Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2017 N Ф09-3430/17 по делу N А60-42043/2016
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Государственному учреждению здравоохранения предписано устранить нарушения, выразившиеся в использовании ненадлежащих строительных материалов для покрытия пола в коридорах, невыполнении конструктивной огнезащиты деревянных конструкций мансардного этажа здания.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие нарушений подтверждено, их устранение не доказано.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2017 N Ф09-3430/17 по делу N А60-42043/2016
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Государственному учреждению здравоохранения предписано устранить нарушения, выразившиеся в использовании ненадлежащих строительных материалов для покрытия пола в коридорах, невыполнении конструктивной огнезащиты деревянных конструкций мансардного этажа здания.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие нарушений подтверждено, их устранение не доказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 16 августа 2017 г. N Ф09-3430/17
Дело N А60-42043/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства России (далее - заявитель, Учреждение) на
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2016 по делу N А60-42043/2016 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Учреждения - Лежнин И.В. (доверенность от 18.12.2015).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания от 03.06.2016 N 58/1/32, выданного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Верхнесалдинского городского округа, городского округа Нижняя Салда Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, орган пожарного надзора).
Решением суда от 22.12.2016 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 (судьи Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает на исполнение предписания от 29.12.2015; устранение указанных в предписании нарушений, что подтверждается исполнительной документацией о проведении конструктивной защиты мансардного этажа, сертификатами соответствия используемых материалов (ламината). Учреждение полагает, что выполнение предписания в части п. 1, 8 подтверждается решением Нижнесалдинского суда от 03.06.2016, однако в нарушение требований
ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не было учтено судом при рассмотрении настоящего дела.
Учреждение также обращает внимание на то, что при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности выдается новое предписание, в котором: устанавливаются новые сроки устранения невыполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности; переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки. Однако, как полагает учреждение, требования оспариваемого предписания безосновательно полностью изменены надзорным органом и незаконно констатированы как неисполненные.
Как следует из материалов дела, в целях контроля за исполнением предписания от 29.12.15 N 151/1/50, органом пожарного надзора на основании распоряжения от 29.04.2016 N 58 проведена внеплановая выездная проверка Учреждения.
В ходе проведения проверки установлено, что Учреждением не выполнены требования пунктов 3, 5, 7 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.12.2015 N 151/1/50, а именно:
- в общем коридоре здания терапии на втором этаже покрытие пола выполнено строительным материалом (ламинат) (нарушены
ст. 89,
134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- не выполнена конструктивная огнезащита деревянных конструкций мансардного этажа здания ЦМР "Турмалин" (нарушены
ст. 87 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пп. 3.2,
4.3,
6.7.9 СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты);
- в общих коридорах на 2-м, 3-м этажах, здания ЦМР "Турмалин" покрытие пола выполнено строительным материалом (ламинат) (
ст. 89,
134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Нарушения отражены в акте проверки от 03.06.2016 N 58. Для устранения нарушений обществу выдано предписание от 03.06.2016 N 58/1/32 сроком исполнения до 01.12.2017.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суды отказали в удовлетворении требований, указав на отсутствие совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования
ч. 1 ст. 198,
ч. 4 ст. 200,
ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с
ч. 6 ст. 134,
табл. 28 Федерального закона N 123-ФЗ для покрытия пола в общих коридорах зданий классов пожарной опасности Ф1.1, Ф2.1 должны применяться материалы класса пожарной опасности не более КМ2, т.е. с показателями пожарной опасности не более чем - В2 (умеренновоспламеняемые), Д2 (с умеренной дымообразующей способностью), Т2 (умеренноопасные), РП. 1 (не распространяющие пламя).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при проверке учреждением представлены следующие сертификаты на ламинат: - ССПБ.ВЕ.ОП034.В.00137 от 18.04.2007 (действителен до 18.04.2010), - П, В2 (умеренновоспламеняемые), ДЗ (с высокой дымообразующей способностью), - CCnB.FR.On034.B.00047 от 25.05.2007 (действителен до 25.05.2010) - П, В2 (умеренновоспламеняемые), ДЗ (с высокой дымообразующей способностью).
Указанные материалы запрещается использовать для покрытия пола в коридорах, так как они не соответствуют требованиям пожарной безопасности по показателю дымообразующей способности.
При этом сертификаты не содержат показатели по токсичности материалов и распространению пламени по поверхности, что является нарушением
ч. 3 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ, в соответствии с которой техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в
табл. 27 приложения к Федеральному закону N 123-ФЗ, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Поскольку учреждение не подтвердило необходимые показатели на материалы, указанные в
табл. 27, Министерство обоснованно сделало вывод о неисполнении ранее выданного предписания и указало на устранение названных нарушений в оспариваемых пунктах предписания.
Доказательств, подтверждающих приобретение и использование учреждением соответствующих требованиям пожарной безопасности материалов, суду не представлено.
На основании п. 7 оспариваемого предписания учреждению предписывалось выполнить конструктивную огнезащиту деревянных конструкций мансардного этажа здания ЦМР "Турмалин".
В силу
п. 6.7.9 СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" в случае надстройки здания мансардным этажом его несущие элементы должны иметь предел огнестойкости не менее R 45 и класс пожарной опасности К0. Ограждающие конструкции этого этажа должны отвечать требованиям, предъявляемым к конструкциям надстраиваемого здания.
При применении деревянных конструкций мансард следует предусматривать конструктивную огнезащиту, обеспечивающую указанные требования.
Конструктивная огнезащита - это способ огнезащиты строительных конструкций, основанный на создании на обогреваемой поверхности конструкции теплоизоляционного слоя средства огнезащиты. К конструктивной огнезащите относятся толстослойные напыляемые составы, огнезащитные обмазки, штукатурки, облицовка плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, с воздушными прослойками, а также комбинации данных материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями.
В качестве доказательств исполнения предписания учреждение представило исполнительную документацию организации, выполнившей работы по нанесению огнезащитного покрытия - ООО "УралСпецАвтоматика", акты приемки огнезащитного покрытия от 26.06.2015.
Между тем как установлено судами данные доказательства были предметом рассмотрения и оценки при рассмотрении арбитражным судом дела N А60-495/2016, в котором проведена судебная проверка законности предписания от 29.12.2015 N 151/1/50. При рассмотрении указанного дела судами было установлено, что представленные доказательства не подтверждают факт устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Применительно к настоящему спору вышеизложенное означает, что законно вынесенное предписание от 29.12.2015 N 151/1/50 подлежало исполнению заявителем; установленные вступившим в законную силу решением суда факты нарушений подлежат устранению.
Поскольку учреждением не представлены доказательства выполнения работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций в соответствии с требованиями конструктивной огнезащиты, орган надзорной деятельности пришел к обоснованному выводу о неисполнении данных требований.
Документы, надлежащим образом подтверждающие исполнение предписания от 29.12.2015 N 151/1/50, не были представлены ни контролирующему органу, ни суду.
Таким образом, поскольку вышеуказанные нарушения не устранены Учреждением в порядке исполнения предписания от 29.12.2015 N 151/1/50, заинтересованным лицом правомерно выдано предписание от 03.06.2016 N 58/1/32 с установленным новым сроком исполнения.
Учреждение ссылается на преюдициальное значение обстоятельств, установленных решением Нижнесалдинского городского округа от 03.06.2016. При рассмотрении указанного дела судом сделаны выводы о том, что пункты 25, 41 предписания N 27/1/7 от 25.12.2014, аналогичные по содержанию пунктам 1 и 8 оспариваемого предписания, выполнены.
Согласно
ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, преюдициальными для разрешения настоящего спора могут быть установленные судом обстоятельства, но не их правовая оценка судом.
Данный довод рассмотрен судом и отклонен в связи с тем, что установленные решением Нижнесалдинского городского округа от 03.06.2016 обстоятельства не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в данном деле судом общей юрисдикции сделаны выводы относительно другого предписания на основании представленных суду доказательств.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований учреждения о признании незаконным предписания от 03.06.2016 N 58/1/32.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2016 по делу N А60-42043/2016 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 121 Федерального медико-биологического агентства России - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА