Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2024 N Ф09-7/24 по делу N А60-19184/2023
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заводу предписано предусмотреть заполнение проема в противопожарной преграде противопожарной дверью с определенным пределом огнестойкости, отделяющей все встройки административных и бытовых помещений цеха от производственной части.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, поэтому период постройки и введения в эксплуатацию спорных зданий не освобождает завод от соблюдения действующих (введенных после постройки зданий) норм и правил пожарной безопасности.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2024 N Ф09-7/24 по делу N А60-19184/2023
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Заводу предписано предусмотреть заполнение проема в противопожарной преграде противопожарной дверью с определенным пределом огнестойкости, отделяющей все встройки административных и бытовых помещений цеха от производственной части.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, поэтому период постройки и введения в эксплуатацию спорных зданий не освобождает завод от соблюдения действующих (введенных после постройки зданий) норм и правил пожарной безопасности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2024 г. N Ф09-7/24
Дело N А60-19184/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества Машиностроительный завод Имени М.И. Калинина на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2023 по делу N А60-19184/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по тому же делу по заявлению публичного акционерного общества Машиностроительный завод Имени М.И. Калинина (ИНН 6663003800, ОГРН 1026605624451) к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление ФПС N 49 МЧС России" (ИНН 6670115054, ОГРН 1069670065387) об оспаривании предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители публичного акционерного общества Машиностроительный завод Имени М.И. Калинина - Суворова А.С. (доверенность от 01.01.2024, диплом), Путтер А.А. (доверенность от 01.01.2024).
Публичное акционерное общество Машиностроительный завод Имени М.И. Калинина (далее - заявитель, общество, ПАО "МЗИК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N 1/1 от 02.02.2023 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного федеральным государственным казенным учреждением "Специальное управление ФПС N 49 МЧС России" (далее - надзорный орган, учреждение, СУ ФПС N 49).
Решением суда первой инстанции от 11.08.2023 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов отменить, заявленные требования по подпункту 1 предписания удовлетворить.
Указывает на следующее.
Встройки административных и бытовых помещений цеха N 96 в корпусе N 12 построены и оборудованы в 1966 году, в соответствии с требованиями противопожарных норм, действующих в период постройки, а именно, требованиями СНиП 1I-A.5-62 1963 года, при этом капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение данных помещений не осуществлялись, таким образом, установление к данным помещениям более высоких требований пожарной безопасности недопустимо. Требование оспариваемого предписания об установке противопожарных дверей с пределом огнестойкости в 30 минут в существующую встройку не повысит ее уровень пожарной безопасности, в связи с чем предъявляемое требование является необоснованным и нецелесообразным, ведет только к несению излишних расходов предприятия на организацию бесполезных противопожарных мероприятий.
Заинтересованное лицо в представленном отзыве, указало на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой выездной проверки объектов защиты, принадлежащих ПАО "МЗИК", 28.06.2021 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 49 МЧС России" вынесено предписание N 11/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 30.01.2023.
ПАО "МЗИК" исполнило предписание не в полном объеме, не выполнив требования, указанные в подпунктах 32.2, 93, 96.1, 97.1, 97.2, 98, 100, 101.
Во исполнение решения заместителя главного государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 49 МЧС России" по пожарному надзору Кошкарова И.А. N 66-49-2023/008рс от 25.01.2023 проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие (инспекционный визит) 02.02.2023 в отношении контролируемого лица ПАО "МЗИК".
По результатам проведения контрольного мероприятия ФГКУ "Специальное управление ФПС N 49 МЧС России" вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1/1 от 02.02.2023. Срок устранения нарушений, указанных в подпункте 1 установлен до 31.01.2025, в подпунктах 2 - 9 до 01.06.2024.
В предписании N 1/1 от 02.02.2023 содержатся следующие указания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, аналогичные требованиям в подпунктах 32.2, 93, 96.1, 97.1, 97.2, 98, 99, 100, 101 Предписания N 11/1/1 от 28.06.2021:
Подпункт 1 (ранее - 32.2, в отношении корпуса N 12): Предусмотреть заполнение проема в противопожарной преграде противопожарной дверью с пределом огнестойкости не менее чем EI30, отделяющей все встройки административных и бытовых помещений цеха N 96 от производственной части (в осях Щ/5-30).
Предписание обжаловалось в досудебном порядке, в рассмотрении жалобы отказано по мотиву истечения срока на ее подачу.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суды признали требования заинтересованного лица об устранении выявленных нарушений законными и обоснованными.
Заявителем в порядке апелляционного производства решение суда было также обжаловано в части выводов о признании законным подпункта 1 предписания. Законность и обоснованность судебных актов проверяется только в обжалуемой части, в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ, Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Закона о пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
В соответствии со статьей 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании статей 37 и 38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 2 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
При этом, согласно части 4 статьи 4 указанного Закона в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов, а также пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблицах 23, 24 Федерального закона N 123-ФЗ, в соответствии с которыми двери (за исключением дверей с остеклением более 25 процентов и дымогазонепроницаемых дверей), ворота, люки, клапаны, шторы и экраны должны обеспечивать предел огнестойкости EI 30.
Пунктом 6.1.47 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 предусмотрено, что помещения категорий А, Б, В1, В2, В3, а также Г (с наличием газообразного или жидкого топлива) по взрывопожарной и пожарной опасности следует отделять одно от другого, а также эти помещения от помещений категорий В4, Г (без наличия газообразного и (или) жидкого топлива), Д от коридоров и от помещений другого функционального назначения противопожарными перегородками и противопожарными перекрытиями следующих типов:
в зданиях I степени огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 2-го типа;
в зданиях II и III степени огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями (междуэтажными и над подвалом) 3-го типа;
в зданиях IV степени огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности С0, С1 - противопожарными перегородками 2-го типа и противопожарными перекрытиями 4-го типа;
в зданиях IV степени огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности С2, С3 помещения категорий В1 - В3 по пожарной опасности - противопожарными перегородками 2-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа, помещения категорий А и Б по взрывопожарной опасности - противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарными перекрытиями 3-го типа.
Оспаривая подпункт 1 предписания заявитель указывал, что встройки административных и бытовых помещений цеха N 96 в корпусе N 12 построены и оборудованы в 1966 году, в соответствии с требованиями противопожарных норм, действующих в период постройки, а именно, требованиями СНиП II-А.5-62 1963 года, при этом капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение данных помещений не осуществлялись, таким образом, установление к данным помещениям более высоких требований пожарной безопасности недопустимо. Указанное подтверждает план вспомогательных помещений корпуса N 12 от 1966 года, из описания которого следует, что перегородки встроек выполнены из кирпича и стеклоблоков. Предел огнестойкости перегородок - 15 минут. Установка противопожарных дверей с пределом огнестойкости в 30 минут в существующую встройку не повысит ее уровень пожарной безопасности. Помещения встройки оборудованы пожарной сигнализацией, из них обеспечен беспрепятственный выход, в находящейся во встройке инструментальной кладовой укреплены перегородки и установлены противопожарные двери.
В ходе рассмотрения вопроса об установке противопожарных дверей в существующую встройку ПАО "МЗИК произвело сметный расчет необходимых работ, согласно которому стоимость установки дверей составляет 731 000 руб. Учитывая то, что состояние встройки не отвечает нуждам и потребностям завода в настоящее время, руководством ПАО "МЗИК" принято решение о проведении ремонта и переоборудования цеха 96, в ходе которого встройки административных и бытовых помещений цеха в осях Щ/5-30 подлежат сносу, а на их месте планируется строительство новой двухэтажной встройки, оборудованной в соответствии с действующими нормами и требованиями пожарной безопасности.
Проектная документация на производство данных работ находится в процессе разработки, между ПАО "МЗИК" и ИП Каток А.В. заключен договор N z21_537 от 17.12.2021 на проектные работы, при этом подрядчиком допущено нарушение сроков сдачи работ и устраняются многочисленные замечания заказчика, в связи с чем принятие работ по договору откладывается.
С учетом сложившихся обстоятельств снос и строительство вспомогательных помещений будут осуществляться в 2024 - 2025 годах. Несение Обществом расходов в 2023 году на установку противопожарных дверей в размере 731 000 руб., при условии сноса встройки в 2024 году, является нецелесообразным. Более того, в настоящее время Общество вкладывает значительные денежные средства в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа.
Об указанных обстоятельствах ПАО "МЗИК" уведомило письмом начальника отделения ФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N 49 МЧС России" И.А. Кошкарова в ходе проведения проверки.
Между тем, отклоняя указанные доводы, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 39 Приказа МЧС России N 140 требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Действующие нормативные документы должны применяться: в случае изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
В рассматриваемом случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки. Период постройки и введения в эксплуатацию спорных зданий не освобождает заявителя от соблюдения действующих (введенных после постройки зданий) норм и правил пожарной безопасности.
Ссылки заявителя на то, что установка противопожарных дверей с пределом огнестойкости в 30 минут в существующую встройку не повысит ее уровень пожарной безопасности, в связи с чем предъявляемое требование является необоснованным и нецелесообразным, судами обоснованно признаны несостоятельными, поскольку соответствующими доказательствами не подтверждены.
Доказательств, опровергающих наличие указанных в подпункте 1 предписания нарушений, заявителем не представлено (ст. 65 АПК РФ). Противопожарная дверь обладает свойствами дымонепроницаемости, что влияет на повышение уровня пожарной безопасности корпуса в целом.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в данной ситуации отсутствовала совокупность предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания предписания недействительным, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2023 по делу N А60-19184/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества Машиностроительный завод Имени М.И. Калинина - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Н.Н.СУХАНОВА