Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2020 N Ф09-2656/20 по делу N А50-22037/2019
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Арендатору нежилого помещения предписано устранить нарушения, выявленные проверкой.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предписание выдано по итогам плановой выездной проверки в отношении собственника помещения, в отношении арендатора проверка не проводилась, он не был извещен о ее проведении, не участвовал в ней, у него не запрашивались документы и информация, с актом проверки он не ознакомлен, при этом учтено, что при проведении проверок в сфере пожарной безопасности применение ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля..." не исключено.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2020 N Ф09-2656/20 по делу N А50-22037/2019
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Арендатору нежилого помещения предписано устранить нарушения, выявленные проверкой.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предписание выдано по итогам плановой выездной проверки в отношении собственника помещения, в отношении арендатора проверка не проводилась, он не был извещен о ее проведении, не участвовал в ней, у него не запрашивались документы и информация, с актом проверки он не ознакомлен, при этом учтено, что при проведении проверок в сфере пожарной безопасности применение ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля..." не исключено.


Содержание


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2020 г. N Ф09-2656/20
Дело N А50-22037/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бета Пермь" (далее - заявитель, общество, ООО "Бета Пермь") на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2019 по делу N А50-22037/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До начала судебного заседания от общества и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Ходатайства судом удовлетворены.
ООО "Бета Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании предписания 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому муниципальному району, Гремячинскому и Горнозаводскому городских округов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Отдел, административный орган) от 17.05.2019 N 71/1/3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Уралстроймонтаж" (далее - ООО ПКФ "Уралстроймонтаж").
Решением суда от 03.10.2019 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 (судьи Муравьева Е.Ю., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Бета Пермь" просит названные судебные акты отменить, принять новое решение, полагая, что судами были нарушены нормы материального и процессуального права, не приняты во внимание доводы о незаконности предписания, о нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности. Указывает на грубые нарушения заинтересованным лицом порядка проведения плановой проверки, нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Так, ссылается на то, что в адрес общества не поступало уведомление о проверке (распоряжение, приказ не изданы), в отношении общества в едином реестре проверок генеральной прокуратуры также нет сведений о проведении плановой/внеплановой проверки.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, полагая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что между ООО ПКФ "Уралстроймонтаж" (арендодатель) и ООО "Бета Пермь" (арендатор) 01.03.2017 заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунистическая, 15а.
На основании распоряжений заместителя начальника Отдела от 11.03.2019 N 35, от 11.04.2019 N 71 в отношении ООО ПКФ "Уралстроймонтаж" проведена плановая выездная проверка в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, в ходе которой составлен акт проверки от 17.05.2019.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений собственнику помещений ООО ПКФ "Уралстроймонтаж" и арендатору в лице ООО "Бета Пермь" выдано предписание от 17.05.2019 N 71/1/3
Не согласившись с указанным ненормативным актом административного органа, ООО "Бета Пермь" обратилось в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании частей 1, 3, 4 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (с учетом статьи 2 названного Федерального закона). Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Согласно статьям 6, 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Закона N 294-ФЗ. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения названного Федерального закона с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных названной статьей.
Из положений Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом названного Министерства от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности) следует, что должностные лица органов пожарного надзора при исполнении государственной функции обязаны: проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа о ее проведении в установленном законодательством Российской Федерации порядке; не препятствовать лицам, указанным в подпункте 4 пункта 6 названного Административного регламента, либо их уполномоченным представителям присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; предоставлять уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций; знакомить уполномоченное лицо органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, с результатами проверки.
Как указано выше и подтверждено материалами дела, в соответствии с договором аренды от 01.03.2017, заключенным между ООО ПКФ "Уралстроймонтаж" (арендодатель) и ООО "Бета Пермь" (арендатор), заявитель является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунистическая, 15а.
Арендатору нежилого помещения выдано оспариваемое предписание от 17.05.2019 N 71/1/3 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, установленных на указанном объекте.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований и отклоняя доводы общества о допущенных административным органом нарушений требований Закона N 294-ФЗ, исходили из того, что неизвещение о проверке всех пользователей помещений в здании, являющемся объектом проверки, по смыслу норм Закона N 69-ФЗ при наличии уведомления собственника здания не может служить препятствием для проведения соответствующей проверки.
Между тем, судами не учтено, что в отношении арендатора нежилого помещения выездную проверку заинтересованное лицо не назначало и не проводило, оспариваемое предписание выдано надзорным органом по итогам плановой выездной проверки ООО ПКФ "Уралстроймонтаж" со ссылкой на Закон N 294-ФЗ.
В рассматриваемом случае общество не было извещено о проведении проверки, не участвовало в ней, у него не запрашивались документы и (или) информация, необходимые для проведения проверки, с актом проверки не ознакомлено. С распоряжением о проведении плановой выездной проверки и актом проверки ознакомлен только собственник спорного здания.
Суд кассационной инстанции отмечает, что ссылаясь на нормы Закона N 69-ФЗ, надзорный орган не учитывает, что названный закон, устанавливая особенности проведения проверок при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, применение Закона N 294-ФЗ в принципе не исключает.
Таким образом, надзорный орган не рассмотрев документы и доводы общества в досудебном порядке, в ходе проверки, лишая его возможности привести какие-либо пояснения и/или представить документы по выявленным нарушениям, нарушает права заявителя, гарантированные ему законодательством.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции, принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований у надзорного органа на выдачу оспариваемого предписания, приходит к выводу о признании его незаконным, как не соответствующего Закону N 294-ФЗ и Закону N 69-ФЗ.
В пункте 2 части 1 статьи 287 АПК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права.
Поскольку судами нижестоящих инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2019 по делу N А50-22037/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по тому же делу отменить.
Признать незаконным предписание 19 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому муниципальному району, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю от 17.05.2019 N 71/1/3, как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бета Пермь" 1500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
О.Г.ГУСЕВ