Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2019 N Ф09-5221/18 по делу N А60-66619/2017
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обстоятельства: Учреждению противопожарной службы предписано: 1) Организовать ведение путевой документации (путевых листов), организовать учет рабочего времени водителей; 2) Организовать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку требования предписания соответствуют нормам права; 2) Требование удовлетворено, так как учреждение не обязано проводить предрейсовые осмотры в отношении водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб.
Дополнительно: Рассмотрены также иные требования предписания.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2019 N Ф09-5221/18 по делу N А60-66619/2017
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обстоятельства: Учреждению противопожарной службы предписано: 1) Организовать ведение путевой документации (путевых листов), организовать учет рабочего времени водителей; 2) Организовать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку требования предписания соответствуют нормам права; 2) Требование удовлетворено, так как учреждение не обязано проводить предрейсовые осмотры в отношении водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб.
Дополнительно: Рассмотрены также иные требования предписания.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2019 г. N Ф09-5221/18
Дело N А60-66619/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Вдовина Ю.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "71 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2018 по делу N А60-66619/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - управление) - Наберухина В.А. (доверенность от 14.01.2019).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора (далее - управление) о признании незаконным предписания от 27.10.2017 N 498/с, результатов проверки недействительными в связи с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), обязании управление отменить оспариваемое предписание.
Решением суда от 15.02.2018 (судья Водолазская С.Н.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание управления от 27.10.2017 N 498/с и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 (судьи Риб Л.Х., Трефилова Е.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 04.09.2018 (судьи Гусев О.Г., Гавриленко О.Л., Лукьянов В.А.) решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 отменены в части признания недействительным предписания управления от 27.10.2017 N 498/с. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2018 (судья Водолазская С.Н.) в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 (судьи Трефилова Е.М., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда первой инстанции от 22.11.2018 и постановление апелляционного суда от 04.03.2019 отменить и принять по делу новое решение, которым признать незаконным оспариваемое предписание управления.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что вменяемые оспариваемым предписанием нарушения неправомерны в связи с тем, что управлением не учтены особенности осуществляемой деятельности по обеспечению пожарной безопасности в интересах безопасности граждан и организаций Свердловской области.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 20.09.2017 N 498с управлением в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки управлением выявлены нарушения требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов), Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ), Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н, Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11, Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 287, Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647, Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.03.2016 N 59.
Результаты проверки отражены в акте проверки и послужили основанием для выдачи предписания от 27.10.2017 N 498/с, согласно которому учреждению предписано в срок до 05.02.2018 устранить выявленные нарушения, провести следующие мероприятия по устранению нарушений: организовать ведение путевой документации (путевых листов), обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требовании нормативных актов, обеспечить внесение в путевой лист сведений о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, обеспечить внесение сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства, организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени, установить нормальную продолжительность рабочего времени не более 10 часов, обеспечить соблюдение установленной продолжительности управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены), установить продолжительность управления автомобилем в течение ежедневной работы не более 9 часов, организовать учет рабочего времени водителей, обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах, направить на прохождение медицинского освидетельствования водителей, не имеющих медицинских заключений установленной формы о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством, организовать проведение обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водительского состава, прохождение предсменного, предрейсового медицинского осмотра водителями перед выездом на линию, обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средства профессиональными специалистами, назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств со специальным профильным образованием и соответствующим квалификационным требованиям, обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок, разработать план мероприятий по подготовке транспортных средства к безопасной эксплуатации, обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации, организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок, обеспечить периодичность проведения проверок соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации), проводить контроль мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки работников один раз в шесть месяцев, проводить контроль мероприятий по соблюдению режима труда и отдыха водителей один раз в шесть месяцев, организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих субъекту транспортных средств, организовать процесс доведения до водителей необходимой информации путем проведения инструктажей, провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения, обеспечить соответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным требованиям, устранить несоответствие квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств установленным требованиям.
Полагая, что оспариваемое предписание вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды при новом рассмотрении дела, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом N 196-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установленные ими требования по обеспечению безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях оказания услуг, так и для собственных нужд. Вместе с тем отдельные требования из числа перечисленных в статье 20 названного Закона, исходя из их содержания, обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств в целях оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. К числу таких требований, относятся, в частности, предусмотренное пунктом 1 статьи 20 указанного Закона требование соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и предусмотренные пунктом 4 статьи 20 данного Закона требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Во исполнение статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации разработаны и утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, пункт 2 которых определяет основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов.
В силу пункта 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к этому приказу.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Таким образом, положениями пунктов 1 и 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований предъявляемых к юридическим лицам, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом в зависимости от целей таких перевозок.
Требования об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки, направлены на организацию работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, создание условий для повышения квалификации водителей и других работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и недопуска транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Учреждение осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и осуществляет перевозку работников, следовательно, оно обязано соблюдать требования, установленные статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" предусмотрено, что организации, которые совершают перевозки для собственных нужд, должны выполнять те же требования безопасности, что и при коммерческих перевозках, в том числе они обязаны выполнять обязанности, установленные статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Таким образом, сам по себе факт неосуществления учреждением деятельности, связанной с перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом, не отменяет для учреждения как лица, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения обязанность по соблюдению требований, изложенных в статье 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2, 3 предписания от 27.10.2018 N 498/с учреждению предписано организовать ведение путевой документации (путевых листов), обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов, обеспечить внесение в путевой лист сведений о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Порядок заполнения путевых листов, установлен Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", согласно которому путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях (пункт 9 Приказа).
Согласно пункту 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
В соответствии с пунктом 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации. Субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан обеспечить каждого водителя путевым листом, расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков (подпункт 1 пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов." имеется в виду "...Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов.".
Судами установлено, что представленные заявителем в материалы дела путевые листы не содержат сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5, подпунктами 1, 2, 4 пункта 6, подпунктом 1 пункта 7, пунктом 16 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов.
При этом суды признали, что приведенные в пунктах 1, 2 предписания формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, имеются ссылки на нормативные правовые акты, нарушение которых выявлено управлением в ходе проверки.
Судами верно отмечено, что предписание необходимо оценивать в совокупности с актом проверки от 27.10.2017 N 498/с, ссылка на который имеется в предписании, а акт проверки содержит подробное описание выявленных нарушений, для устранения которых заявителю необходимо совершить действия, указанные предписании. Также, в случае неясности предписания заявитель вправе обратиться в административный орган за разъяснением его содержания.
В пунктах 4, 5, 6 предписания на учреждение возложена обязанность организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени, установить нормальную продолжительность рабочего времени не более 10 часов; обеспечить соблюдение установленной продолжительности управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены), установить продолжительность управления автомобилем в течение ежедневной работы не более 9 часов; организовать учет рабочего времени водителей, обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах.
В соответствии с пунктом 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
Согласно статье 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
В пункте 1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей) определено, что данное положение разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 названного Положения (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого предписания) данное положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
В соответствии с пунктом 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 названного Положения.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов (пункт 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
Согласно пункту 16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 данного Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 названного Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
Суды, установив, что административным органом в ходе проверки выявлены и в акте проверки от 27.10.2017 N 498/с зафиксированы факты нарушения продолжительности рабочего времени водителей и управления транспортным средством, а также нарушения ведения учета рабочего времени, пришли к обоснованному выводу о том, что учреждением не соблюдены вышеприведенные нормы права, в связи с чем признали законным оспариваемое предписание в соответствующей части.
Пунктами 7, 8 предписания учреждению предписано направить на прохождение медицинского освидетельствования водителей, не имеющих медицинских заключений установленной формы о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством, а также организовать проведение обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водительского состава; обеспечить проведение предсменного, предрейсового медицинского осмотра водителями перед выездом на линию.
На основании статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе:
обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) определено, что медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Вопросы проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - медицинское освидетельствование) регулируются Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2015 N 344н, в силу пункта 2 которого медицинское освидетельствование проводится с целью определения наличия (отсутствия) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с Перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604.
В силу пункта 8 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ по результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Учитывая установленный в ходе проверки факт нарушения прохождения водителями учреждения обязательного медицинского освидетельствования, суды пришли к правильному выводу о том, что у административного органа имелись правовые основания для включения в оспариваемое предписание требования об устранении данного нарушения.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров), определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, которые проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров).
Согласно пункту 4 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (подпункт 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ).
Аналогичное положение по обязательному предрейсовому осмотру содержится в пункте 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Управлением в ходе проверки установлено нарушение требований по проведению обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, в частности, выявлены факты допуска к рейсу водителей без прохождения предсменного, предрейсового медосмотра.
Суды пришли к выводу о том, что требование по проведению обязательных предрейсовых медицинских осмотров в отношении водителей, управляющих транспортными средствами и не выезжающих по вызову экстренных оперативных служб, должно соблюдаться.
При этом суды признали, что соответствующая обязанность возложена административным органом пунктом 8 предписания от 27.10.2017 N 498/с на учреждение правомерно.
Вместе с тем, установив, что пожарная охрана относится к числу оперативных служб, в связи с чем, в силу пункта 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров учреждение не обязано проводить предрейсовые осмотры в отношении водителей, управляющих транспортными средствами и выезжающих по вызову экстренных оперативных служб, судам необходимо было признать пункт 8 оспаривая предписания в соответствующей части незаконным.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым устранить данное нарушение, обжалуемые акты в данной части изменить, признать незаконным пункт 8 предписания управления от 27.10.2017 N 498/с в части обязания организовать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водительского состава, управляющего транспортными средствами оперативной службы и выезжающих по экстренному вызову.
Пунктом 9 предписания учреждению предписано обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средств профессиональными специалистами, назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств со специальным профильным образованием и соответствующим квалификационным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, которым установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов.
Согласно пунктам. 1, 2 названного Положения аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
Суды, установив факт нарушения учреждением требований обязательного прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств, а также требований проведения контроля технического состояния транспортных средств, правомерно признали предписание в указанной части законным.
Пунктами 10, 11, 12, 14 предписания на учреждение возложена обязанность во исполнение требований пунктов 5, 6, 8, 20, 21, 22 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок, разработать план мероприятий по подготовке транспортных средства к безопасной эксплуатации; обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации. Организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок; обеспечить периодичность проведения проверок соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации). Проводить контроль мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки работников один раз в шесть месяцев, проводить контроль мероприятий по соблюдению режима труда и отдыха водителей один раз в шесть месяцев.
Поскольку учреждение осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и осуществляет перевозку работников, следовательно, оно обязано соблюдать требования, установленные статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ и Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, суды обоснованно признали данные требования административного органа правомерными.
Пунктом 13 предписания заявителю предписано организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих субъекту транспортных средств.
В соответствии с пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Поскольку административным органом в ходе проверки установлено, что владелец транспортных средств проводит сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих ему транспортных средств реже чем один раз в месяц, суды обоснованно признали пункт 13 предписания законным.
При этом суды критически отнеслись к представленной учреждением в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции копии журнала учета ДТП ФГКУ "71 ОФПС по Свердловской области" N 5-2-9 на том основании, что указанный документ не соответствует экземпляру названного журнала, исследованного административным органом в ходе проверки, содержит иные данные о периодах сверки с отделом ГИБДД МВД России сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих учреждению транспортных средств, которых на момент проведения проверки не имелось.
Пунктами 15, 16, 17 предписания учреждению предписано во исполнение требований пунктов 14.3, 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, пункта 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59, пункта 2 Положения, утвержденного Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11, пункта 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ, провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения; обеспечить соответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным требованиям; устранить несоответствие квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств установленным требованиям.
Судами отмечено, что статьи 9 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает общие квалификационные требования к должностям в федеральной противопожарной службе, при этом нормы вышеуказанных приказов Минтранса России являются специальными по отношению к ней, устанавливающими профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, соответственно, положения названных приказов правомерно применены административным органом при вынесении оспариваемого предписания.
Поскольку приведенные в пунктах 15, 16, 17 предписания требования административного органа соответствуют положениям указанных в данных пунктах предписания норм права, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, суды правомерно признали их законными.
Судами верно отмечено, что сам по себе факт неосуществления учреждением деятельности, связанной с перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом, не отменяет для учреждения как лица, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения обязанность по соблюдению требований, изложенных в пункте 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2018 по делу N А60-66619/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по тому же делу изменить.
Признать незаконным пункт 8 Предписания Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора N 498/с от 27.10.2017 в части обязания организовать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водительского состава, управляющего транспортными средствами оперативной службы и выезжающих по экстренному вызову.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Федерального государственного казенного учреждения "71 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Е.А.КРАВЦОВА