Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.12.2019 N Ф09-7614/19 по делу N А07-1911/2019
Требование: О признании недействительными предписаний уполномоченного органа.
Обстоятельства: Учреждению предписано устранить нарушения норм пожарной безопасности при эксплуатации им зданий и сооружений санатория.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как для обеспечения пожарной безопасности учреждение, вопреки своим доводам о том, что правила не распространяются на объекты санатория по причине того, что последние введены в эксплуатацию до вступления правил в законную силу, обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности приведения зданий в соответствие с нормами и правилами, не представлено.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.12.2019 N Ф09-7614/19 по делу N А07-1911/2019
Требование: О признании недействительными предписаний уполномоченного органа.
Обстоятельства: Учреждению предписано устранить нарушения норм пожарной безопасности при эксплуатации им зданий и сооружений санатория.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как для обеспечения пожарной безопасности учреждение, вопреки своим доводам о том, что правила не распространяются на объекты санатория по причине того, что последние введены в эксплуатацию до вступления правил в законную силу, обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности приведения зданий в соответствие с нормами и правилами, не представлено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2019 г. N Ф09-7614/19
Дело N А07-1911/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротникова Е.А.,
судей Кравцова Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения Санаторий "Шафраново" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) на
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.06.2019 по делу N А07-1911/2019 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Складанюк А.Н. (доверенность от 25.03.2019 N 13).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными предписаний Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - Управление, административный орган) от 15.01.2019 N 183/1/1 и N 191/1/1, а также постановления от 15.01.2019 N 185 по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2019 требование о признании незаконным постановления от 15.01.2019 N 185 по делу об административном правонарушении выделено в отдельное производство.
Решением суда от 20.06.2019 (судья Кутлин Р.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 (судьи Скобелкин А.П., Киреев П.Н., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов о законности оспариваемых предписаний фактическим обстоятельствам дела.
Как отмечает заявитель жалобы, при разрешении настоящего спора судами не было учтено, что проверенные административным органом здания на предмет соответствия их законодательству о противопожарной безопасности, введены в эксплуатацию до вступления в законную силу требований, на предмет соблюдения которых осуществлялась проверка.
В числе прочего, заявитель указывает на недоказанность материалами дела факта того, что дальнейшая эксплуатация здания приведет к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Вменение нарушений
статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), по мнению заявителя, необоснованно, поскольку требования названной
нормы относятся непосредственно к сельским поселения и городским округам, и не относятся к условиям, необходимым для выполнения федеральными государственными бюджетными учреждениями. Судами не были приняты во внимание письма Администрации сельского поселения Шафрановский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан и начальника ПЧ-62 ФГКУ "123 отряд ФПС по РБ", которыми подтверждена незаконность вменения учреждению
статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном
статьями 274,
284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
При рассмотрении спора судами установлено, что Управлением проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности, по результатам которой вынесены предписания от 15.01.2019 N 183/1/1 и N 191/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды пришли к выводу о доказанности Управлением факта нарушения учреждением указанных в предписаниях обязательных требований пожарной безопасности.
Как следует из обжалуемых судебных актов, основанием для вынесения оспариваемых предписаний послужили выявленные в ходе проверки нарушения учреждением при эксплуатации им зданий и сооружений на территории санатория положений Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Федерального
закона N 123-ФЗ,
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), Приказа МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях"
(НПБ 104-03) (далее - Приказ МЧС России N 323 (НПБ 104-03),
Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173, Приказа МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
(НПБ 110-03) (далее - Приказ МЧС России N 315 (НПБ 110-03), Строительных
норм и правил СНиП 21-01-97*. "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*), принятых и введенных в действие
постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7,
Свода правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180,
Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171,
Свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175,
Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31.
В силу
статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
абзац 4 статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ).
Федеральный
закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно
части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального
закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты (под которыми понимаются и здания), которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в степени, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу
статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Технического
регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Нормы
НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы
НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Приказы, утвердившие данные нормы правил безопасности, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003. До настоящего момента нормы и требования
НПБ 110-03 и
НПБ 104-03 являются действующими.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты учреждение, вопреки своим доводам о том, что требования вышеуказанных нормативных правовых актов и правил не распространяются на спорные здания и сооружения, находящиеся в эксплуатации санатория, по причине того, что данные объекты защиты введены в эксплуатацию до вступления в законную силу указанных норм, обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе Сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности.
Кроме того, суды указали на возможность устранения выявленных и изложенных в предписаниях нарушений, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, в ходе текущей эксплуатации зданий, без проведения капитального ремонта и их реконструкции.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности приведения спорных зданий в соответствие с действующими нормами и правилами, материалы дела не содержат.
Признавая неправомерным довод учреждения о том, что требования
СНиП 21-01-97* не подлежат применению к зданиям, построенным и введенным в эксплуатацию до его принятия и введения в действие, суды обоснованно указали на то, что положения
части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ не освобождают учреждение от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при их эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение зданий в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* прямо определено, что данные
нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.
Поскольку, как установлено судами при рассмотрении спора и подтверждено материалами дела, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в зданиях, занимаемых заявителем, а также особое социальное назначение данного учреждения (санаторий, предназначенный для массового пребывания и проживания людей, в том числе детей), то соблюдению подлежат, в частности и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.
Относительно несогласия учреждения с вменением ему нарушения
статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ (пункт 1 предписания N 183/1/1 и пункт 8 предписания N 191/1/1), выразившееся в отсутствии на территории санатория источников наружного противопожарного водоснабжения (не предусмотрено устройство для отбора воды автоцистернами и пожарными машинами - отсутствие пожарных гидрантов), с указанием на то, что названная
норма права распространяется только на территории поселений и городских округов, суды, со ссылкой на положения
статьи 62 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 4.1 Сводных правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", правомерно указали на обязанность заявителя по обеспечению, занимаемой им территории, источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
При этом ссылка учреждения на письма Администрации сельского поселения Шафрановский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан правомерно отклонена судебными инстанциями, ввиду неподтверждения указанными письмами факта наличия на момент проведения административным органом проверки на территории санатория источников наружного противопожарного водоснабжения.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных учреждением требований о признании незаконными и отмене оспариваемых предписаний у судов не имелось.
Законность пунктов предписаний заявителем не опровергнута.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию учреждения по делу и свидетельствуют о несогласии его с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе полной и всесторонней оценки доказательств, с учетом установленных обстоятельств дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.06.2019 по делу N А07-1911/2019 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения Санаторий "Шафраново" Министерства здравоохранения Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО