Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2020 N Ф09-1904/20 по делу N А47-2414/2019
Требование: О признании недействительными пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки образовательного учреждения установлено, что ширина маршей лестниц, лестничных площадок, эвакуационных выходов, горизонтальных участков путей эвакуации, высота эвакуационного выхода менее установленных.
Решение: Требование удовлетворено, так как здание детского сада было построено до введения в действие нормативов, учреждение до проведения реконструкции или капитального ремонта здания обязано соблюдать ранее установленные требования пожарной безопасности, исполнение требований предписания невозможно без реконструкции или капитального ремонта здания.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2020 N Ф09-1904/20 по делу N А47-2414/2019
Требование: О признании недействительными пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки образовательного учреждения установлено, что ширина маршей лестниц, лестничных площадок, эвакуационных выходов, горизонтальных участков путей эвакуации, высота эвакуационного выхода менее установленных.
Решение: Требование удовлетворено, так как здание детского сада было построено до введения в действие нормативов, учреждение до проведения реконструкции или капитального ремонта здания обязано соблюдать ранее установленные требования пожарной безопасности, исполнение требований предписания невозможно без реконструкции или капитального ремонта здания.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2020 г. N Ф09-1904/20
Дело N А47-2414/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - управление, надзорный орган) на
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2019 по делу N А47-2414/2019 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад N 87" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10 предписания управления об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 12.02.2019 N 68/1/1.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2019 заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 1, 2, 4, 5, 7, 9 оспариваемого предписания, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об оставлении оспариваемого предписания в силе, ссылаясь на то, что все его пункты являются исполнимыми. Надзорный орган считает, что эксплуатация объекта учреждения осуществляется с нарушением действовавших ранее нормативных документов и принятых проектных решений; нарушения требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара создадут угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании. Кроме того, управление указывает на отсутствие совокупности условий для обжалования вынесенного им предписания, предусмотренного
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе управлением заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Рассмотрев данное ходатайство, суд округа считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица в соответствии с
частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании распоряжения от 31.01.2019 N 68 должностным лицом надзорного органа в период с 04.02.2019 по 12.02.2019 проведена внеплановая выездная проверка учреждения, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 12.02.2019 N 68.
По итогам проверки учреждению управление выдало предписание N 68/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, а именно: требований "
СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009) и Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными следующих пунктов предписания:
1. ширина маршей лестниц N 1 и N 2, предназначенных для эвакуации людей, составляет менее 1,35 метра;
2. ширина лестничных площадок лестниц N 1 и N 2 менее ширины марша;
3. помещения групповых ячеек второго этажа здания, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, не обеспечены вторым эвакуационным выходом;
4. ширина эвакуационных выходов из помещений групповых ячеек, музыкального зала, менее 1,2 метра;
5. ширина эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку установлена без учета числа эвакуирующихся через этот выход, из расчета 115 человек на 1 метр ширины выхода (двери);
7. ширина горизонтальных участков путей эвакуации (коридоров 1 и 2 этажей здания) менее 1,2 метра при условии открывающихся дверей из помещений в коридор;
8. ширина эвакуационных выходов из помещений (кабинет заведующей, медицинский кабинет, прачечная, пищеблок, кабинет методистов) менее 0,8 метра;
9. высота эвакуационного выхода из помещения прачечной менее 1,9 метра (фактически 1,8 метра);
10. в полу на путях эвакуации (пищеблок, групповая ячейка N 6, 7) не допускаются перепады высот менее 45 см.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что пункты 1, 2, 4, 5, 7, 9 оспариваемого предписания являются неисполнимыми, так как касаются конструктивных особенностей здания.
С учетом положений
статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ),
абзаца 2 пункта 1,
подпункта "а" пункта 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение), суды установили, что предписание от 12.02.2019 N 68/1/1 выдано уполномоченным органом в рамках предоставленных ему полномочий.
Частью 2 и
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Согласно
статьям 2 и
20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
СП 1.13130.2009 разработан в соответствии со
статьей 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*) устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Вопрос о применении
СНиП 21-01-97* неоднократно рассматривался Верховным Судом Российской Федерации (
определение от 28.11.2013 N АПЛ13-507,
постановление от 13.05.2014 N 45-АД14-8), при этом Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что согласно
пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется
пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с
пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие
СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования
СНиП 2101-97* по смыслу
пункта 4.3 данных правил и
пункта 8.5 СНиП 10-01-94 подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или капитального ремонта здания.
Согласно
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального
закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты (под которыми понимаются и здания), которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в степени, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Решение суда первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, принято в соответствии с приведенными нормами и основано на следующих установленных обстоятельствах.
Здание детского сада введено в эксплуатацию в 1966 году, его реконструкция и капитальный ремонт не проводились.
Поскольку здание детского сада было построено до введения в действие
СНиП 21-01-97* и
СП 1.13130.2009, учреждение до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания обязано соблюдать ранее установленные требования пожарной безопасности.
Исполнение требований предписания, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5, 7, 9, невозможно без реконструкции или капитального ремонта здания, потребует изменения конструктивных и инженерно-технических характеристик и невозможно при осуществлении текущей эксплуатации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции с учетом положений
пункта 7 статьи 2,
частей 1,
6,
7 статьи 6,
части 1 статьи 64,
части 1 статьи 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ,
пункта 5 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272,
Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382, принят во внимание отчет об оценке индивидуального пожарного риска здания учреждения от 15.08.2019, изготовленный Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", согласно которому расчет индивидуального пожарного риска в отношении здания учреждения не превышает предельно допустимых значений.
Таким образом, установив совокупность приведенных обстоятельств, суды правомерно признали предписание надзорного органа в оспариваемой части не соответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда (
статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено, следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене по приведенным в кассационной жалобе доводам не подлежат.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2019 по делу N А47-2414/2019 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ