Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.04.2017 N Ф09-492/17 по делу N А50-13889/2016
Требование: О признании незаконными действий по начислению арендной платы в повышенном размере, обязании произвести перерасчет.
Обстоятельства: Арендатор указал, что начисляемая арендодателем плата превышает согласованную сторонами в договоре величину.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как судами не установлено, являлся ли проект договора аренды частью аукционной документации, содержал ли пункт о возможности корректировки размера арендной платы на установленные в нормативном акте коэффициенты к ставкам платы за единицы объема лесных ресурсов и площади лесного участка, вывод о запрете изменения условий договора сделан преждевременно без исследования вопроса об обоснованности расчета платы с применением этих коэффициентов.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.04.2017 N Ф09-492/17 по делу N А50-13889/2016
Требование: О признании незаконными действий по начислению арендной платы в повышенном размере, обязании произвести перерасчет.
Обстоятельства: Арендатор указал, что начисляемая арендодателем плата превышает согласованную сторонами в договоре величину.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как судами не установлено, являлся ли проект договора аренды частью аукционной документации, содержал ли пункт о возможности корректировки размера арендной платы на установленные в нормативном акте коэффициенты к ставкам платы за единицы объема лесных ресурсов и площади лесного участка, вывод о запрете изменения условий договора сделан преждевременно без исследования вопроса об обоснованности расчета платы с применением этих коэффициентов.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 3 апреля 2017 г. N Ф09-492/17
Дело N А50-13889/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство) на
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.08.2016 по делу N А50-13889/2016 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Чирьева Василия Александровича (далее - предприниматель Чирьев В.А.) - Поставалова Ю.Р. (доверенность от 29.09.2014).
Предприниматель Чирьев В.А. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий министерства по начислению арендной платы в части, превышающей размер арендной платы, установленный п. 5 договора аренды лесного участка от 21.04.2008 N 51; об обязании министерства произвести перерасчет арендной платы по договора аренды лесного участка от 21.04.2008 N 51 за период с 31.12.2014 по 01.01.2015, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 до момента вынесения решения (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном
ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.08.2016 (судья Батракова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (судьи Голубцов В.Г., Васильева Е.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы министерство указывает, что суды не учли его довод о том, что арендная плата за использование лесов является регулируемой, при расчете минимального размера арендной платы применяется средняя минимальная ставка платы за единицу объема по соответствующему виду рубок. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что расчет арендной платы произведен им с применением коэффициентов, установленных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и является верным. Кроме того заявитель кассационной жалобы ссылается на п. 9 спорного договора, которым предусмотрено изменение размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объемы древесины лесных насаждений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между министерством (арендодателем) и ответчиком (арендатором) 21.04.2008 заключен договор N 51 аренды лесного участка (далее - договор), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со
ст. 72,
74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона от 16.04.2008 N 9 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19 767 га из земель лесного фонда, расположенного по адресу: Пермский край, Лысьвенский, Чусовской муниципальные районы, ГКУ "Комарихинское лесничество" (Комарихинский лесхоз), Верхне-Городковское участковое лесничество (Комарихинское лесничество), N кварталов 15, 19, 20, 26 - 30,47, 48, 63 - 72, 92 - 104, 118 - 133, 144 - 156, 167 - 196 (п. 1, 2 договора) на срок с 01.07.2008 по 30.06.2023 (п. 22 договора).
Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи от 24.04.2008 для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего - 9,1 тыс. м3, в том числе 2,3 тыс. м3 по хвойному хозяйству (п. 4. договора).
Договор прошел государственную регистрацию 11.06.2008 и присвоен регистрационный N 59-59-10/035/2008-157.
Арендная плата составляет 3 197 880 руб. в год, к оплате арендатором причитается, за вычетом внесенного задатка 3 070 980 руб. Арендная плата вносится арендатором согласно календарному плану до 10-го числа начала июля, октября месяцев 2008 года, до 15-го числа января, до 10-го числа апреля месяцев 2009 года (п. 5, 8 договора).
Предприниматель полагая, что министерство в период с 26.11.2014 производит начисление арендной платы по договору в сумме, превышающей 3 197 880 руб. в год, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Проверив в порядке
ст. ст. 274,
284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
Удовлетворяя требования о признании незаконными действий министерства по начислению арендной платы за пользование лесным участком в части, превышающей размер арендной платы, установленный в п. 5 договора и обязывая ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору за период с 26.11.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по дату вступления решения суда в законную силу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недопустимости изменения условий договора в части арендной платы, сочтя, что условие о повышении арендной платы противоречит законодательству.
Между тем суды не учли следующее.
Предметом спора является вопрос о правомерности начисления министерством арендной платы за периоды с 31.12.2014 по 01.01.2015, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016.
В силу
п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно
ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом, если иное не установлено данным
Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным
кодексом Российской Федерации (
ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным
(часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений
(часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со
статьями 73 и
76 данного Кодекса
(часть 3).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в
главе 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу
ч. 1 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со
ст. 81 -
84 Лесного кодекса Российской Федерации (
ч. 1,
2 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно
п. 4 ч. 4 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации начальный размер арендной платы определяется в соответствии со
ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с
частями 2,
3 и
4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (
ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены
постановлением от 22.05.2007 N 310.
В соответствии со
ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер,
ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный договор заключен на основании протокола о результатах аукциона от 16.04.2008 N 9, сроком на 15 лет.
В соответствии с п. 5 договора арендная плата по настоящему договору составляет 3 197 880 руб. в год.
Согласно п. 9 договора размер арендной подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объемы древесины лесных насаждений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Размер арендной платы может быть корректирован в связи с изменением внегодового объема использования лесов по материалам проекта освоения лесов либо лесохозяйственного регламента лесничества, созданного согласно
приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.06.2007 N 311 "Об определении количества лесничеств на территории Пермского края и установлении их границ".
В
п. 6 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно
ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного
ч. 7 ст. 53.7 данного Кодекса.
Между тем судами не установлено и материалами дела не подтверждается, являлся ли проект спорного договора аренды частью аукционной документации, в частности содержал ли пункт 9 в подписанной сторонами редакции.
Следовательно, у судов не было оснований делать вывод об изменении сторонами условий договора в части арендной платы, исходя из целей аукциона, проведенного для передачи права на заключение договора аренды сроком на 15 лет и признавать условия повышения арендной платы противоречащими законодательству. Указанные выводы являются преждевременными.
Так,
постановлением от 17.09.2014 N 947 были изменены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со
ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, путем применения к ним коэффициентов на 2015 год - 1,37, на 2016 год - 1,24.
Учитывая содержание заключенного сторонами договора, в котором имеется соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы, судам надлежало определить обоснованность требований министерства с учетом пункта 9 договора и аукционной документации к предпринимателю Чирьеву В.А. о необходимости оплатить определенную договором по результатам аукциона арендную плату с применением спорных коэффициентов.
При этом возможность изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка согласуется не только с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
Постановлении от 17.12.2013 N 12157/2013, но и изложенной в
Определении Верховного Суда РФ от 08.12.2016 по делу N 303-ЭС15-19719.
Поскольку судами неправильно применены нормы материального права, не установлены значимые для принятия решения обстоятельства, установление которых могло повлиять на принятые судами решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (
ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, на основании имеющихся в деле доказательств и рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь
ст. 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.08.2016 по делу N А50-13889/2016 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА