РП1, Д1, Т1 до 01.04.2016; п. 5 в общем коридоре подвала здания ЦМР "Турмалин" покрытие пола выполнить с показателями пожарной безопасности не менее чем Г1, В1, РП1, Д3, Т2 до 01.04.2016.; п. 6 эвакуационный выход в левом крыле на первом этаже шириной 0,794 и высотой 1,81 м. Эвакуационный выход в левом крыле на первом этаже здания ЦМР "Турмалин" выполнить не менее ширины лестничного марша до 01.04.2016; п. 7 выполнить конструктивную огнезащиту деревянных конструкций мансардного этажа здания ЦМР "Турмалин" до 01.06.2016; п. 8 в общих коридорах на 2-м, 3-м этажах, зданиях ЦМР "Турмалин" покрытие пола выполнить с показателями пожарной безопасности не менее чем Г1, В1, РП1, Д3, Т2 до 01.04.2016.
Полагая, что предписание от 29.12.2015 N 151/1/50 незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении заявления суд первой инстанции пришел к выводу о том, что п. п. 2, 6 предписания следует признать недействительными.
Суды, установив, что судебным актом Свердловского областного суда от 19.01.2016 по делу N 72-12/2016 установлена неправомерность выводов органа пожарного надзора о допущении учреждением нарушений требований пожарной безопасности, указанных в п. 2, 6 оспариваемого предписания, с учетом положений ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявленные учреждением требования в части признания недействительными п. 2, 6 предписания Министерства от 29.12.2015 N 151/1/50. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 6 ст. 134, табл. 28 Федерального закона N 123-ФЗ для покрытия пола в общих коридорах зданий классов пожарной опасности Ф1.1, Ф2.1 должны применяться материалы класса пожарной опасности не более КМ2, т.е. с показателями пожарной опасности не более чем - В2 (умеренновоспламеняемые), Д2 (с умеренной дымообразующей способностью), Т2 (умеренноопасные), РП1 (нераспространяющие пламя).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при проверке учреждением представлены сертификаты на ламинат: - ССПБ.ВЕ.ОП034.В.00137 от 18.04.2007 (действителен до 18.04.2010), - П, В2 (умеренновоспламеняемые), ДЗ (с высокой дымообразующей способностью), - CCnB.FR.On034.B.00047 от 25.05.2007 (действителен до 25.05.2010) - П, В2 (умеренновоспламеняемые), ДЗ (с высокой дымообразующей способностью).
Однако, как верно определено судами, названные материалы запрещается использовать для покрытия пола в коридорах, так как они не соответствуют по показателю дымообразующей способности.
Кроме того, представленные учреждением сертификаты не содержат показатели по токсичности материалов и распространению пламени по поверхности, что является нарушением ч. 3 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ, в соответствии с которой техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в табл. 27 приложения к Федеральному закону N 123-ФЗ, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Поскольку учреждение не подтвердило необходимые показатели на материалы, указанные в табл. 27, Министерство обоснованно сделало вывод о неисполнении ранее выданного предписания и указало на устранение названных нарушений в оспариваемых пунктах предписания.
Доказательств, подтверждающих приобретение и использование учреждением соответствующих требованиям пожарной безопасности материалов, суду не представлено.
На основании п. 7 оспариваемого предписания учреждению предписывалось выполнить конструктивную огнезащиту деревянных конструкций мансардного этажа здания ЦМР "Турмалин" до 01.06.2016.
В силу п. 6.7.9 СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" в случае надстройки здания мансардным этажом его несущие элементы должны иметь предел огнестойкости не менее R 45 и класс пожарной опасности К0. Ограждающие конструкции этого этажа должны отвечать требованиям, предъявляемым к конструкциям надстраиваемого здания.
При применении деревянных конструкций мансард следует предусматривать конструктивную огнезащиту, обеспечивающую указанные требования.
Конструктивная огнезащита - это способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на создании на обогреваемой поверхности конструкции теплоизоляционного слоя средства огнезащиты. К конструктивной огнезащите относятся толстослойные напыляемые составы, огнезащитные обмазки, штукатурки, облицовка плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, с воздушными прослойками, а также комбинации данных материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями.
Министерством установлено, что деревянные конструкции мансардного этажа конструктивной огнезащиты не имели.
Согласно ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний" огнезащитная обработка - это нанесение огнезащитного состава (ОС) на поверхность (поверхностная пропитка, окраска, обмазка и т.д.) и (или) введение его в объем объекта огнезащиты (глубокая пропитка).
Огнезащитный состав (вещество) для древесины и материалов на ее основе (ОС): состав (вещество), обладающий требуемой огнезащитной эффективностью и специально предназначенный для огнезащитной обработки различных объектов из древесины и материалов на ее основе. Антипирен: вещество, снижающее горючесть древесины и материалов на ее основе.
При этом судами верно указано, что требования к конструктивной огнезащите по способу огнезащиты строительных конструкций, степени защиты, огнестойкости защищенного материала значительно выше, чем к огнезащитной обработке.
Следовательно, судами правильно сделан вывод о том, что поскольку учреждением не представлены доказательства выполнения работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций в соответствии с требованиями конструктивной огнезащиты, Министерство обоснованно сделало вывод о неисполнении данных требований предписания.
Согласно п. 8 предписания Министерства учреждению предписывалось в общих коридорах на 2-м, 3-м этажах, зданиях ЦМР "Турмалин" покрытие пола выполнить с показателями пожарной безопасности не менее чем Г1, В1, РП1, Д3, Т2 до 01.04.2016 г.
В общих коридорах на 2-м, 3-м этажах здания ЦМР "Турмалин" покрытие пола выполнено ламинатом, показатели пожарной опасности которого не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 6 ст. 134, табл. 28 Федерального закона N 123-ФЗ для покрытия пола в общих коридорах зданий классов пожарной опасности Ф1.1 должны применяться материалы класса пожарной опасности не более КМ2, то есть с показателями пожарной опасности не более чем - В2 (умеренновоспламеняемые), Д2 (с умеренной дымообразующей способностью), Т2 (умеренноопасные), РП1 (нераспространяющие пламя).
Министерством установлено, что учреждением представлены сертификаты на ламинат: - ССПБ.ВЕ.ОП034.В.00137 от 18.04.2007 (действителен до 18.04.2010) - Г1, В2 (умеренновоспламеняемые), Д3 (с высокой дымообразующей способностью), - CCПБ.FR.OП034.B.00047 от 25.05.2007 (действителен до 25.05.2010) - Г1, В2 (умеренновоспламеняемые), Д3 (с высокой дымообразующей способностью).
Названные материалы запрещается использовать для покрытия пола в коридорах, так как они не соответствуют по показателю дымообразующей способности, а также сертификаты не содержат показатели по токсичности материалов и распространению пламени по поверхности, что является нарушением ч. 3 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ.
Кроме того, первичные бухгалтерские документы, подтверждающие приобретение и монтаж материалов (соответствующих противопожарным требованиям), учреждением не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о законности п. 3, 7, 8 оспариваемого предписания Министерства и об отсутствии нарушений названными пунктами предписания прав и законных интересов учреждения.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований учреждения в части признания незаконными п. 3, 7, 8, предписания Министерства от 29.12.2015 N 151/1/50.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2016 по делу N А60-495/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ здравоохранения Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства России - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Д.В.ЖАВОРОНКОВ